Формы, методы и средства воспитания коммуникативной компетенции старших дошкольников




Помогая детям преодолевать трудности, мы

всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это

результат совместных усилий педагога и

детей, маленькое произведение искусства, в

создании, которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра.

К. Фопель

 

Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

- желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:

- социальная ситуация развития ребенка;

- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.[1]

В структуре коммуникативной компетентности дошкольника можно выделить внешние и внутренние составляющие.

1. Внешние характеристики:

- общение со взрослым,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.

2. Внутренние характеристики:

- развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;

- развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, ребенок должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.[2]

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обуслов­лено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, орга­низацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, опти­мальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.

Направления работы воспитателя по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего развития речи.

С целью оптимизации работы педагогов детского сада по воспитанию коммуникативной компетентности дошкольников важно проводить психолого-педагогическое просвещение персонала, в частности, работа по изучению:

- возрастных особенностей дошкольников;

- оптимальных путей организации общения между детьми;

- принципов коммуникации детских групп;

- методов работы с родителями.

С этой целью используются такие формы работы как:

- лекции,

- беседы,

- групповые консультации,

- анкетирование,

- подбор психолого-педагогической литературы,

- тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.[3]

Помимо проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками, проводимых воспитателями дошкольных учреждений, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком в тех же целях, необходимо выполнение еще одной важной части системы работы - сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.

Эффективное развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:

- развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

- развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;

- разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

- умение вести диалог, беседу;

- развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

- независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.[4]

Выделяют две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.[5]

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.[6]

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности дошкольников состоит в том, что воспитание рассматривается воздействие со стороны компетентного лица (воспитателя или родителя), а диагностика компетентности должна стать отправной точкой организации воспитательной работы.Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми воспитатель организует взаимодействие детей, выясняет, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением детей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения их компетентности.Групповой тренинг является эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Дошкольник овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.[7]Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие.

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

- диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова),

- создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман),

- дидактические игры,

- лексические упражнения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Система воспитания коммуникативной компетентности старших дошкольников включает в себя:

- разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка);

- комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников (речевое развитие, включение дошкольников в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками);

- отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации;

- повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры).[8]

Важным направлением воспитания коммуникативной компетентности также является целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая включает в себя следующие этапы работы:

- изучение семей детей;

- привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,

- изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,

- просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,

- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

Таким образом, педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников, включающей в себя:

- рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели педагогической деятельности;

- проведение системы развивающих занятий;

- осуществление сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью развития коммуникативной компетентности дошкольников;

- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

Выводы

Коммуникативная компетентность старших дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания.

 

 


[1] Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65.

[2] Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М., «Высшая школа», 1971.

[3] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.:АРКТИ, 2004. С. 96.

 

[4] Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. – С. 30-33

 

[5] Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984. С. 105.

[6] Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 1991. С. 75.

 

[7] Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.

[8] Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. – С. 3-8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: