ЛЕКЦИЯ 5. БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС.
В июне 1992 г. министры образования 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, а в сентябре 2003 её подписал министр образования России.
Основная цель – создание европейской зоны высшего образования и распространение европейской системы высшего образования в мире; формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, рост мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования и выдача узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам (Diploma Supplement).
Меры по достижению целей Болонской декларации:
1) Принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) образования, призванной содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентноспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке;
2) Принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях, первый из которых должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;
3) Создание единой системы зачётных единиц (кредитов) (ECST) для повышения мобильности студентов;
4) Устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;
5) Учёт времени работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала без какого-либо нарушения их прав на пенсию и социальное страхование;
6) Совершенствование критериев и методов оценки качества преподавания;
7) Введение понятия «европейское пространство образования», в том числе в отношении содержания обучения, сотрудничества между учебными заведениями, интегрированных программ обучения, тренинга и НИР.
Причины, вызвавшие к жизни Болонский процесс:
1) Коренные преобразования в экономической сфере – резкое ускорение циклов производства и сокращение времени их жизни;
2) Перемещение конкуренции в научную сферу. Организации стараются набирать высококвалифицированные кадры в возрасте до 30 лет, способные нестандартно творчески мыслить (США в этом отстают – студентов в возрасте до 22 лет всего 39%, в Европе более 50%);
3) Замкнутость системы образования, зацикленность на внутривузовских критериях подготовки специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Выпускник не может сразу включиться в работу на конкретном предприятии. Сейчас выпускники проходят стажировку в организации для накопления опыта и сдачи квалификационных экзаменов. Только после такого экзамена выпускник вуза становится полноправным специалистом. В России подобные экзамены не предусмотрены, и выпускник вуза получает квалификацию вместе с дипломом о высшем профессиональном образовании. Практика показала, что система образования, не связанная с производством, не может готовит специалистов для практической работы. Необходимы дополнительные компетенции: умение работать на компьютере на трёх уровнях (редакторские, сетевые и профессиональные программы); знание иностранных языков; владение основами маркетинга, психологическими и конфликтологическими методиками, менеджерскими навыками;
4) Опережение системы образования США по сравнению с Европой по ряду показателей значительно (в США 30% специалистов имеют степень Ph.D., в то время как в Европе – 20%; в США гораздо больше иностранных студентов – 500 тысяч, что приносит 10 млрд. долл. в год; в России 90 тыс. студентов, причём 53% за счёт госбюджета);
5) Разнообразие названий одинаковых или близких профессиональных квалификаций;
6) Наличие различных квалификационных уровней, не имеющих аналогов в соседних государствах-членах ЕС;
7) Различие требований к уровням подготовки квалифицированных специалистов в различных странах.
Конкретные мероприятия в рамках Болонского процесса
1) Введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕС, выдаваемой каждому студенту автоматически и бесплатно с 2005 года на одном из широко распространенных европейских языков;
2) Введение единого для всей Европы механизма учёта освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода кредитов (ECTS). Это упрощает учёт деятельности преподавателей и студентов, порядок расчёта заработной платы, стоимости обучения и др.;
3) Введение двухуровневого образования;
4) Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей;
5) Установление общеевропейских критериев оценки качества образования;
6) Проведение болонских семинаров и конференций для поддержания сотрудничества с другими странами и регионами мира;
7) Разработка программы «Обучение на протяжении всей жизни»;
8) Законодательное оформление общеевропейского пространства высшего образования (ЕНТА) и пространства научных исследований (ERA).