Упражнение «Музыкальные молоточки»




Вокальные упражнения для становления

Голосового аппарата

(распевание, игры с пением, работа над дикцией и интонацией)

«Запоют дети – запоёт народ», – писал К.Д. Ушинский.

А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

«Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций». (А.Катинене).

Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

При обучении пению я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком; приучать петь напевно, не скандировать;

2. Правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;

3. Добиваться отчетливости дикции;

4. Учить правилам ансамблевого пения

(научить детей слышать не только себя, но и рядом поющего);

5. Петь с сопровождением и а cappella;

6. Петь коллективно и индивидуально;

7. Учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;

8. Различать движение мелодии вверх и вниз;

9. Одновременно начинать и заканчивать пение;

10. Соблюдать динамические оттенки.

Чтобы успешно решать задачи, необходимо обучать детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки.

Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У малышей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Музыкальному руководителю следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Педагог при работе с детьми обязательно должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к детскому голосу осторожно и бережно.

Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:

– художественная ценность;

– доступность текста и мелодии;

– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля

первой октавы (3–5 лет), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

– соответствие интересам ребёнка.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Эта работа проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии.

Громкий разговор, пение, крик не только портит голосовые связки, но и снижает слух. Для расслабления мышц шеи, перед пением нужно использовать упражнения с плавными движениями рук, наклонами головой вперед, назад, и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «У», «А» и «О», но желательно не «И», так как она сужает гортань.

(В качестве разминки, я часто использую упражнение «Прилетел ветерок» из сборника Л.Б. Гусевой «Пальчиковая гимнастика» 2 часть– «Песни-игры»).

Небольшие песенки – попевки являются прекрасным материалом для развития певческих навыков детей, способствующих развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания, расширению диапазона. Перед пением детям необходимо дать правильную установку.

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:

1. Сидит дед, ему сто лет! А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие!

2. Сидит баба Яга, очень страшная она!

Быть такими не хотим, очень ровно мы сидим!

3. Если хочешь сидя петь – не садись ты как медведь!

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей!

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел!

Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!

4. Если хочешь стоя петь, головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись!

Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел!

Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!

(В. Степанов)

Для развития вокальных и певческих навыков я использую певческие упражнения в определенной системе. Каждое упражнение имеет кукую – то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.

Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее.

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией.

В начале учебного года я использую упражнения на развитие дикции и артикуляции. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Можно использовать в работе:

утрированный показ;

– озвученную артикуляционную гимнастику;

Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1.«Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние

зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.

Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой.

Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе:

Ходит перепел перед перепёлками со своими перепелятами.

Около кола бьют в колокола.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Варвара варенье доваривала, ворчала, да приговаривала.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

Мышь в углу прогрызла норку: тащит в норку хлеба корку,

Но, не лезет корка в норку – велика для норки корка!

(А. Дёмин)

Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поётся, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Для выработки правильной дикции использую выразительное чтение текста, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение. Предлагаю детям прочитать текст шепотом, с четкой артикуляцией.

В своей работе я использую следующие приемы:
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко, на высоком

звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и

выразительно;
– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании.

(Этот приём полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром

темпе).
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные.

Здесь я использовала «Вальс» Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать

его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т.д.)
– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я

акцентирую внимание детей на правильном замыкании звуков по руке

(дирижерский жест – снятие).

Как пример, упражнение «Язычок»

(Для развития артикуляции и подвижности языка).

Наш забавный язычок: щёлк – щёлк, щёлк – щёлк!

(Щёлкают языком).

Зубки чистит так умело: вправо – влево, вправо – влево!

(Закрывают рот, двигают языком в разные стороны, упираясь то в правую, то

в левую щеку).

Мы нисколько не устали, вверх и вниз им двигать стали!

(Высовывают язычок, двигают им поочередно: то вверх, то вниз).

Словно пчёлки пожужжали: ж – ж – ж!

Как машина зафырчали: р – р – р!

Как лошадка вскачь пустились: цок – цок – цок!

Вовремя остановились!

Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания.

Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вдох… и поём дальше».

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.


Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

 

2. «Погончики». И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

 

3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Выдох делается после каждого вдоха (пассивно) через рот, но не открывайте его широко.
Помните! «Накачивать шину» надо в темпе ритма строевого шага.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

4. «Кошка». И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Упражнение «Кошка» можно делать сидя и лежа.

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, я им разъясняю и

показываю, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку.

От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям через нос. Он должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Обычно я использую двухтактовые песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания:

1. Ветер песенку запел: у – у – у!

(ручки над головой раскачиваются в стороны)

И, листочек полетел: у – у – у!

(плавно раскачиваем руками)

Мимо нас он пролетал: м – м – м! (поём закрытым ртом)

Очень тихо зашуршал: ш – ш – ш! (медленно опускаемся)

Покружился и упал! (присели)

2. Сядь к нам, птичка, на ладошку, посиди – не бойся!

Лапки ты свои погрей, отдохни немножко!

(тёплым дыханием птичку согреваем)

3. «Аромат» (Е. Макшанцевой)

(используются цветы или снежинки)

4. «Волки» (по Б. Толкачёву)

Серый волк в густом лесу: У – У – У – У – У – У –У!

По ночам выл на луну: У – У – У – У – У – У –У!

Всем зверушкам спать мешал: У – У – У – У – У – У –У!

Даже совушку пугал: У – У – У – У – У – У –У!

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха. Важно научить ребенка выполнять задержание воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая, как работает диафрагма.

В комплекс дыхательной гимнастики В. В. Емельянова входят следующие упражнения:

«Насос»

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть: медленно – «большой насос»; резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы;

«Нюхаем цветок»

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать;

«Греем руки»

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом;

«Ремешок»

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы;

«Мячики»

В ыполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох;

«Змея»

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе;

«Свечи»

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи.

В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей “мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей “тянуть звуки”, “протягивать концы музыкальных фраз”. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «Петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы. Они играют большую роль, так как придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. При требовании петь громче, ребёнок вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды в голосовых связках даже могут лопнуть от напряжения. Кровоизлияние в область голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Чтобы этого избежать помогут следующие игры:

– пение с приставленной к уху ладонью («Кто там?»);

– пропевание гласных: А-Э-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

Ведь главная задача педагога при работе над звуковедением – добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой работе является разучивание попевок а capella. Это активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон. Кроме того, нужно пресекать громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.

Упражнение «Ай-да»

А – ай – да! А – ай – да! Позовём к себе кота!

А – ай – да! А – ай – да! Его шубка хороша!

(песенка строится на двух звуках: ре – ми или фа – соль)

 

Для формирования навыка звукообразования я применяю образное слово, беседу о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность.

В старших группах я использую упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными (“динь – дон”, “тук–тук”), так же прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое – колокольчика).

В этом разделе очень хороши игры со звуками и буквами. Такие игры «работают» в трёх направлениях: собственно произнесение звука, а значит и распознание его в речи; движение, а значит, моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Ведь дети обожают всякое звукоподражание. Для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером – одушевлять их. А, если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается мотивация к учению. Например, работа со звуком «Р» может выглядеть так:

Распевается на неопределённой высоте с падающей интонацией звук «Р». Одновременно мы руками изображаем, как будто нас с рокотом окатывает волна: начиная от спины, через голову и, заворачиваясь к коленям. Если вслушаться в этот звук, то действительно, можно почуствовать, что он как будто окатывает тебя. Ещё можно изображать плохо заводящийся мотор, который всё время глохнет, потом, мы, наконец, едем, поворачивая руль, как бы рисуем букву «Р».

Звуки «ПФ» - фыркающий ёжик, недовольный ёжик. (Песня – игра «Ёжик»)

Звуки «ИЭАОУ» хорошо тянуть на одном звуке, играя, например, в «индейцев» Их разговор может выглядеть так:

- Иэ!

- Ао?

- Эао: У!

- Ооу!!!

- Иэао!

- Иэаоу…

Звукосочетание «ШЩС» - звук закипающего чайника. Такое звучание получится, если на одном дыхании тянуть «Ш», постепенно превращая его в «Щ», а затем в «С»: ШШШШЩЩЩЩЩЩСССССССС

Интересно проследить, что при этом выделывает язык… Позже, к такому упражнению можно добавить голос и послушать, что получилось!

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Чистота интонации в пении в большой степени зависит от того, как развит у детей музыкальный слух.

 

Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.

Чистота интонации так же зависит от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я использую следующие приемы:

  • Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
  • Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
  • Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга. (Игры: «Кто ты?», «Я тебя знаю», «Давай играть!», «Это я!»;
  • Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
  • Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь показать, как надо растянуть звук “потоньше”, какое положение придать губам и т.д.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:

дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают

высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»,

«Кузнечик, движущийся по цветам»; «Повтори звуки» (с бубенчиками 3

цветов);

картинки, основанные на ассоциациях;

– различные наглядные пособия.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:

– распевки, построенные на тоническом трезвучии (можно петь на разные

слоги: ля, мо, па, ма и другие);

– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

(«Василёк», «Лесенка»)

Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.

Например, задание: «Пропой своё имя»;

Фонопедический метод развития голоса направлен на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса. У В. В. Емельянова разработана целая методика по развитию певческих навыков посредством этого метода.

«Метель»

Свистели метели

(Дети делают глиссандо от высокого регистра к низкому на звук «У»).

Летели снега

(Глиссандо от высокого регистра к низкому на звук «О»).

Стелила постели большая пурга

(Дети делают глиссандо на звук «И» то вверх, то вниз, показывая высоту звука).

Стелила постели морозом она

(Пропевают отрывистые, «острые» звуки «А» в разных регистрах по показу).

И было метелям всю ночь не до сна!

(Дети, то усиливают звук, разводя руки стороны, то затихают, приближая ладони к друг другу, на одном дыхании, пропевая разные гласные).

Для сохранения необходимых качеств певческого звука следует:

–голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

–стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

–сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

–корпус держать прямо, без напряжения;

–руки должны свободно лежать на коленях.

Благодаря этому присутствует активность дыхания, звук берется на опоре, тембр становится более ярким, а интонация – устойчивой.

«Осенняя гамма» Т.Э. Тютюнниковой

(Музыкальный руководитель играет сначала на металлофоне, затем на фортепиано).

Пусто ласточек гнездо… до – до – до.

Осенины на дворе… ре – ре – ре.

Плачет ветер за дверьми… ми – ми – ми.

Дождика тиха строфа… фа – фа – фа.

У него своя есть роль… соль – соль – соль.

Затихает вся земля… ля – ля – ля.

Дождик, скуку унеси… си – си – си.

Пусто ласточек гнездо… до – до – до.

Для эффективности можно использовать пособия – «живые картинки» с движущимися деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной»). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я ввела в свою работу упражнение «Рисуем голосом».

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим.

Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Например,

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой».

Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие).

В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель).

В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму».

Например, ритмическая игра «Оркестр»

Ложки застучали: тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

Детки заиграли: тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

(Дети отстукивают ритм на ложках)

Пляшет погремушка: динь – динь – динь! Динь – динь – динь!

Звонкая игрушка: динь – динь – динь! Динь – динь – динь!

(Дети играют на погремушках)

Бубен веселится: там – там – там! Там – там – там!

Не надо торопиться: там – там – там! Там – там – там!

(Дети играют на бубне)

Вместе мы играем: тра – ля – ля! Тра – ля – ля!

Дружно подпеваем: тра – ля – ля! Тра – ля – ля!

(Дети играют все вместе)

Ритмическая игра «Белочка» (М. Ю. Картушина)

Я весёлый зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Дети хлопают в ладоши перед грудью)

Я пушистый зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Легко хлопают себя по щёчкам)

Я красивый зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(«Тарелочки»)

Очень ловкий зверёк – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Ударяют указательными пальчиками друг о друга)

«Хочешь, Белочка, орешков?» – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Ритмично сжимают и разжимают пальцы)

«Хочешь беленький грибок?» – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Ударяют кулачками друг о друга)

«По деревьям прыгать любишь? – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Хлопают ладонями по коленям)

«А охотников боишься? – цок, цок, цок, цок, цок, цок!

(Легко встряхивают опущенными кистями)

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Игра «Давай играть!»

Взрослый выбирает одно имя и произносит его на разные лады, отбивая ритм шага на коленях. Дети повторяют как эхо. Произносить (или пропевать) надо очень выразительно, театрально, с разными интонациями.

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации.

Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Пример:

Посмотрите-ка, ребята, как мы в лес шагали?

Вот так, вот так, весело шагали. (Шагаем)

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли. (Отгоняем руками комаров)

Рассердились, и потом шишки в них кидали,

Вот так, вот так, шишки в них кидали! (Кидаем «шишки») Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,

Позабыли мы про шишки, и домой помчались! (Побежали)

В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два – три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой ра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: