Архипова Мария, исследователь северской истории, краевед, адвокат.




Северия: латинянский взгляд

«Тerra Severiensis cum omnibus castris, fortaliciis, opidis, villis»

AS.-Т. 1. - № XIV. - S. 13

Перевод с латыни: «Земля Северская со всеми замками, крепостями, городами и селами»

(14 век)

 

«Ми не люди, ми абодiнци!»

Северский язык, поговорка (Курская область)

Перевод

Мы не толпа, мы товарищи!

Мотив настоящей работы

Северия - моя родна зень северска, иде курiса на погребicи яйсо снясла, га е яго сап й к сабе.

Родилась я на лiде рiцi Оскiла, у школе учитель географии рассказывал, что название реки Оскол - латинское, от какого-то бога. Позже я выяснила - от бога Диониса, его маска Оскiлум. Действительно, летом наша река превращается в маску Oskilum – пух ивы укутывает реку, образуя белую маску. Народ поговаривает, что город наш Новый Оскол, пошел от района Маздовка, мол, кладбище раньше было площадью – маздой. Сам город до прихода Москвы назывался Маздовкой, в наших местах ходит легенда про Маздока Севрюка.

Место, где добывался мел, народ называется Кредещем, город - центром, лес- гората, или - чi, в мое детство больше половины населения говорило на своем местном языке, больше половины моих одноклассников имели бабушек и дедушек в пригороде, которые русским языком не владели. Мои бабушки между собой говорили на соловьином языке, как говорила мама - местный язык северян. Язык очень ласкательный и слова в основном безударные.

Изложенные и имеющиеся исторические данные в российской историографии вызвали вопросы относительно того, откуда пошла Северская земля, кто такие северцы, северяне, севрюки и необходимость более глубинного изучения истории своей родины – Северии, разобраться в источниках и опереться на факты, собрать доказательства, сделать анализ полученных данных и получить ответ на вопросы: откуда пошла Северия и кто такие северцы?

Северия известна в истории как земля, страна северцев, севрюков, северян. Известные в истории латинские названия Северии - Severia, Magnus Ducatus Severiensis - Великое Герцогство Северское, Ducatus Severia -Герцогство Северия, Terra Severiensis – Земля Северская, Provincia Severorum – Провинция Северская, Ducatus Severiensis – Герцогство Северское, Ducatus Severiensis Pars – Герцогство Северских Земель, английские названия – Severia, Severian Land – Cеверская Земля, The Duchy of Severia – Княжество Северия и т.д.

В русскоговорящей среде под влиянием польского языка Северия обозначается как Северщина, в украинском как Сiверщина, а в белорусском - Севершчына.

В украинском варианте отмечается идеологическое противопоставление в названии Северии, несмотря на то, что в массе популярна Северия, Северщина, в националистических движениях продвигается название Сiверия, что противоречит происхождению самого названия и является неграмотностью, вносит путаницу с Княжеством Севежским - Księstwo Siewierskie на берегу Балтийского моря, происхождение которого носит также северские корни от Северской провинции Рима - Provincia Severorum, но и имеет влияние моря, ниже в рамках настоящей статьи, подробнее описывается данное событие.

В связи с названиями Северии необходимо упомянуть и Северский банат - Severinian Banatus, Banatus Zevriensis, Severian Land ("terrain Zemram, Zevram, or Zevrin") - независимая страна (ее народ северцы) появилась после падения Рима во второй половине 5 века, не признала падения Рима и созывала сенат до середины 7 века. Северский банат - государство восточного Причерноморья, в границах юрисдикции IV Скифского Легиона - земли от Византии и Валахии до Берегабии (Beregaborum), ныне Береговщина и Добруджа, далее уходя к Танаису. Северский банат воевал с Византией. После прихода булгар во Фракию и из-за союза с Византией, граница государства отодвинулась на север вместе с частью северцев к нынешней Румынии – Южная Северия, сегодня эта территория - Караш Северин, Турна-Северин, Крайова и Каракал - Румыния, Мизия и Северцы - Болгария. Орсово – Сербия, другая часть северцев переселилась в Северию за Днепр. Подробно Северский Банат, северцы того времени описаны в хронике Феофана, Константина VII Порфирогенета в трактате «Об управлении империей», а также в научных трудах Павла Йозефича Шафарика, Ивана Михайловича Штриттера и Генри Хоуорта.

Возвращаясь к Северщине, или, как ее определяет доктор исторических наук профессор Михаил Николаевич Алексеев в учебнике "Лексика русской разведки. История разведки в терминах" (2019 год) - provincias Severenses[1], важно обраться к описанию Северии разными источниками.

Например, Повесть временных лет: «И иде Ольга сыном своим и воинством по Деревской земли, уставляющи устав и уроки и ловища. Нецыи же глаголют, яко Деревская земле бе, иже во области Великого Новаграда, ныне же Деревская пятина имен ема; инии же глаголют, яко Северская страна бе, идеже бе Чернигов град».[2]

 

А вот и другой источник: «О Великом Герцогстве Северском? Северское Герцогство это огромная республика с прямой демократией, которая богатая от Днепра и до Мценской крепости, более того находится под продолжающейся оккупацией и опустошением через открытые земли ее», пишет в 19 веке Альберт Викентьевич Старчевский — русский журналист, лексикограф, энциклопедист.

 

«DE MAGN0 SEVERIENSI DUCATU

Severiensis Ducatus est ingens, et rebus omnibus affluens, cujus latitudo a Boristene usque ad Msczenek castrum dirutum, supradic tum extenditur, vastosque et desertos passim campos possidet». [3]

Далее приводится ряд цитат из различных источников, что дает понять, как широко была известна Северия и какое внимание она привлекала со стороны других государств, описывающих Северию с уважением к ее жителям и восторгом в отношении ее изобилия.

Источник: Historia mundi, or Mercators atlas containing his cosmographicall descriptions of the fabricke and figure of the world.

«Северия, которая является великим герцогством, изобилующим всеми вещами, имеет большое поле битвы и множество городов, среди которых есть такие, как Стародуб, Севск и Чернигов. Пчелы в лесу делают их отличным запасниками меда. Нация, в отношении которой ведет постоянные войны Тартария, привыкла к оружию и готова его взять в руки».[4]

Далее встречаем подробное описание полисов Северии американским профессором Техасского университета A&M по истории России и Европы Честером Дюннингом, который прямо указывает, что «В Северии были большие полисы-кантоны, в которых селяне занимали относительно благоприятное положение, даже имея право выбора своих собственных кантонных администраторов. Самым важным из этих полисов-кантонов был богатый и многолюдный Комарицкий район, расположенный на разрыве между бассейнами Десна-Днепр и Ока-Поволжье <…> В начале семнадцатого века в Комарицком районе насчитывалось более тысячи налогоплательщиков. Жители района были относительно процветающими, яростно независимыми и привыкли защищаться»[5].

А вот и описание Льва Николаевича Гумилева, советского и российского ученого-историка, этнолога, философа в его популярной книге, пережившей множество переизданиq «От Руси к России»: «Лжедмитрий укрылся в Путивле, и от окончательного поражения его спасло восстание севрюков, которые меньше всего думали о законности претендента на престол. В их восстании выявилась этническая противопоставленность потомков северян — древних обитателей Северской земли — и великороссов».[6]

Несмотря на обилие источников, красочного многостраничного описания Северии в разные ее годы, многие историки задаются вопросом, а кто же такие северцы и откуда пошла Северия. Одни ссылаются на сарматскую концепцию и утверждают, что северцы или точнее, если опираться на точное историческое название severenses это савиры, вторые, это славянофилы, утверждают, что северцы это славяне. Третья группа историков называют Северию – Terra Incognita, указывая на неизведанность Северии и ее народа.

Сложно отрицательно оценивать историков одной, другой стороны и третьей стороны, ведь их исследования относятся в массе своей к 18-20 векам, и ограничены отсутствием доступа одновременно к тысячам источников, хранящихся в библиотеках и ВУЗах по всему миру, рассказывающих о Северии и северцах в разные периоды. Сегодня, в цифровую эпоху открываются тысячи электронных библиотек, данных ВУЗов, где на разных языках разные источники нам открывают северцев и Северию. Однако можно возразить, есть народная мудрость, которая давно дала ответ в северской народной поговорке: «Cеверци не словени, не тюрки, не балти. А проста — северци»! Однако, народная мудрость, хоть и истина народная, но она требует научного подтверждения в виде источников и археологических доказательств.

С археологическими подтверждениями аналогичная ситуация, как и с документальными источниками: новые технологии позволили улучшить их качественно, что также привело к новым открытиям и результатам. Возникла естественная проблема - массовое тиражирование устаревших и неактуальных сведений о северцах, которые в свою очередь стали основами для мифов и легенд политических движений, государственных концепций, научных теорий, ныне исторически уже доказанных как лжетеорий, а следовательно, изжившие себя исторические гипотезы и теории, но имеющие устоявшееся мнение среди широкой общественности, в свою очередь они являются препятствием в получения открывшихся новых знаний о северцах, Северии, следовательно, это сказывается на развитии истории как науки, точнее приводит к стагнации. Как результат, история северцев начинается с Киевской Руси на российском уровне, а в некоторых регионах Северской земли доходит до абсурда, когда история Северии либо вовсе не упоминается - заканчивается на мамонтах и начинается в 17-18 веках, либо берет начало от Киева. Редкие исследования российских историков касаются фракийского периода северцев. В целом можно утверждать, что история Северии в российской историографии в силу указанных причин дальше периода Киева остается неизученной.

Обращаясь к мировой историографии, к ее источникам обнаруживается богатая событиями Северия и ее народ - северцы – один из древних народов мира, с богатой культурой, философией, правом, историей, языком, своими героями, менявшими ход не только на уровне своей, но и мировой истории, внесшими существенный вклад в развитие человеческой цивилизации, оставшихся не только в исторических хрониках, но и в былинах, художественной литературе, в передаваемых из поколения в поколение семейных легендах.

Необходимо обратить внимание на северию и северцев с отправной точки российской историографии – Повести временных лет, которая нам сообщает о Северской стране и народе северянах, а не как принято говорить в российской историографии племя, народ северяне, так описывают северцев источники и страна их Северская, переходим к мировой историографии.

Мировая историография ведет нас к наиболее раннему периоду, когда упоминаются северцы – severenses, Рим, ориентировочно 68 год до нашей эры - могила Никодима – правителя северцев, найденная в катакомбах евреев под Римом, где на надгробной доске Никодима написано: «Здесь лежит Никодим, правитель Северцев и любимец всеми; (в возрасте) тридцати лет, сорок два дня. Был веселый и безобидный молодой человек! никто не освобожден от смерти».

«ΕΝΘΑΔΕ ΚΕΙΤΑΙ ΝΕΙΚΟΔΗΜΟϹ HΟ ΑΡΧΩΝ ϹΙΒΟΥΡΗϹΙΩΝ ΚΑΙ ΠΑϹΙ ΦΕΙΛΗΤΟϹ ΑΙΤΩΝ Λ ΗΜΕΡ ΜΒ ΘΑΡΙ ΑΒΛΑΒΙ ΝΕΩΤΕΡΕ ΟΥΔΕΙϹ ΑΘΑΝΑΤΟϹ.

Here lies Nicodemus, ruler of the Severenses, and beloved of all; (aged) thirty years, forty-two days. Be of good cheer, O inoffensive young man! no one is exempt from death». [7]

Гробница с надписью найдена в 1859 году в еврейской катакомбе под Римом, гробница ориентировочно 1 века до н.э.(68 год) и хранится в Национальном Музее Италии. Необходимо также отметить, что названию северцы предшествует название – сибойцы, ϹΙΒΟΥΡΗϹΙΩΝ, что переводится с греческого ciboy – поклонение, храм, а phci – солнце, свет, иными словами, severenses - северцы переводились как солнцепоклонники или зороастрийцы, более того, начиная с периода правления Северов, в хрониках отмечается название солнцепоклонники, подразумевая синоним династии Северов, фиксируется введение Септимием Севером праздника Непобедимое Солнце - Sol Invictus (25 декабря) - Римский Праздник в честь бога Гелиоса или Мазды. Потомка Септимия, тоже императора Рима из Северов, назовут в честь поклонения солнцу Heliogabalus (Гелиогабал). С 25 декабря 274 года по указу императора Аврелиана праздник Sol Invictus был признан государственным праздником всего Рима, а само Солнце - покровителем Рима. Также в титул Александра Севера отмечается название светящийся или небесный - ΟΥΡΒΑΝΟϹ Ε[8] (THE CATACOMBS OF ROME), таким образом, солнцепоклонничество или зороастризм - религиозное течение сначала наиболее популярное на территории Сирии, Персии, стало распространённым по всей территории Рима. Доктор исторических наук, профессор Рауф Гусейнов отмечал неоднократно миграцию зороастрийцев после падения Рима из западной ее провинции Мавритании в Азербайджан. Известное падение Волюбилиса (Volubilis) – столицы провинции, известной своей аркой северов – Арка Каракалы, далее по побережью Средиземного моря родина самого Септимия Севера и Северская базилика (Severian basilica of leptis[9]) – жемчужина cеверской династии.

Другой источник: Letters from Rome to friends in England сообщает: «Тогда эта леди и ее отец принадлежали к синагога евреев ". Опустимся, встретимся с поминанием о синагоге "августинцев" и "severenses" (северцев).

Кирхгоф приводит два примера, что означает ли, что Август, Северус, Агриппа, каждый покровительствовал синагоге. Да. Ведь внизу синагоги похоронен правитель ciboyphcioun, severenses (северцев). ΕΝΘΑΔΕ ΚΕΙΤΑΙ ΝΕΙΚΟΔΗΜΟϹ HΟ ΑΡΧΩΝ ϹΙΒΟΥΡΗϹΙΩΝ ΚΑΙ ΠΑϹΙ ΦΕΙΛΗΤΟϹ ΑΙΤΩΝ Λ ΗΜΕΡ ΜΒ ΘΑΡΙ ΑΒΛΑΒΙ ΝΕΩΤΕΡΕ ΟΥΔΕΙϹ ΑΘΑΝΑΤΟϹ.»[10]

Еще один источник. - Археологический бюллетень Италии 1830 года, в нем подробно описывается ведение раскопок 1820-х годов группой археологов.

«АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МАТЧА

<…>Раух определяет двух юных спортсменов для плавания (таблица 54.); бюсты Пробо и Септимия Северуса (таблица 55.) <…>Наконец, я также заметил, и, возможно, я должен был упомянуть в первую очередь большое кольцо, работа которой, казалось, спустилась ко времени Септимия Северуса.

Arienzo -следующая надпись была найдена в районе Ариенцо (Ara gentium) в окрестностях знаменитых вилок Каудин. Советник Карфора, мой коллега. Народ Северии, о котором он говорит, известен: поэтому он не предлагает никакой другой заслуги, кроме новизны в сочетании с благородной простотой, цель которой — удовлетворить сердце, а не тщеславие, а тем более шарлатанству:

М. СЕВЕРИ — ФУСКИ

СЕВЕРИЯ — ZOSI

Я — КОНИВГИ

Б. М. Ф.

M. SEVERI — FUSCI

SEVERIA — ZOSI

ME — CONIVGI

B. M. F.

Она вырезана из красивого цилиндрического мрамора, который является частью небольшой колонны, или похоронного камня, который если можно так назвать».[11]

Таким образом, независимые друг от друга археологические источники сообщают нам о народе северцы, один их них указывает на связь северцев и императора Рима Северуса. Также сообщается о Северии и ее народе времен Септимия Северуса.

Одновременно необходимо обратить внимание на provincias Severenses того времени, на этой территории наблюдается следующее: в более ранний период - город Гелон - Хелонос, (север Полтавской области, Украина) — эллинистический город Северской земли. Жители – гелонианцы, согласно местной легенде, которые еще в 6 веке до н.э. заявили персам: «Мы свободны как ветер, и то, что вы можете поймать на нашей земле, это только ветер» Геродот также описывает в 4 книге, п. 108: «находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. (Геродот описывает скифские лесные «городища», которые часто находят теперь археологи.) Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной».[12]

К 1 веку до нашей эры Северия становится известной под названием земля Аорсов или страна Аорсия в честь народа — аорсы. Про Аорсов сообщают широко известные источники такие как Страбон, Плиний Старший, Птолемей, Тацит, говорит о них китайская «Летопись ранней династии Хань».

Также Аорсия упоминается как Арсания, Артания – по мнению некоторых историков, варварская страна, в Китае упоминается как Yancai, с конца 1 века Аорсия перестает упоминаться в Риме, по мнению историков, в связи с присоединением ее к Алании. Следовательно, Алания в римских источника упоминается как варварская - Biorgum Alanorum Regnum (Biorgi - готы).

Сами аорсы упоминаются иногда как асы, aborsi, alanorsi, aorsach, Yancai, некоторые историки отождествляют аорсов и Alani, переводится аорсы с иранского как «светляки, блестящие». Аорсы были внешне похожи на описанных былинных русичей — светлые, в кольчугах.

Как описывает Вильгельм Томашек — географ и ориенталист: «Аорсы были наибольшими, племя в Конфедерации иранских всадников сарматов. После отделения от других племен они поселились к северу от Боспорской империи и постепенно завоевали почти всю Украину, Белоруссию и территорию России вплоть до Новгорода. Они изгнали другие сарматские племена, жившие там, а также победили Боспорскую империю в 7-летней войне». [13]

Аорсия упоминаются в декрете, найденном в крепости Магнуп (Крым) как государство - до великих царей Аорсии - "τοὺς μεγίστους τῆς Ἀορσίας βασιλέας".[14]

Известными правителями аорсов были в 1 веке до н.э. — Спадин, вторым известным правителем уже в 1 веке н.э — Эвнон и Умбай, а также Фарзой и Инисмий.

Аорсы были союзниками римлян, в частности в 1 веке н.э., что подробно описано Тацитом.

«Итак, согласно рассказу Тацита, римские войска, использовавшиеся в боспорской войне в 49 году нашей эры, состояли в основном из пехотных частей, а контингенты кавалерии были представлены сарматами-союзниками, а именно племенем Аорсы.»[15]

«По словам Тацита, Гай Юлий. Адила был оставлен Дидием Галлусом в сопровождении Котиса, и вместе они мобилизовали и развернули кавалерию Аорсов и боспорские войска римского стиля».[16]

«Это следующая попытка. Котис и Акила не считали себя в силах противостоять нападению; и Зорсины, царь сиракийцев, начавший военные действия в этот критический момент, значительно усилили их страхи. В этом бедственном положении они оглянулись на соседние государства за помощью, и их послы пригласили Эвнона, короля аорсиан, присоединиться к римскому оружию. В войне между могущественной нацией и разрушенным и ликвидированным королем было нетрудно создать новую конфедерацию. План их действий был скоро улажен. Эвнонес должен был разорить открытую страну своей конницей. Римляне обязались осадить города и места армии<…>

Объединенные силы вышли на поле. На своем марше аорцы возглавляли фургон, а также поднимали тыл. Центр состоял из войска и помощников, собранных на Босфоре, вооруженных по римской манере<…>

Работы Тацита, королевского сборщика информации с земли. Он похвалил великодушие самого себя, с которым он бросился во власть аорсской нации, и с удовольствием взял на себя обязательство быть посредником между Римом и несчастным монархом. Он отправил посланников к Клавдию с письмами следующего содержания: «Во всех договорах между римским народом и иностранными народами подобие фортуны было основой их союза. Нынешний союз между Клавдием и аорсианцами был основан на участии победы; и тогда победа становится наиболее почетной, когда милосердие спасает побежденных. Из этой истины Зорсинес - недавний случай. Он все еще сохраняет свои прежние владения. Но в случае Митридата нельзя было ожидать равных условий. Его оскорбление носило более тяжелый характер. Восстановление его престола и королевства не является целью этого приложения. Избавьте его от жизни и не позволяйте ему ходить в оковах, публичное зрелище, чтобы украсить победу победителя».[17]

Данные источники нам сообщают, что в 1веке Аорсия была в конфедеративном союзе с Римом, обеспечивала его кавалерией.

О событиях столетия спустя нам сообщает уже другой источник – Патрология, цитаты:

«Post aliquot annos,rebellantibus Alanis contra Valentinianum imperatorem cum eosne posset imperalor penilus debellare eo quod eos intransibiles Meotis paludes tutarentur, proposuit Valentinianus, quod, si qua gens has paudcs intrare et rebelles Alanos posset conterere, decem annis eos a tribulis liberos redderel. Hac pardonationis suae gradu cum fragore lerribili labare caperit».

В данном тексте говориться о восстаниях аланов, которые император Валентин (середина 4 века) не может победить.

Начало 5 века, Isti Scandia Scythiae insulam primo incoluectis sibi Alanis – далее Скандия (греческий остров Китира) Скифии остров, который себе забрали Аланы (перевод).

Данный источник нам сообщает о королевстве Готов и Алан, известное как Biorgum Alanorum Regnum, многие историки указывают на замену названия аорсов на аланорсов (Alanorsi) —со 2 века по Птолемею, к третьему веку имевшее название Аланы и Алания.

460 год

Romani Biorgum Alanorum regem cum exercitu suo in Venetia extinguunt. Dintzich filius Attilse, Hunorum rex, Ostrogothos iterum bello provocat; a quibus Huni ita sunt devicti, ut eis postea semper Ostrogothi fuerint terrori.

Перевод:

Римляне короля Алании вместе с Венецией захватывают и убивают.

Динтзих сын Атиллы, гунов король, остготам снова войну провоцирует, Гуны это есть победители, как за их спиной всегда остготы были страшны».[18]

Следующий источник (461-465 гг.)

SEVERUS qui & SEVERIAUS, natione Lucanus, apud Ravennam, Imperator factus & Augustus falutatus est. Biorgum Alanorum Regem superauit & propterea lauream meruit. Imperi fui anno, vel, ut alis nolunt. Roma propria morte, aut veneno defuntìus est.

 

Перевод. «Северус, что и Северияс (Либий Север), Цицерон, над Равенной, император, главнокомандующий. Биорков и Аланов короля побеждает и поэтому заслуживает лавров. Правительство его было около года, а военная кавалерия его не принимала. Рим, собственно, сам себя этим и убил или отравил».[19]

Другой источник продолжает:

Post tertium Imperij arrepti annum Romae obiit, veneno, ut nonnulli tradunt, extinctus. Нistorici eum vibium vocant

 

«После трёхлетнего (461 – 465 гг.) имперского правления Римом бежит, его травят, как некоторые говорят убивают. Историки его назвали вибиум».[20]

Таким образом, мы наблюдаем подведение ранее достигнутого историками общего знаменателя относительно Аорсии, вторжения на их земли Аланов, далее готов, за ними гунов, однако новым является обнаружение государства Аланов и Готов, которое под натиском гунов ушло в Европу, поселилось на территории Рима, о чем и говорят источники.

При этом Алания воспринимается как Аорсия, появившиеся на землях Аорсии после завоевания аланами. Более того существует, мнение, что Аорсия отодвинулась на запад, в качестве примера приводится - Очаг каменных стел с Тамга аорских правителей, а также селения на границе Сербии и Румынии – Орсово (Оршово), входивших некогда в Северский Банат.

Одновременно существует множество источников рассказывающих о варварском государстве аланов, об отходе их на запад и поиске убежища в Риме от натиска готов, гунов, вплоть до Африки, рассказывающих про распад Алании и переселение аланов.

При этом отсутствуют данные о переселении аорсов под натиском аланов, готов и гунов. Птолемей называет аорсов аланорсами, с 3 века аорсов перестают упоминать вовсе, что дает основание к появлению исторической гипотезы об ассимиляции огромной нации аорсов с племенем аланы, а аорские следы в Мезии дают основания для гипотезы о переселении аорсов в западное Причерноморье, однако, при этом в Риме, ведшем огромное делопроизводство, аорсы как переселенцы в отличие от алан не отмечены, или по крайне мере до сих пор не обнаружены, однако поиски последних сомнительны ввиду качества делопроизводства Рима и миграционных процессов, которые носят как правило массовый характер и не могли быть пропущены уже имеющейся римской хронографией.

Утверждения о мирной интеграции аорсов и аланов сомнительны, в виду того, что аланы имели сложное патриархальное устройство, а у аросов обнаруживается равноправие женщин, амазонки, демократия, полисная конфедерация, -все это иной уклад. Более того, матриархат в семьях, женское сватовство как элемент культуры, который подтверждается не только источниками и археологическими раскопками от Шилова Разанской области, до Севрючего[21] Курской области, но и укладом северской земли, севрюков, севрючек, традиции которых отражают традиции аорсов, например, убийство перед замужеством врага, женское сватовство, равноправие севрючек, севрючки – женщины воинки, севрюк-воин, свобода, кавалерия. Историк Дэвид Энтони отмечает: «Около 20% скифо-сарматских «воинских могил» на нижнем Дону и на Нижней Волге содержали женщин, одетых для битвы, как будто они были мужчинами, - явление, которое, вероятно, вдохновило греческие сказки об амазонках».[22]

До сих пор среди севрюков живы традиции и уклад, где женщина и на коне скачет, и ружье берет, традиции в свадебных обрядах, женщина – глава семьи, женщина -предприниматель, фермер, это все современная Северия - provincias Severenses.

Следовательно, возникают вопросы, а было ли переселение аорсов со своей земли, если нет, то была ли ассимиляция с прошедшими через их землю народами и почему исчезает название аорсов в начале 3 века и почему севрюки удивительно похожи на аорсов и кто такие севрюки.

Ответы на поставленные вопросы ведут к следующим источникам.

Словарь Римской империи

Severia, regio Sarmatiae, ubi Aorsi populi.[23]

Перевод

Северия, земля Сарматии, где аорсы народ.

Латино-английский словарь

Aorsi, a People of Sarmatia by the River Tanais & their Countrey is called Severia.[24]

Перевод.

Аорсы — народ Сарматии до реки Дон, их страна называется Северия.

Одновременно обращают на себя внимание первоначальные источники – надгробные надписи - 1 век до н.э. и начало 3 века, где говорится в первом источнике о просто народе северцах, а в третьем веке о народе северцах и Северии, что свидетельствует о стране Северии и его народе на начало 3 века, когда и исчезает упоминание аорсов. Таким образом, ошибочным является поиски аорского наследия без учета северского обозначения.

Изложенное обращает внимание на Северский банат, чья топонимика оставила след аорсов, граница Румынии и Сербии.

 

Продолжая исследование в provincias Severenses – Орловская область, обнаруживаются такие же следы в топонимике.

 

 

Наблюдаемая топонимика обнаруживается на территориях, где отмечается северская идентификация – severenses и обособления Тerra Severiensis или Severian Land - Severia.

Таким образом, северская география и аорцев имеет определенное отражение в границах от Рязанской области – родины былинного героя Дикороса Севрюка до границ Северского баната (Болгария, Румыния, Сербия), откуда по мнению некоторых историков произошло переселение северцев на Северщину.

Важно, что в окрестностях Белгорода-Днестровского (Украина) и п. Тараклия (юг Молдавии) расположен очаг каменных стел с Тамга аорских царей. Очевидно, что Аорсы простирались своими селениями от границ Северкого баната – Румынии, вдоль побережья Черного моря уходя на север к Рязани и Оке, о чем свидетельствует не только выше изложенноу, но многочисленные археологические раскопки, в том числе в районе Оки – Рязанской области, в Шилово, где было обнаружено крупное селение аорсов, обладающее признаками статуса столицы, где проживали лица, занимающие самый высокий статус.

Белгород-Днестровский ранее аорский город Тира Римской Империи, «для Тира это ясно из надписи, которая на самом деле содержит две латинские буквы императора Септимия Севера, адресованные жителям Тира, а другая - Гераклиту, прокурору иллирийских обычаев, в котором говорится, что эта крепость освобождается от уплаты налогов на товары. Конец надписи, подпись Септимия Северуса, письмо от 17 февраля 201 г».[25]

Обнаруживается в римский период значение названия Северия (Severia) — название земли, с особым титулом, этот титул присваивался Римом с момента прихода к власти Септимия Северуса тем краям, которые были не просто цивилизованными и поддерживали его, а преодолели варварство, достигли высокого уровня развития в правовом и демократическом плане отвечали идеям и принципам юриста Ульпиана.

Еще один источник указывает, что преимущество, помимо прекращения взимания налогов, это бронзовые монеты, которые указывают на официальное название города в результате этой реформы: Septimia Tyras metropolis colonia. Новая надпись заменяет Septimia на Severia.[26]

Данные монеты в настоящее время являются предметом находок и торговли черных копателей – Украины и России, их можно приобрести на черном рынке, и они открыто продаются в сети Интернете.

Более того, в Орловской области в деревне Севрюково в 2017 году местной севрючкой Лидией Илюхиной у себя в огороде была найдена монета Римского периода, на которой обнаруживается буква «S» на одной стороне, на другой - Фракийский всадник – чеканка Аелас.

 

Относительно краев, где отчеканена монета, есть интересная научная работа по теме периода правления Александра Севера, в ней, в частности, указывается:

«Тир, великий город в Сирии-Финикии, имеет титул Колония Севериана (Seberia) Феличе Августа дей Тирий, что выделяет два важных периода в его истории — Септимия Северуса и Северуса Александра. Фактически Тир был на стороне Септимия Севера в войне против Негра и для этого он имел имя Септимия засвидетельствовано в монетах царствования Септимия Северуса и был выдающейся столицей новой провинции. Город потерял привилегии при Гелиогабале. При Северусе Александре восстановился в статусе, что, это связано с Ульпианом. Имя Северия (Severia) напомнило связь с Септимием Северусом и добавило имя с Северусом Александром, разделяя двух императоров с именем Северо. Причиной была преданность Ульпиану».[27]

Поворотным событием является находка в Рязанской области, в Шиловском районе в районе Могильника 525 Борок 2 медальона с изображением Септимия Севера на теле правителя аорсов, чеканки 193 – 196 гг. Описание медальона указывает, что «Император изображен в лавровом венке с лентами и доспехе-лорике с четко выделенным прямоугольным воротом и стершимся изображением эгиды на груди. Над левым плечом виден край плаща. Вокруг изображения надпись — L SEPTIMIVS SEVERVS PERTINAX AVG I IIII. По краю медальона расположен точечный ободок. Над головой императора через надпись пробито сквозное отверстие, над которым на каждой из сторон прослеживаются треугольные углубления, вероятно, образовавшиеся в процессе ношения медальона. Поверхность изображения сильно потерта, что указывает на длительное время использования медальона <…> Все известные автору аналоги находятся среди медальонов, изготовленных в начале правления Септимия Севера после избрания его императором в 193 г. н.э. и до 196 г.н.э., когда после триумфального возвращения в Рим он провозглашает своего сына Каракаллу соправителем». [28]

На фото: медальон с изображением Септимия Севера, обнаруженный в Борок 2, музей Шилово, Рязанская область, Россия.

Таким образом, изложенное свидетельствует о необходимости более глубокого исследования и проведения более масштабных археологических работ на всей территории Северии.

Наблюдается также в этот период и аналогия событий.

«Мы знаем, что именно Септимий Северус, с 194 года, после того, как отвоевал этот регион на Песчениусе у Нигера, разделил территорию на две разные провинции: Сирия-Коэль на севере, столицей которой была Лаодикия, и Сирия-Финикия в юг, который имел цент Тир (Tyrus), именно тогда родина Ульпина получила звание римской колонии и льготу, которая включала, среди прочего, освобождение от налога на имущество. Бронзовые монеты уже дали нам знать официальное название города в результате этой реформа: Sep (timia) Turus metropolis) coloni (a) 26. Новая надпись заменяет Septimia на Seberia = Severia и добавляет псевдоним Felix. Лаодикия также называется на современных монетах: июль (иа) Лаодик (иа) Север (иа) мегаполис».[29]

Необходимо обратить внимание на исследования французского историка, лингвиста и мифолога Жоржа Дюмезиля, согласно его исследованиям, именно западные сарматы участвовали как кавалерия Рима в походе Септимия Севера в Англию и явились источником мифов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Далее в ходе исследования похода Септимия Северуса в Британию обнаруживается следующая информация: «С высоты Северии «гордящейся Римской славой, что от Северуса взяла свое древнее имя, где жил Эдгар Великий и слава связана с восточными норманнами их объединенных государств; Императорское место, и теперь путешественник описывает в спускающихся долинах новое возрождение Северии». [30]

Другой источник - Географический словарь: «Сарисбери или Новый Сарум, Sorviodunum, Sarviodunum, Severia, Северия, является основным городом Уилтшира: расположен в северо-западной части этого округа, недалеко от границ Гемпшира и Дорсетшира; на реках Уилли и Алан, объединенных в один поток; и в настоящее время попадает в Эйвон таким образом, что на большинстве улиц этого города есть поток, протекающий через них. Это был древнеримский город под названием Сорбиодунум (Sorbiodunum), расположенный на высоком холме». [31]

Британские ученые, историки Гилберт Дайер, Чарльз Юлиус в 1816 году в своем научном исследовании указывают:

«Я обнаружил главное (ядро) Вента Белгарум, что за Бельгийцы были учтены саксами, а синонимы названия Северия (Severia) является еще одним доказательством истинности их решения в этом слове. Располагаясь на водной границе канала, и особенно на обширном устье Северн, землевладельцы, собственники водоемов имели общие имя народа и название этой страны входящей в состав Бельгии, прекрасно сохранилось в Северии». Слово Av, море или вода, меняется на Au и Aw, на Em, ' Eu и Ew в разных именах; и в слове море это изменения в Ea. — Sev от Ev также будет означать море или вода в котором S, префикс, является мягким C и подразумевает то, что C ii названный в кельтском, Coll или голова; и любое из этих слов означает голову или слияние воды или моря. Сев в Северия, то подразумевает море или воду, эр границу, а ля, территории; и Беж был понят под этим Саксами: откуда ясно, что император Северус не имел больше чести выше присвоенного именования this dis точнее, чем король Сисла называл Чичестер <…> Император Северус, назвал этот край Severia: так он стоит на сухом холме….. Император Северус, который много жил в Великобритании и был благодетелем города Северия очевидно поэтому в честь этого названия, этой части страны присвоил имя Provincia Severorum».[32]

Таким образом, наблюдается присвоение названия Северия в ходе похода Септимия Северуса в Англию местным землям, однако, как указывают разные историки, Англия в основном была на низком уровне развития, местное население, как описывают римские источники, чрезмерно варварским, Септимий Север местные племена считал дикими, «живущими по шею в болоте» не имевших даже хижин, до сих английские историки стараются не упоминать негативное отношение Северуса к местным пле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: