Раздел III. Психология межличностного взаимодействия
Глава 3.3. Психология межличностного познания и формирования отношений
Введение
Важнейшим условием эффективности общения и совместной деятельности, а также любой индивидуальной деятельности, которая непосредственно связана с другими людьми, является адекватное отражение друг друга участниками взаимодействия. Иными словаИ ми, если индивид правильно воспринимает и понимает основные особенности личности и психологического состояния своего реаля ного или потенциального партнера по общению, то у него значительно возрастают шансы на успешное взаимодействие. Причем ксЯ гда сказанное относится и к его партнеру (при отсутствии антагоНиШ стических противоречий в их целях, интересах и способах действия), то вероятность взаимного успеха многократно увеличм| вается. И наоборот, неправильное отражение партнера зачастую не только обусловливает «пробуксовку» общения и деятельности с его участием, но иногда приводит к ущербу (моральному, экономичен скому и т. д.) для одной или обеих взаимодействующих сторон.
Результаты исследований проблемы межличностного познания, включающего в себя восприятие и понимание человека человеком, довольно полно представлены в работах отечественных ученых Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, А. А. Бодалева, В. Н. КунищИ ной, В. А. Лабунской, Л. А. Петровской, П. Н. Шихирева и др. (С0Я циальная психология: Учебное пособие, 2002, с. 147). В принципе этж проблема считается одной из наиболее изученных в психологии ош| щения, о чем свидетельствует большое количество научных трудоЯ как зарубежных, так и отечественных социальных психологов. меется, в Силу многоаспектности и сложности самого явления личностного познания говорить о его полной или достаточной ченности, конечно, рано. Вместе с тем использовать накопленные на сегодняшний день социально-психологические знания по этой пр< блематике не только возможно, но очень часто необходимо и полезн
|
Проблема межличностного познания в социальной психологии
Каким же образом осуществляется процесс межличностного познЯ ния? От каких факторов и условий он зависит? Хотя межличностное познание относится к явлениям субъект-субъектного взаимо-|
Лсихология межличностного познания и формирования отношений 151
ействия, начинать его рассмотрение удобнее все-таки с позиции е#тельностного подхода, когда один индивид выступает в качестве убъекта познавательной деятельности, а второй индивид — в каче-тве объекта познавательной деятельности первого.
Процесс познания индивидом другого человека начинается с восприятия поведения и внешнего вида этого объекта. В свою очередь восприятие обусловлено деятельностью воспринимающего субъекта и той ролью, которую играет в его деятельности воспринимаемый человек (объект). В частности, последний может выступать в роли соперника, сотрудника (союзника), помощника, а то и просто средства достижения цели субъекта деятельности. Например, в магазине самообслуживания покупателю нужно лишь определить, кто из находящихся в торговом зале людей является продавцом и, соответственно, может взвесить выбранный товар. Подчас другой человек оказывается помехой в деятельности воспринимающего субъекта, например, обращаясь к нему с несвоевременным вопросом, обременительной просьбой или мешая физически его движению к цели. Отсюда ясно, почему один и тот же человек может восприниматься вами по-разному в разных ситуациях.
|
Иначе говоря, вы всегда воспринимаете другого человека как бы сквозь призму своих актуальных побуждений (потребностей, мотивов, интересов и т. д.) и конкретных целей, т. е. он в целом и его отдельные особенности, в частности, поначалу воспринимаются вами с точки зрения того, насколько они способствуют или препятствуют решению ваших актуальных в данной обстановке проблем. Когда Другой человек, видя, что вы торопитесь, пропускает вас вперед, вы вслух или мысленно благодарите его и, не останавливаясь, двигаетесь дальше. Но если другой человек мешает вашему движению, не • обращая на вас внимания или делая это осознанно, вы рассматриваете его более подробно. Цель такого восприятия - - определить свои дальнейшие действия с учетом особенностей препятствующего вам объекта. Очевидно, что и пожилой инвалид, и хулиганствую-Щий верзила, и задумавшаяся девушка могут вызвать у вас сходную эмоциональную реакцию (раздражение, досаду). Однако ваша пове-Денческая реакция будет в каждом из этих случаев, скорее всего, Различной. Вероятно, в первом случае вы смиритесь с задержкой, во втором — решительно потребуете прохода, а в третьем — мягко попросите пропустить вас.
Естественно, в описанной ситуации возможны и другие вариан-ТЬ1 вашего поведения, так как многое будет зависеть не только от индивидуальных особенностей объекта, но и от личностной значи-