МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Университетский профессиональный колледж
Рабочая тетрадь
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Группа ____________________________
Ф И О студента _______________________________
Семейное право. Рабочая тетрадь. // Составитель:
Моногарова И.В., – Омск, 2013 с. 36.
Рабочая тетрадь содержит задания различного вида, направленные на систематизацию и закрепление теоретических знаний по дисциплине, для развития познавательных способностей и формирования навыков самостоятельной работы студентов и применения их на практике.
Рабочая тетрадь позволяет студентам дать возможность реализовать свои индивидуальные возможности, личные качества, повышение интереса к научным знаниям, а также формирует умение планировать и проектировать свою учебную деятельность.
Задания по данному курсу могут выполняться как во время изучения материала в аудитории, так и во внеаудиторное время.
Рабочая тетрадь разработана для студентов средних учебных заведений, изучающих дисциплину «Семейное право».
О Г Л А В Л Е Н И Е
Раздел I Общие положения семейного права Лекция 1 Понятие семьи, предмет, метод семейного права ……................ Лекция 2 Принципы и источники семейного права …………………......... Лекция 3 Семейные правоотношения. Юридические факты ……….......... Раздел II Брак Лекция 4 Условия и порядок заключения брака ……………………........... Лекция 5 Прекращение и недействительность брака ……………….......... Лекция 6 Права и обязанности супругов ………………………….............. Раздел III Правоотношения родителей и детей Лекция 7 Установление происхождения детей ……………………............ Лекция 8 Права несовершеннолетних детей ………………………............. Лекция 9 Права и обязанности родителей …………………………............. Раздел IV Алиментные обязательства Лекция 10 Общие положения об алиментных обязательствах ………......... Лекция 11 Алиментные обязательства родителей и детей …………........... Лекция 12 Алиментные обязательства супругов и бывших супругов......... Раздел V Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей Лекция 13 Понятие усыновление (удочерение) детей ……………................ Лекция 14 Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми...... Лекция 15 Приемная семья …………………………………………………... Раздел VI Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента Лекция 16 Общие понятия семейных отношений с участием иностранного элемента ……………………………………………………….................................. Раздел VII Акты гражданского состояния Лекция 17 Основные понятия об актах гражданского состояния ……........ Вопросы к зачету ……………………………………………………………… Список использованной литературы ……………………………………………… |
Раздел I Общие положения семейного права
|
Лекция 1 Понятие семьи, предмет, метод семейного права
Задание 1. Дать определение данному понятию:
Близкие родственники.............................................................................................................
|
……………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Семья …………………………………………………………………………………………….....
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
|
Семейное право...........................................................................................................................
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Перечислить нормы права, воздействующие на семейные отношения
|
|
|
Задание 3. Ответить на вопрос:
1. В чем заключается понятие семьи в социологическом и юридическом смысле?
Семья |
Юридическое понятие |
Социологическое понятие |
2. Какие функции выполняет семья в обществе? ……………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..
Литература:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г.// Ведомости СНД СССР и ВС СССР.1990.№45.Ст.955.
Нечаева А.М. Семейное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2006.-329с.
Смирнова Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.2007г.- 224с.
Лекция 2 Принципы и источники семейного права
Задание 1. Дать определение данному понятию:
Принципы семейного права ……………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Запись актов гражданского состояния ……………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Источники права ……………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....
Задание 2. Расположить источники Семейного права по юридической силе (по убыванию) (напротив источника поставить номер по порядку)
………… ………… …………… …………… …………… …………… ………… | Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» Семейный кодекс РФ Федеральный закон от 15 ноября 1997г. № 143 – ФЗ «Об актах гражданского состояния» Конституция РФ Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000г. № 267 «О Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющимися гражданами Российской Федерации» Закон Республики Коми от 27 февраля 1998г. № 7- РЗ «Об оплате труда приемных родителей в Республике Коми» Указ Президента РФ от 16 ноября 2001г. № 1328 «Об президентских программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001- 2002 годы» |
Задание 3.Ответить на вопрос:
1. В каких отраслях законодательства РФ, кроме семейного, закреплен принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Литература:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Семейный кодекс Российской Федерации//СЗ РФ. 1996. №1. Ст.16.
Гомола А.И. Семейное право. Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-128с.
Нечаева А.М. Семейное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2006.-329с.
Лекция 3 Семейные правоотношения. Юридические факты
Задание 1. Дать определение данному понятию:
Семейные правоотношения ………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..
Субъект правоотношения ……………………………………………………......................
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..
Юридические факты ………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 2. Найти соответствия и проставить их в графе № 3 нижеуказанной таблицы:
№ п/п | Определение | Соответствия |
Родство | ||
Родство по восходящей линии | ||
Родство по нисходящей линии | ||
Прямое родство | ||
Боковое родство |
Варианты ответов:
а) родство от предка к потомку;
б) кровная связь лиц, происходящих одно от другого или общего предка;
в) отец, мать; сестры, братья (полнородные и неполнородные,
единокровные и единоутробные).
г) родители, дети, внуки;
д) родство от потомка к предку.
Задание 3. Ответить на вопрос:
1. Какими способами осуществляется защита семейных прав? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Литература:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Семейный кодекс Российской Федерации//СЗ РФ. 1996. №1. Ст.16.
Нечаева А.М. Семейное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2006.-329с.
Раздел II Брак
Лекция 4 Условия и порядок заключения брака
Задание 1. Дать определение данному понятию:
Брак………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Недееспособные…………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Фактический брак…………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Решить задачу:
После подачи в орган загса заявления о вступлении в брак Т.М. Петров и Л.Б. Кажуева обратились в местную поликлинику с просьбой провести медицинское обследование и дать заключение по поводу возможного пола их будущего ребенка. Главный врач поликлиники отказал в этой просьбе, сославшись на то, что поликлиника не проводит обследование и не дает консультации по таким вопросам.
Дайте оценку решению главного врача. В каких случаях СК РФ предусматривает возможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак?
Какими нормами СК РФ и иного федерального законодательства регламентируются эти вопросы?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….