ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ




1. На какие три группы делятся все признаки культуры? Приведите примеры.

· Универсальные (этики):врожденные\приобретенные; основа преодоления когнитивного диссонанса;

· Национальные;

· Специфические (эмики): приобретенные; основа классификации.

2. Как связана теория культурной специфики с теорией когнитивного диссонанса?

3. Перечислите известные вам основания для классификаций культур.

· По Г. Хофстеде: власть, индивидуализм, маскулинность, избегание неопределенности;

· По Э. Холлу: контекст, время;

· Прочие: пространство, природа, деятельность, аргументация, соперничество, природа человека.

4. Охарактеризуйте параметр культуры «отношение к власти».

Этот параметр показывает допустимую степень неравномерности в распределении власти. В одних культурах вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивидуума. В других, напротив, как благо воспринимается «сильная рука», которая «и накажет и поможет».

Дистанция власти – мера, до которой члены общества, не обладающие властью, готовы соглашаться с тем, что власть распределяется неравномерно.

Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.

Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Противоположный полюс - Северная Европа, Англия, США. Высокая дистанция власти отмечается в России и странах СНГ.

5. Чем индивидуалистические культуры отличаются от коллективистских?

Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека; иерархическая власть и социальные различия здесь сведены к минимуму, провозглашается всеобщее равенство. Коллективистские культуры высоко ценят групповые интересы; индивиды определяются больше через групповую принадлежность, чем через их собственные качества. В таком обществе поддерживается иерархическая дифференциация и вертикальные связи, а роль, статус и поведение человека определяются его положением в иерархической структуре.

6. Как классифицируются культуры в соответствии с параметром «маскулинность – фемининность»?

Понятия маскулинность и феминность, определяют социальные, заранее определенные культурой роли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур, Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные, ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Естественно, что эти понятия не являются абсолютными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины — мужского, но это рассматривается как отклонение от нормы.

К культурам феминного типа относят Швецию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Чили, Португалию и другие страны. Можно предположить, Россия и Украина также относится к этому ряду. К маскулинным культурам относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мексика, Великобритания, Германия и другие страны.

7. В чем состоит суть параметра «избегание неопределенности»?

Избегание неопределенности – параметр, фиксирующий степень проявления чувства угрозы со стороны непонятных, неизвестных ситуаций.

Состояние и чувство неопределенности является неотъемлемой частью человеческого существования, поскольку невозможно абсолютно точно предсказать события ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. По мере возможностей, с помощью различных технологий, законов или религии люди пытаются снизить уровень неопределенности. Стратегии преодоления неопределенности различаются от культуры к культуре в зависимости от того, в какой степени в той или иной культуре признают или ограничивают неопределенность.

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности (Япония, отчасти Германия) в неизвестности человек испытывает стресс и чувство страха. Высокий уровень неопределенности ведет не только к повышенному стрессу у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии. Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются особые каналы. Это проявляется в существовании многочисленных формализованных правил, регламентирующих действия, которые дают возможность для людей максимально избегать неопределенности в поведении.

К культурам с низким уровнем избегания неопределенности относят такие страны, как Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция, Ирландия, Великобритания, Индия, США и др. Греция, Португалия, Гватемала, Уругвай, Бельгия, Япония, Франция, Чили, Испания и другие соответственно относятся к странам с высоким уровнем избегания неопределенности. Относительно России и Украины подобных данных не существует. Можно лишь предположить, что в этих странах нет четко выраженной тенденции ни к явно высокому, ни к явно низкому уровню избегания неопределенности.

8. Как выглядит классификация культур по их отношению к контексту?

9. В чем заключается различие между полихронными и монохронными культурами?

Монохронная культура – культура, для которой характерна концентрация на одном событии в единицу времени.

Полихронная культура – культура, в которой можно фокусироваться на нескольких действиях одновременно.

В монохронных культурах (Германия, США) время понимается как линеарная система, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять. Одним словом, его можно охватить. Оно является системой, с помощью которой поддерживается порядок в организации человеческой жизни. Такая система играет решающую роль во многих индустриально развитых странах. Исходя из того, что «монохронный» человек занимается только одним видом деятельности за определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Люди такого типа не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такая система использования времени господствует в Германии, США, ряде североевропейских стран.

Полихронное время является полной противоположностью монохронному. В культурах этого типа большую роль играют межличностные, человеческие отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К типичным полихронным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения

10. Прокомментируйте параметры классификации культур «отношение к пространству», «отношение к деятельности» и «отношение к соперничеству».

«Отношение к соперничеству»: для высококонкурентных (США, Япония, Франция и др.) культур характерны представления о том, что соперничество ведет к улучшениям, что всегда бывают победители и побежденные, что деятельность должна быть ориентирована на выполнение задания (дело - прежде всего), что агрессивность — норма. Низкоконкурентные (Латинская Америка. Филиппины, Россия и др.) культуры приписывают большую ценность сотрудничеству, компромиссам, гармонии, сохранению и развитию отношений, личным качествам человека.

«Отношение к деятельности»: Отношение к труду зависит от культурных, лингвистических, мировоззренческих факторов, так как они связаны между собой неразрывными звеньями.

Труд в России не приносит ни статуса, ни независимости, ни богатства. И пусть многие из пословиц убеждают в его необходимости: «без труда не выловишь и рыбки из пруда», но едва ли не преобладают другие: «работа не волк, в лес не убежит», «всех дел не переделаешь», «от работы не будешь богат, а будешь горбат», «от трудов праведных не нажить палат каменных».

Напротив, труд в западном фольклоре представляется как традиционное, «рутинное» действие, лишенное всякого романтического флера. А лентяй — отрицательный герой, осуждаемый и порицаемый обществом.

В американских пословицах и поговорках мужчина, в основном, увлеченный, сильный, трудолюбивый; превозносится его рaботоспособность, могущество, уcердие.

В русском же фольклоре мужчина, часто, ленивый, голодный и лежащий на печи.

Таким образом, в русских пословицах труд предстает как более изнуряющее и тяжелое занятие, чем в американских. В них присутствует тематика того, что нет необходимости слишком усердно трудиться и спешить выполнять работу; в американских же пословицах и поговорках наоборот - «трудиться надо, чтобы что-то получить», «лень ведет к нищете и голоду», «работник оценивается по труду».

«Отношение к пространству»: Каждому человеку для его нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д. Этому личному пространству придается большое значение, поскольку вторжение в него обычно рассматривается как покушение на внутренний мир человека.

Формирование чувства личного пространства происходит в детстве, и его размеры регулируются чаще всего бессознательно. Они интуитивно поддерживаются при общении с представителями своей культуры и, как правило, не создают проблем для коммуникации. Однако при общении с представителями других культур дистанция общения создает проблемы для коммуникации, поскольку отношение к пространству в каждой культуре обусловлено ее особенностями и ошибочно может пониматься представителями другой культуры. Дело в том, что большинство людей воспринимает пространство Метро в Германиине только глазами, но и всеми остальными органами чувств. Начиная с самого детства, человек усваивает значение пространственных сигналов и в рамках собственной культуры может их безошибочно узнавать. Однако при общении с представителями других культур органы чувств человека не в состоянии точно истолковать незнакомые пространственные сигналы. Что может быть причиной непонимания или конфликта.

В этих культурах люди не боятся прямых физических контактов. К ним относятся такие страны, как Италия, Испания, Франция, Россия, страны Ближнего Востока и другие. В других культурах, например, в северо-европейских странах, Германии, США люди, наоборот, максимально стремятся избегать близких дистанций или прикосновений.

11. Как классифицируются культуры по отношению к природе как таковой и к природе человека?

Культура – есть вторая природа, так как рождаясь человек начинает познавать культуру семьи, общества, своего народа. И впитывая культурные обычаи и традиции, культура становится второй природой человека, его мировоззрения, характера, убеждений. Эту реальность человек создает для себя, по своим меркам, руководствуясь при этом идеей или мотивом реализации человеческого, как он это понимает. И живя в этой второй природе, он начинает воспринимать первую свою природу через призму определенных культурных представлений.

В наши дни понятие "вторая природа" широко используется в социальной науке и позволяет видеть в культуре результат преобразующей деятельности человека. Мир, в котором живут люди, есть окультуренная человеком природа, и эта среда обитания радикально отличается от тех условий, которые естественны для животных. Действительно, растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, приспосабливая себя, свое тело к новым условиям. Человек, изменив тип эволюции живого, стал преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно.

1. Созидательная функция. Культура, посредством своих агентов и в переносном, и в буквальном смысле преобразует человека. Её созидательный потенциал столь велик, что стало возможным корректировать и даже изменять биологические характеристики людей.

2. Символическая (смысловая, знаковая) функция. Любая культура есть мир сформулированных и запечатлённых символов, знаков, смыслов. Познавая, преобразуя и упорядочивая мир, люди обобщают познанное, и обозначают его в языке, мифе, религии, философии, науке, жестах, сигналах, письме, цифрах, нотах, одежде. Символы позволяют смотреть на мир как на упорядоченный и сбалансированный, удерживать реальность в собственном сознании, мысленно её воспроизводить.

3. Функция общения (коммуникативная). Культура “работает” прежде всего, посредством общения индивидов между собой. Общение позволяет человеку осваивать и присваивать культуру, обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные действия, производить обмен мыслями, чувствами, способами и результатами деятельности.

4. Интегративная функция. Культура создаёт систему стабильных связей между индивидами и группами. Она объединяет людей в племена, этносы, государства, нации, религиозные, профессиональные, творческие сообщества. Благодаря интегративной функции они делаются своими или чужаками, достигают значительных результатов.

5. Регулятивная (нормативная, поведенческая) функция. В рамках культуры возникают обычаи, правила, нормы, законы, которые играют важную роль в стабилизации, формализации и стандартизации общественной жизни, контроле за жизнедеятельностью отдельных индивидов и сообществ. Благодаря регулятивной функции формируется общество организованного порядка, прочных связей, взаимной ответственности.

6. Функция гуманизиции, (социализации). Изначально человек не рождается существом социальным, культурным. Чтобы стать таковым, ему непременно надо усвоить всё то, что необходимо для нормальной жизни в данном сообществе. Через семью, системы образования, воспитания и взаимодействия с другими людьми индивид создаёт своё культурное “Я”, становится существом духовно-нравственным.

7. Эмоциональная функция. Она состоит в том, что в культуре человек находит такие ресурсы, которые позволяют ему искать и находить смысл жизни, верить, радоваться, любить, страдать, расслабляться, ненавидеть, забывать горечи и тяготы повседневного бытия, ощущать мир прекрасного, скрашивать проблемы и трудности собственного бытия.

8. Информативно-познавательная (рациональная) функция. Каждая культура содержит в себе огромный запас сведений, знаний, как теоретического, так и практического характера – об окружающем мире, устройстве человеческого общества, достижениях человека в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, философии, права, экономики. Культура делает человека субъектом познания и понимания.

9. Защитная функция. Благодаря семье, государству, морали, праву, религии, экономике, медицине, образованию, языку человек получает защитные средства от угроз извне, уверенным, получает гарантии прогнозируемого существования.

10. Функция преемственности человеческой жизни. Культура есть непрерывный процесс материальной, социальной и духовной жизни человека, общества. В ней сосуществуют прошлое, настоящее и будущее.

11. Ценностная функция. Каждая культура не только предписывает, но предполагает право выбора, оценки того или иного объекта, цели, потребности. В каждом обществе, социальной группе, и, даже на личностном уровне, существуют свои предпочтения, интересы, представления об истине и заблуждении, хорошем и плохом, красивом и безобразном, существенном и несущественном.

12. Чем культуры с холистической аргументацией отличаются от культур с линейной аргументацией?

Холистическая аргументация – эмоциональная аргументация, предполагающая непоследовательное рассмотрение одного объекта с разных сторон.

Линейность аргументации предполагает последовательное представление аргументов, с большой детализацией в рамках одного и того же поля исследования; аргументы, которые не вписываются в логику изложения, исключаются; ценится эффективность анализа.

 

ТЕМА 5. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

1. Перечислите основные подходы к соотношению языка, культуры и мышления.

· Язык отражает культуру;

· Гипотеза лингвистической относительности;

· Язык для культуры: зеркало, копилка, носитель, идентификатор, координатор, инструмент.

2. В чем заключается сущность гипотезы лингвистической относительности?

Гипотеза лингвистической относительности предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Лингвистическая относительность широко известна как гипотеза Сепира — Уорфа. Выделяют две формулировки этой гипотезы:

· Строгая версия: язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.

· Мягкая версия: мышление наряду с лингвистическими категориями определяет влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения.

3. Какая точка зрения на проблему соотношения языка и культуры чаще всего противопоставляется теории лингвистической относительности в современном языкознании?

4. Что такое языковая картина мира? Каковы ее основные черты?

Языковая картина мира – совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способов получения и интерпретации новых знаний.

Признаки:

· Целостная;

· Опосредованная;

· Субъективная.

Функции:

· Регулятивная;

· Интерпретативная.

5. Что называют языковой репрезентацией? С помощью каких средств она осуществляется?

6. Какие функции выполняет языковая картина мира? (вопрос №4)

7. Что вы знаете о наивной картине мира?

Наивная картина мира – языковая картина мира как образ мира, аккумулирущий лишь приблизительное, неточное житейское знание.

Существенный вклад в изучение языковой картины мира внесли работы Ю.Д. Апресяна. Исследователь разграничивает научную и наивную картины мира, подчеркивая при этом, что наивные представления отнюдь не примитивны, что они отражают опыт интроспекции десятков поколений на протяжении многих тысячелетий. Термин наивная картина мира у Ю.Д. Апресяна является аналогом понятия языковая картина мира, так как наивные знания (наивная геометрия, наивная физика пространства и времени и т.п.) извлекаются именно из единиц языка

8. Как соотносятся между собой языковая и научная картины мира?

Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Теория Б.Л. Уорфа ценна самой постановкой проблемы сосуществования двух систем анализа окружающего мира – языковой и научной. Исследователь подчеркивал, что у языковой и научной картин мира есть сходство: они моделируют мир в сознании человека. Однако они имеют и существенные различия: научная картина мира отражает научное знание, это результат деятельности ученых; наивная картина мира отражает обыденное сознание

9. Какие классификации картин мира вам известны?

Все картины мира можно разделить по двум основаниям:

Степень общности. Здесь могут быть выделены:

1. всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна)

2. частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т.д. картина мира)

3. индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).

Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.

10. Как классифицируются языковые картины мира по носителю сознания?

Эти два понятия часто описываются в научной литературе как «сложное, многоуровневое образование, в которое, наряду с научным, понятийным знанием, входят и религиозный опыт, виртуальное построение искусства, идеология, а также глубинные пласты мифологического и коллективного бессознательного.

Языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка; языковая картина мира конкретной языковой общности — это её общекультурное достояние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: