Развитие персонала государственной службы.




Профессиональная культура и профессиональное

Развитию общественной жизни всегда соответствует определенный уровень культуры, причем во всех областях, в том числе и в сфере государственного управления, государственной службы. Несмотря на то, что понятие культура многосложное и практически весьма непросто дать его однозначное определение, все же скажем, что им характеризуется достигнутое человечеством состояние его духовного и материального богатства. Эти достижения можно выделить и в разнообразных видах труда, обретших, в силу своей сложности, профессиональный характер. Следовательно, можно вести речь и о профессиональной культуре, как разновидности достижений человека в специфических сферах его деятельности. О том, что представляет собой профессиональная культура и профессиональное развитие персонала в сфере государственной службы и пойдет речь в данной главе.

1. Профессиональная культура личности: содержание и способы проявления

 

Понятием профессиональная культура характеризуется духовное и материальное достояние человечества, а также потенциал его духовного опыта в специализированных областях деятельности, ставшими профессиональными. Его следует рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле понятие профессиональная культура отражает достижения людей в конкретной специальной области деятельности, имеющей профессиональный характер. Это может быть профессиональная культура учителя, инженера, государственного служащего, дипломата, военнослужащего, рабочего, врача, актера, политика, управленца.

В широком смысле понятие профессиональная культура отражает обобщенные достижения группы стран, регионов, общества в целом, в конкретно-исторические периоды их развития, применительно к конкретным видам деятельности. Профессиональная культура представлена как в материальных, так и в духовных формах. Материальные формы профессиональной культуры воплощены в огромном мире искусственно созданных человеком предметах и прежде всего в технике, окружающей его техносфере, социальных отношениях.

Важнейшими духовными формами профессиональной культуры выступают специальные области знаний с их теориями, концепциями, идеями, гипотезами, профессиональные ценности, идеалы и ряд других духовных реальностей. Их многообразие раскрывает потенциал культуры страны, общества, цивилизации. В тоже время особенность профессиональной культуры, как социального явления, состоит в том, что она не бывает абстрактной. Она всегда имеет конкретное содержание, поскольку генетически связана с содержанием конкретной профессиональной деятельности человека.

Непосредственно профессиональная культура создается людьми, занятыми в профессиональных видах деятельности, владеющих определенными профессиями и образующих профессиональный социум - профессиональную группу, профессиональное сообщество, профессиональную среду. Профессиональный социум выступает не только как источник развития профессиональной культуры, но и выполняет функцию приумножения, сбережения и передачи ее последующим поколениям.

Одной из формой проявления профессиональной культуры выступает профессиональный опыт человека. Это распредмеченная им область общественной практики и прежде всего одного из видов профессиональной деятельности и представленная в субъективированных (профессия, специальность, специализация) и объективированных (рабочее место, должность, должностная структура) формах. Они, в свою очередь, порождают многообразие других форм воплощения профессионального опыта - профессиональных традиций, праздников, привычек, профессионального языка, профессиональной формы одежды, профессиональной морали[1] и др. Это неотъемлемые элементы профессиональной культуры конкретного профессионального сообщества.

Безусловно, что базой профессионального опыта личности служит ее жизненный опыт (опыт). Он формируется в общественно-практической деятельности, прежде всего, в учебе, труде, общении и составляет основу содержания культуры личности. Структура жизненного опыта сложна, однако в числе его взаимосвязанных элементов можно выделить: а) трудовой, производственный опыт (собственно профессиональный опыт - прим. А.Т.), накопленный в ходе обучения профессии и самостоятельной трудовой деятельности. Этот опыт выступает неотъемлемой частью профессиональной культуры личности; б) политический опыт, который включается в политическую культуру личности; в) моральный (нравственный) опыт, который формируется на основе межличностных отношений. Закрепляется этот опыт в усвоенных человеком нравственных нормах и составляет необходимый элемент нравственной культуры личности; г) эстетический опыт, под которым понимается опыт освоения и созидания эстетических ценностей, прежде всего прекрасного в жизни и в искусстве. Этот опыт включается в эстетическую культуру личности.[2]

Профессиональная культура берет свое рождение с момента персонификации профессионального опыта, разделения и обособления конкретного вида труда и возникновения профессии, как такой его формы, которая требует от человека специальных знаний, умений, навыков.

Признаки профессионального разделения труда особенно отчетливо проявляются в эпоху средневековья с его многочисленными профессиональными уставами, кодексами (цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей). Эти кодексы выражали стремление представителей профессиональной группы закрепить устоявшиеся стереотипы поведения, регламентировать определенные правила отношений в профессиональном сообществе, установить определенные стандарты деятельности, культивировать складывающиеся традиции, специфические профессиональные ценности. В этот период выросла целая пирамида строго регламентированных профессиональных и нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, правил поведения, профессиональной символики и других атрибутов профессионализации, подчеркивающих профессиональную принадлежность человека или группы людей к профессиональному виду труда. Все это тоже составляет элементы профессиональной культуры профессионального социума, общества в целом.

Однако со временем, в процессе развития профессиональной культуры, выкристаллизовывается ее ядро - профессиональные достижения конкретного человека, его профессионализм. Профессионализм, с одной стороны, следует рассматривать как качественную характеристику деятельности конкретного человека -профессионала - это его реальное личностное, деятельностное проявление, персонифицированная форма профессиональной культуры. С другой стороны, возникнув, профессионализм становится определенной духовной реальностью, образом, обладающей относительной самостоятельностью. Он начинает "жить" своей собственной жизнью и превращается в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становится силой, направляющей поведение представителя той или иной профессии. Профессионализм, обретая функцию эталона деятельности, становится объектом подражания и целью достижения для будущих представителей профессии. В обществе складывается отчетливое представление о том, что необходимо для того, чтобы стать профессионалом.

В каждом виде профессиональной деятельности образ профессионала имеет свое конкретное содержание. Но, как правило, обобщенный образ профессионала, вне зависимости от разделения на виды деятельности, отождествляется с высокими или выдающимися достижениями человека в области познания предмета деятельности, профессиональными умениями, навыками. Поэтому можно сказать, что профессиональная культура личности проявляется, с одной стороны, в уровне распредмечивания (освоения) профессионального опыта предшествующих поколений и владении специальными знаниями, умениями, навыками - основными составляющими любой профессии. С другой стороны, профессионализм, как степень проявления профессиональной культуры личности, обнаруживает, заявляет о себе только в процессе опредмечивания (воплощения) усвоенного профессионального опыта и приращения нового профессионального опыта, а, следовательно, и развития профессиональной культуры. Поэтому профессиональная культура, профессионализм, имеет не только прагматический, деятельностный смысл, отражающий качество и рациональность действий, приемов и операций, которые выполняет человек, но и культурологический смысл. Культурологический смысл профессионализма выражает высшую степень совершенства в определенном виде деятельности, это самый высший уровень мастерства." Это совершение дела в превосходной степени".[3]

Для практики важен деятельностный смыл профессионализма человека, как органичное единство, как целостность его специальных знаний, умений, навыков и характера поведения. Именно в делах, конкретных поступках, в реальной практике находит свое подтверждение профессионализм и профессиональная культура человека.

Государственная служба, государственное управление один из древних и первых публичных видов деятельности обрели характер профессиональной, требующей от человека соответствующей подготовленности к выполнению обязанностей по должности.

Профессиональная культура и профессионализм любого человека, в том числе и государственного служащего, имеет ряд основных способов проявления. Важнейшим из них следует рассматривать процесс профессиональной деятельности. Потому, как государственный служащий делает свое дело, насколько точны и безошибочны его действия, рациональны приемы работы и затраты времени, ресурсов, обоснованы выводы, продумана технология выполнения принятых решений, учтены максимально

возможные факторы и условия трудового процесса, можно судить о его профессионализме. Именно это звено в цепи: "цель деятельности - процесс деятельности - результат деятельности" является системообразующим ядром профессиональной культуры как социального феномена.

Анализ социологических исследований оценки профессионализма государственных служащих, от которого напрямую зависит качество процесса профессиональной деятельности, показывает, что это одно из самых слабых звеньев их профессиональной культуры. Так, по мнению 32,6% руководителей профсоюзных комитетов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации больше всего мешает их работе недостаточно высокий уровень профессионализма государственных служащих. 53,8 % руководителей кадровых служб федеральных министерств и ведомств уровень профессиональной компетентности государственных служащих оценили как "средний, многие не соответствуют требованиям должности". По мнению более 33% самих государственных служащих и 34 % руководителей разных уровней аппаратов и органов государственной власти большинство населения оценивает их уровень профессионализма как низкий. По сути у каждого третьего респондента, будь то сам государственный служащий или его руководитель, сложилось устойчивое мнение о низком уровне профессиональной культуры в сфере государственной службы.

Анализ реалий повседневной жизни тоже говорит о многом. Действительно, у нас уже давно не существует дефицита на заверения, громадье планов, всевозможных обещаний от реализации тех или иных очередных прожектов. Однако, подавляющее большинство из них разбивается от соприкосновения с реальной действительностью. За многими из них стоит политическая конъюнктура, расчет на сиюминутную выгоду в угоду политической ситуации и уж совсем вне поля зрения оказывается анализ возможностей достичь поставленной цели профессионально, а следовательно, качественно и рационально. Видимо и не случайно расхожей фразой стало выражение: хотели

как лучше, а получилось как всегда.

Профессионал тем и отличается от непрофессионала или полупрофессионала, что заранее моделирует процесс своей деятельности. Профессионал высокого уровня никогда не будет сетовать на то, что ему что-то помешало сделать свою работу рационально и качественно. Если он знает предмет своего труда, в совершенстве владеет навыками и умениями, отлично ориентируется в выборе технологий деятельности, он свою работу будет делать либо превосходно, либо предпримет доступные и исчерпывающие меры, заведомо снижающие риск неудачи, либо вообще делать не станет.

Важным способом проявления профессионализма и профессиональной культуры государственного служащего выступает результат профессиональной деятельности. Это итог, своеобразная квинтэссенция усилий человека - материализованная форма цели его деятельности и уровень проявления профессиональной культуры. Профессиональный результат - это одновременно и лицо профессионала. Весьма важной проблемой в настоящее время является установление очертаний этого результата как для государственной службы в целом, как социального института, так и для каждой конкретной государственной должности государственной службы. К большому сожалению, эта проблема еще не нашла должного внимания ни у науки, ни у практики.

Профессиональный результат играет важную роль не только для тех, кому он адресован, но и для самого государственного служащего. Без знания профессионального результата практически невозможно дать полноценную и адекватную оценку государственного служащего как специалиста, а, следовательно, и определить уровень его профессиональной культуры. Можно сколько угодно говорить о необходимости повышения профессионализма государственного служащего и его профессиональной культуры, но если человек не знает какого качества должен быть результат его профессионального труда, что он из себя представляет как предмет оценки, какие должны быть затраты на его достижение, тогда с него весьма трудно спросить почему он делает плохо или не так. Ведь известно, что человеку, не знающему что такое красота, не только трудно ее заметить, еще труднее ее воспроизвести, а тем более создать. На практике же требования к человеку, как правило, сводятся в основном к тому, что он должен делать и вся учеба практически подчинена этому же. Что же касается модели профессионального результата деятельности, каково качество конечно результата его деятельности, какой результат может устраивать государственную службу, то есть, за что в конечном итоге общество должно вознаградить государственного служащего, то об этом фактически разговор не ведется.

Профессиональный результат на конкретной государственной должности важен и для определения размеров оплаты труда государственного служащего. Недопустимо, когда при прочих равных условиях для одних и тех же должностей цена труда, образно выражаясь, близка к цене труда бога, а по другим - без горестной улыбки ее и произнести стыдно.

Перефразируя известное выражение о том, что в человеке все должно быть прекрасно, скажем, что и у профессионала, как человека, тоже все должно быть красиво. Личностные качества профессионала - это одновременно и образ его как носителя общей культуры и профессиональной культуры в частности. Поэтому истинного профессионала отличает не только качество и рациональность процесса его деятельности, превосходные показатели результата, но и его качества как личности и прежде всего нравственные качества. Нередко именно личностные качества человека часто играют главенствующую роль в решении профессиональных задач.

В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач, условий государственной службы, возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей, опасностей и даже соблазнов, которые требуют от человека определенных личностных качеств, психологических реакций, поступков. Нынешний этап государственной службы с ее недостаточной правовой базой, неразвитыми и не институционализованными профессиональными традициями, не высоким денежным содержанием государственного служащего, незащищенностью профессионала от всевозможных мнений и перемен властвующих команд, создает предпосылки для многообразных моральных искушений в профессиональных отношениях, порой требует отменной моральной доблести от государственного служащего. Но даже в этих условиях поведение истинного профессионала на государственной службе всегда должно быть обусловлено его профессиональной позицией. А она основывается: на точном соответствии его деятельности законам и профессионализме. И это не только современное требование к государственному человеку.

Многочисленные требования к личностным качествам российского чиновника были закреплены в целом ряде законодательных актов России. Так, например, в "Уставе о службе по определению от Правительства" (1896 г.) отмечалось, что " никто из служащих в исполнении возложенных на него обязанностей не должен смотреть ни на какое лицо, ни на какие предложения, а тем менее на партикулярные письма, хотя бы от первейших лиц в государстве; но обязан исправлять свое дело по точной силе и словам законов."[4] Этого требует природа самой государственной службы и знание ее сути - первейшая обязанность руководителя любого уровня. Это, в тоже время, и индикатор его профессиональной культуры. Трудно не согласиться с тем, что такие качества действительно могли бы характеризовать высокий уровень профессиональной культуры нашего современника на государственной службе.

Таким образом, профессиональная культура государственного служащего: во-первых, есть олицетворение его достижений в конкретном процессе профессиональной деятельности и выражается в его качестве и рациональном исполнении; во-вторых, она воплощается в результате его деятельности; в-третьих, раскрывается в личностных качествах, обеспечивающих исполнение им профессиональных задач в рамках действующего законодательства. Единство высокого качество процесса труда, результата труда и личностных качеств государственного служащего характеризует уровень его профессиональной культуры. Профессиональная культура государственного служащего генетически связана с его профессиональным развитием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: