Развитие теории архитектуры




ВОПРОС 13

Архитектурные традиции рима и современность мирового дизайна и архитектуры

Римляне восприняли все греческие архитектурные ордера, но применяли в большинстве случаев коринфский. Они использовали архитравные перекрытия, но помимо того, ввели сводчатые перекрытия, которые получили у них широчайшее распространение.

Из сводов использовались:

· коробовый,

· крестовый

· и купольный.

На основе объединения архитравных и сводчатых перекрытий в Риме возник архитектурно-декоративный мотив ордерной аркады, применявшийся наряду с колоннадой для оформления фасадов базилик, театров и других сооружений.

От греческой архитектуры римская отличалась несравненно большим масштабом строительства, большим разнообразием типов построек, среди которых преобладали общественные здания, и гораздо большими размерами сооружений.

Римские сооружения возводились из кирпича в сочетании с известковым бетоном

и снаружи и внутри облицовывались штукатуркой, камнем или цветным полированным мрамором. В центре Рима находились примыкавшие друг к другу общественные и торговые площади — форумы (где размещались храмы и базилики), театры и амфитеатры (цирки), триумфальные арки и другие сооружения.

форум представлял собой большой прямоугольный участок типа двора, обрамленный со всех четырех сторон колоннадами. По оси форума возвышался большой многоколонный коринфского ордера храм, напоминающий греческие, но с укороченными боковыми фасадами. Кроме того, вместо стилобата здесь был так называемый подиум — пьедестал с лестницей только на главном фасаде.

Один из самых хорошо сохранившихся памятников архитектуры древного Рима - Пантеон, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия

Римские ансамбли в отличие от греческих, в частности форумы, как правило, имели симметричную планировку.

Особенности древнеримской архитектуры жилых домов

Дома состоятельных жителей древнего Рима состояли из двух половин — приемной и частной, семейной. Центром первой из них был атриум — зал с прямоугольным сквозным отверстием в центре перекрытия. По углам этого отверстия ставили четыре колонны, поддерживающие потолок. За атриумом находилось помещение типа гостиной - таблиниум. Позади таблиниума располагался перистильный (от греческого peristylos - окруженный столбами), прямоугольный двор, сад, площадь, окруженная с 4 сторон крытой колоннадой — центр интимной половины дома. Стены атриума, и таблиниума украшались фресками.

Если главными чертами греческой архитектуры были классическая простота, благородство и строгость, то в римской - парадность и величественность.

ВОПРОС 14

 

Архитектура Римской Республики

Храм Фортуны

При сооружении храмов римляне заимствовали богатый опыт греческой и этрусской архитектуры. На набережной реки Тибр сохранился храм, посвященный богине судьбы - Фортуне Вирилис. Он был построен в I веке до н. э. на так называемом Бычьем Форуме, площади, где в древности торговали скотом. Здание, которое отличается простыми и строгимипропорциями, стоит на высоком подиуме, широкая лестница и портик с шестью колоннами придают особую величавость его фасаду. Главная ось здания подчеркнута глубоким портиком и лестницей, ведущей к нему. Такой прием характерен для этрусских храмов. Стены здания сложены из туфа, а колонны вытесаны из твердого травертина. Им же облицован подиум. Разница в материале была искусно скрыта тонким слоем штукатурки, которая покрывала здание.

Римляне широко использовали для украшения зданий греческую ордерную систему. В храме Фортуны стройные ионические колонны поддерживают перекрытия портика, а полуколонны расчленяют стену здания. Спокойный ритм колоннады создает единство архитектурного образа.

Рядом с храмом Фортуны находится круглый храм, который долгое время считали посвященным богине домашнего очага Весте. Сейчас ученые полагают, что это храм Геркулеса-победителя. Он построен из лучшего греческого мрамора, привезенного с острова Парос. Его композиция отличается удивительной простотой и совершенством. Десятиметровой высоты колонны с коринфскими капителями придают небольшому зданию красоту и изящество. Первоначальное перекрытие храма утрачено, и сейчас он покрыт конусообразной крышей, которая лежит непосредственно на капителях колонн. Коринфский ордер, использованный в этом храме, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве.

Римский Форум

Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был форум, площадь, расположенная в низине между холмами Капитолием и Палатином. На ней происходили народные собрания, где решались важнейшие вопросы управления государством, войны и мира: здесь на протяжении столетий кипела напряженная политическая жизнь города. На форуме находились здание государственного архива, храмы, трибуна, с которой выступали ораторы, две базилики, где заключались торговые сделки и заседали суды, там же стояли многочисленные статуи прославленных римлян, а в дальнейшем и триумфальные памятники римских императоров.

От форума начинались важнейшие дороги Италии, к нему сходились основные улицы города. Центральная площадь республиканского Рима имела неправильную форму, так как застраивалась в разное время. В I веке до н. э. ее размеры составляли 160 м в длину и от 50 до 80 м в ширину. Вокруг нее располагались общественные здания и портики, облик которых неоднократно изменялся. Раскопки в конце XIX - XX веке открыли развалины зданий, окружавших форум. Среди них возвышаются восемь гранитных колонн храма Сатурна, где хранилась государственная казна, руины базилики Юлия, построенной Цезарем в I веке до н. э., круглый храм богини Весты и три мраморные колонны храма сыновей Юпитера - Кастора и Поллукса.

Развитие теории архитектуры

Расцвет архитектуры Рима в эпоху Республики и творческое использование достижений греческого зодчества способствовали развитию теории архитектуры. В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики. Труд Витрувия пользовался большой популярностью в римское время и достиг настоящей славы в эпоху итальянского Возрождения, он послужил образцом для сочинений по теории зодчества во всех странах Европы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: