Северное возрождение (Нидерланды, Германия)
Начало 15 – середины 16 вв.
Как и в Италии, главное здесь – реалистическое изображение человека и окружающего его мира.
Но реализм северян выглядит иначе. Повлияло христианство. Копирование мельчайших деталей, натурализм изображений – характерные черты работ северных мастеров. На присутствие Бога в картинах могут намекать символы.
Особенности Северного Возрождения
Характерные образы: простые, скромные и будничные.
Создание техники масляной живописи, с оптическими эффектами масляных красок – преломление, отражение, рассеивание света.
Ян ван Эйк (ок.1390-1441 гг.).
Крупный мастер нидерландского Возрождения, знал географию, геометрию, химию. Он сумел получить уникальный состав масляных красок, которые не меркнут от времени (приписывают изобретение масляных красок).
· Гентский алтарь – одно из самых грандиозных творений Ян ван Эйка. он состоит из 26 картин, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря – 3, 5 м.
• Картина «Мадонна канцлера Ролена» или Отенский алтарь была создана Яном ван Эйком в 1435 году по заказу Николаса Ролена, канцлера герцогства Бургундия при Филиппе Добром. Он заказал эту работу для свой приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шатель в Отёне. (на ней изображен канцлер, молитвенно склонившейся перед Мадонной с младенцем). Пейзаж в глубине картины разделен рекой надвое (река — древний символ границы между мирами).Сад изображенный на втором плане - Символика растений: белые лилии- благочестие, чистота Девы Марии; Роза – символ Девы Марии. Символика птиц: павлины –бессмертие, сороки – суетность
• Он создал первый в истории европейской живописи парный портрет. Самый известный - «Портрет четы Арнольфини». Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года. Существует его портрет работы ван Эйка, позволяющий предположить, что он являлся другом художника. Символика - Собачка – брюссельский гриффон символ верности. Домашние туфли – символ единения супругов. Надпись: «Ян ван Эйк был здесь». Статуэтка св.Маргариты – покровительницы рожениц. На стене хрустальные четки — (обычный подарок жениха невесте) символизируют чистоту, добродетельность и благочестие. В зеркале можно рассмотреть изображение художника — таким образом он запечатлел свое присутствие на празднике.
|
Иероним Босх (ок. 1460 – 1516)
Картины на темы народных пословиц, поговорок и притч. Произведения Босха полны иронии и иносказания. На сегодняшний день известно 25 картин и 8 рисунков. Основной вид картин – это триптихи (произведения, состоящие из 3 картин, объединенных общей идеей).
Известные картины:
· «корабль дураков». Источником для этой композиции послужил нидерландский фольклор. Корабль на картине Босха — утлая ладья, плывущая по житейскому морю и грозящая вот-вот перевернуться, а каждый пассажир этого судна олицетворяет те или иные грехи — пьянство, мошенничество и т.д.
· «Воз сена. Триптих ». Очень вероятно, что выбор сюжета художнику подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него, сколько сможет».
Питер Брейгель (прозвище «Мужицкий»)
(1525 – 1569гг.)
В картинах изображал жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середине 16 в. главным героем произведений – крестьяне (за что художник получил прозвище «мужицкий»)
|
Сюжеты картин связаны с фольклором. Писал картины-притчи.
Известные картины
· «Битва масленицы и поста» - Шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. Площадь на картине — символ земного мира; через нее проходят двое — мужчина и женщина в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом указывает им дорогу.
· «Пословицы» - На картине художник поместил более 100 иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, висят между небом и землей; речь неизменно идет о напрасной, бестолковой трате сил, времени и средств. Глупость, ставшая повседневной привычкой — вот лейтмотив «Пословиц».
· «Крестьянская свадьба» - Главный герой произведений Брейгеля — постоянно движущаяся народная масса. Художник создает широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие.
Германия
В 15 в. развивается новый вид искусства – гравюра. Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рисунка, нанесенного на доску гравером. Первоначально была распространена гравюра на дереве – ксилография. Сначала это было безымянное творчество. Листки с изображениями святых раздавались паломникам при посещении «святых мест», существовали листки с шуточными стихами и картинками, календари, а также игральные карты.
|
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528)
А. Дюрер много и плодотворно работал в гравюре, в общей сложности создал около 350 рисунков для гравюр и 100 гравюр на меди. Исполнял аллегорические и библейские картины, монументальные алтарные композиции. Один из величайших портретистов в мировом искусстве. Автор первого в Европе автопортрета. Дюрер получил широкую известность как в Германии, так и за рубежом.
· Цикл «Апокалипсис» - В 1498 г. Дюрер создал цикл иллюстраций к последней книге Нового Завета — «Апокалипсису», или «Откровению Иоанна Богослова». Эта книга, написанная в I в., содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придет Царство Божие.
· Меланхолия. Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла.