Промышленных технологий и дизайна»
Кафедра конструирования и технологии швейных изделий
Контрольная работа №1
по дисциплине
Формообразование и макетирование
Вариант №2
Выполнила: студентка II курса
группы 2-ТЗА-2 Виноградова Л.Н.
зачетная книжка №1632312
Проверил:
Санкт-Петербург
Вариант №2
1.Общие принципы формообразования одежды.
2.Основное правило наколки.
Общие принципы формообразования одежды.
В настоящее время индустрия моды представляет собой наиболее активно развивающуюся область культурной деятельности общества, так как потребность в одежде испытывает каждый человек независимо от возраста, рода занятий и социального статуса. Более того, уровень этих потребностей постоянно возрастает: все больше внимания уделяется эстетическим показателям и соответствию моделей одежды последним модным тенденциям.
Функциональность форм современной одежды определяется максимально возможным соответствием их определенному назначению и рациональностью объемно-пространственной структуры, что явилось результатом длительного и сложного исторического развития.
В IX в.н.э. одежду изготовляли из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже ее стали кроить по форме фигуры человека. Средневековые мастера XII в. для придания одежде формы тела человека начали делать вырезы по бокам и соединять края шнуровкой. Но шнуровка не создавала красивых форм. Примерно в XIII в. появилась одежда с вшивными рукавами, в XIV в.- распашная одежда и воротники, а в XVII в.- одежда с карманами. Платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку, возник новый вид женского костюма. В XVI-XIX вв. форма одежды создавалась с помощью корсетов, кринолинов и фижм, при этом искажая фигуру человека, затрудняя дыхание и стесняя движения. Специфику одежды XX в. определяет прежде всего переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла. Характерными особенностями XX в. являются также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смены моды. В 30 гг. выявляются три основных силуэта женской одежды: прямой, полуприлегающий и силуэт с подчеркнутой линией талии (приталенный). Направление моды второй половины 70-х и начала 80-х годов в женской одежде характеризовалось объемными свободными формами, с преобладающим поперечным членением ее поверхности, заменой вытачек и других геометрических элементов пластическими (складками, сборками, буфами), заметным удлинением одежды. Конец 80-х годов вновь ознаменовался переходом к небольшим по объемам геометрическим формам одежды.
|
В современном костюме редко используется принцип прямолинейного формообразования в чистом виде. Условно прямокроеной считается одежда, в которой основные прямые линии покроя совмещаются с некоторыми кривыми линиями,например, линии проймы, оката рукава и т.п.Часто пластические свойства ткани или требования модели и вовсе не позволяют применять прямолинейный крой, тогда художник-модельер создает одежду, основываясь на другом принципе формообразования -моделирование на основе криволинейного кроя.
В основе моделирования одежды с помощью кривых линий заложен принцип подгонки формы костюма к форме человеческого тела. Криволинейный крой обусловлен сложной топологией фигуры человека, поверхность которой исключает прямые линии. Чтобы добиться такой формы одежды, которая бы полностью повторяла конфигурацию тела человека, необходимо использовать в конструкции изделия множество швов. Линии этих швов проходят по конструктивным точкам человеческого тела, по его выступающим и вогнутым поверхностям, а также через границы мышечных и костных соединений. Например, линия соединения рукава с лифом превращается в криволинейную пройму, при этом изымаются излишки ткани. Кривые линии могут обрисовать горловину, боковой срез и линию талии -место соединения лифа и юбки. Криволинейный характер имеют также вертикальные швы-рельефы, проходящие через центры груди спереди и центры выпуклости лопаток сзади. Их кривизна помогает подогнать форму одежды по фигуре.
|
При проектировании одежды с учетом требований современного потребителя, дизайнеры смешивают стили, комбинируют различные материалы, отдают предпочтения сложным конструкциям, состоящим из многочисленных деталей, что позволяет создать необходимую форму изделия в соответствии с композиционным замыслом. Основной смысл формообразования – это структурирование (членение и объединение) единичных форм с целью создания сложной, многоуровневой структуры, которую представляет собой костюм. Особенность формообразования костюма неразрывно связана с фигурой человека и может рассматриваться только в связи с ее пропорциями и пластикой. При формировании композиции костюма необходимо поддерживать баланс между простотой элементов и сложностью соотношения форм.
|
Формообразование кроеной одежды -это процесс создания объемных форм, основанный на способности ее материалов под действием деформаций изгиба, растяжения и смятия создавать пространственную форму. Основными факторами формообразования в конструкции одежды являются швы, вытачки, влажно-тепловая обработка (сутюживание, оттягивание), формовочные свойства материалов и различные их комбинации. Способ формообразования деталей зависит от кривизны поверхности на ответствующем участке (вогнутости или выпуклости), свойств материалов, направления моды и т.п.
Различают следующие способы формообразования деталей:конструктивный(механический), с использованием пластических свойств материалов(физико-механический) и комбинированный.
Более распространенным и универсальным является конструктивный(механический).Основными факторами формообразования в этом случае являются швы и вытачки. Этот метод обеспечивает получение объемной формы деталей за счет их полного или частичного членения материала на части конструктивными, конструктивно-декоративными линиями и вытачками. Достоинства метода-возможность получения поверхности любой сложности из любых материалов с высокой точностью воспроизведения. Для этого метода характерно обеспечение формоустойчивости в процессе эксплуатации одежды. Приемы конструктивного метода формообразования основываются на понимании геометрии формы с учетом ее качественных и метрических показателей, позволяющих описать параметры и провести типизацию форм.
При формообразовании одежды за счет формовочных свойств материалов(физико-механический способ)объемная форма получается за счет подвижности сетчатой структуры текстильных материалов. Формообразование в этом случае основано на огибании поверхности ткаными материалами. В них под действием внешних сил прямоугольные ячейки, образованные нитями основы и утка, приобретают форму параллелограмма, что обеспечивает получение объемной формы. Для сохранения полученной формы по краям деталей необходимо проложить кромки, прокладки или выполнить шов. При использовании шва одна из деталей, входящих в него, не должна иметь посадки. Формовочные способности материалов выражаются также в создании заданной объемной формы за счет их драпируемости и деформации нитей.
Физико-химический способ формообразования предусматривает использование пластических свойств материалов. При этом под воздействием тепла, влаги и давления изменяется молекулярная структура волокон тканей. Используются следующие средства формообразования:
-проектирование деформаций по срезам деталей (посадка, растяжение) и закрепление их с помощью ВТО (сутюживание, оттягивание);
-ВТО используется для шерстяных тканей для исключения вытачек (выпуклость спинки в области лопаток за счет сутюживания ткани по плечевому срезу и со стороны проймы или оттягивание ткани по сгибу на участке лопаток;
-использование каркасных элементов (плечевые накладки, кромки, формоустойчивые прокладки и т.д.);
-раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих на детали сил (юбки конической формы).
Физико-химический метод целесообразно применять для участков, соответствующих опорным, т.к. со временем происходит релаксация материалов.
В современной одежде применяется комбинированный способ формообразования. Комбинированный способ представляет собой сочетание всех трех рассмотренных способов. В этом случае удается добиться высокой точности воспроизведения формы и устойчивости ее в эксплуатации.
На рисунке приведены элементы, за счет которых происходит формообразование в одежде.