Задания по психологической части практики для студентов 4 курса исторического факультета заочной формы обучения 2015-2016 уч.г.
Успешная педагогическая деятельность современного учителя невозможна без высокой психологической культуры, которая проявляется в опосредованности психологическими знаниями отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми. Психологическая культура педагога включает в себя определённый уровень компетентности в области психологической теории, интерес к внутреннему миру другого человека, уважение особенностей его личности, желание и умение разобраться в собственных отношениях, переживаниях, поступках. Психологическая культура проявляется также в умении организовать свою педагогическую деятельность и деятельность учащихся, опираясь на психологические закономерности.
Педагогическая практика в школе является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, поскольку требует от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания. Эффективная отработка педагогических умений предполагает осознанное установление связи педагогической деятельности с психическим развитием ученика, умение осуществлять познание личности школьника и школьного коллектива, способность анализировать мотивы, цели и способы осуществления собственной деятельности.
Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:
Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;
Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;
|
Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;
Ø овладение навыками психологического анализа урока.
Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:
1) выполнение всех заданий в полном объеме;
2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;
3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;
4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;
5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.
Изучение уровня сотрудничества в классе
Цель: изучить уровень сотрудничества в классе с помощью методики «Тест уровня сотрудничества».
Содержание задания. Для проведения исследования необходимо заранее приготовить количество бланков методики по количеству учащихся в классе. Устное предъявление теста не допускается. Исследование проводится в групповой форме. Каждый участник получает бланк и самостоятельно его заполняет. Результаты анализируются и соотносятся с результатами других методик, направленных на изучение класса.
|
ТЕСТ УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
БЛАНК МЕТОДИКИ
Инструкция: «Представьте, что в каждом приведённом ниже утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением напротив него поставьте плюс (+) в графе «Да», в случае несогласия – в графе «Нет». Можно два-три раза поставить плюс в графе «Не знаю», если вы затрудняетесь ответить. Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на бланке не нужно.
|
Ключ, обработка и интерпретация результатов Теста Уровня Сотрудничества. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно.
|
№ утверждений | Название и характеристика шкал |
1, 11 | 1. Ценность школы.При высоких значениях ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе. |
2, 12 | 2. Ценность класса. При высоких значениях ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов. |
3, 13 | 3. Ценность личности. При высоких значениях ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции. |
4, 14 | 4. Ценность творчества.При высоких значениях ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. |
5, 15 | 5. Ценность диалога.При высоких значениях ориентация на общение, дружеские отношения, характерны эмпатия, забота об интересах окружающих. |
6, 16 | 6. Ценность рефлексии.При высоких значениях ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. |
7, 17 | 7. Оценка творческости (креативности) классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел. |
8, 18 | 8. Оценка диалогичности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь. |
9, 19 | 9. Оценка рефлексивности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения. |
10, 20 | 10. Откровенность.Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Так как отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности. |
Для обработки результатов Теста Уровня Сотрудничества необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл (кроме утверждений №№ 10, 20, где 1 балл засчитывается за каждый ответ «Нет»). За каждый ответ «Не знаю» начисляется 0,5 балла. Баллы всех участников исследования по каждой шкале отдельно суммируются и переводятся в проценты (от 0 до 100)
Например, количество участников тестирования – 20, следовательно, максимальное количество баллов, которое может быть набрано классом по каждой шкале – 40. Предположим, по шкале «Ценность школы» групповой суммарный балл – 15, что составляет 37% от возможного суммарного балла.
Полученные результаты изображаются графически в виде профиля. По оси Х указываются шкалы, по оси У – выраженность каждой шкалы в процентах. Также можно вычислить среднее арифметическое как по каждой шкале, так и по сумме значений всех десяти шкал. Низкими считаются результаты ниже 60%, нормальными – в интервале 60–80%, высокими – в интервале 80–100%.
Особо интерпретируются результаты 10-ой шкалы: при значениях в области 50% результаты теста рассматриваются как недостоверные, при значениях в области 50–60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих. Нормальный результат – более 60%.
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы как оценка достигнутой цели;
5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.