Учебная практика по лесным культурам
Лесные питомники
Инструктивно-методическое издание
для студентов 3 курса
специальности 1‑75 01 01 «Лесное хозяйство»
Составители:
В.В. Трухоновец, Л. К. Климович, А.В. Климов
Гомель
ГГУ им. Ф. Скорины
УДК 630.232.3
ББК 43.46 я73
Б 261
Рецензенты:
профессор кафедры зоологии, физиологии и генетики учреждения образования «Гомельский государственный университет имени
Франциска Скорины», доктор биологических наук, профессор А.М. Дворник;
старший научный сотрудник ГНУ «Институт леса НАН Беларуси»,
кандидат сельскохозяйственных наук Н.В. Гордей.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
У91 Учебная практика по лесным культурам: лесные питомники: инструктивно-методическое издание / сост.: В. В. Трухоновец, Л. К. Климович, А.В. Климов; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – 36 с.
В издании рассмотрены цели и задачи практики, программа и методика выполнения основных ее этапов; приводится план прохождения практики. Даны разъяснения по организации территории и технологии выращивания посадочного материала в постоянном лесном питомнике. Приведена документация по инвентаризации посадочного материала.
Предназначено для студентов 3 курса специальности 1–75 01 01 «Лесное хозяйство»
УДК 630.232.3
ББК 43.46 я73
©Трухоновец В. В., Климович Л. К., Климов А.В., 2016
©УО «Гомельский государственный университет
им. Ф. Скорины», 2016
Содержание
Введение….……………………………………………………………... | |
1 Цели и задачи учебной практики……………………………………. | |
2 Содержание учебной практики ……………………………………... | |
3 План прохождения учебной практики …………………………….. | |
Литература………………………...…………………………………..... | |
Приложение А Предпосевная подготовка семян основных видов древесных растений …………………………...………… …………. | |
Приложение Б Нормы высева семян древесных растений ………… | |
Приложение В Глубина заделки семян основных древесных и кустарниковых растений ….………………………………...………… | |
Приложение Г Полевая карточка инвентаризации сеянцев, саженцев и укорененных черенков ……………..………………….… Приложение Д Отчет о наличии посадочного материала в питомниках, школах и на плантациях………………………………… Приложение Е Коды основных лесообразующих пород……………. Приложение Ж Технические требования к качеству сеянцев основных лесообразующих пород…………………………………….. Приложение К Технические требования к качеству саженцев основных лесообразующих пород…………………………………….. |
Введение
|
Учебная практика студентов по лесным культурам (лесные питомники) проводится с целью углубления и систематизации теоретических знаний по выращиванию лесного посадочного материала, получения необходимых практических навыков проведения работ в питомническом хозяйстве.
Выращивание высокопродуктивных устойчивых лесных насаждений – одна из основных задач лесного хозяйства. Повышение продуктивности, производительности, экономического, экологического и социального значения лесов может эффективно решаться путем выращивания посадочного материала высокого качества, воспроизводства и улучшения породного состава древостоев, т.е. производства лесных культур или насаждений искусственного происхождения.
|
Лесной посадочный материал выращивают в лесных питомниках. С этой целью в них осуществляется комплекс агротехнических мероприятий: севообороты, обработка почвы, применение различных удобрений и гербицидов. В современных лесных питомниках, наряду с выращиванием молодых растений в открытом грунте, все шире начинают выращивать посадочный материал в закрытом грунте (в теплицах) и растения с закрытой корневой системой. Система производства посадочного материала включает в себя все мероприятия, позволяющие сократить период выращивания стандартных сеянцев и саженцев и снизить при этом себестоимость их производства. К ним относятся способы подготовки семян к посеву, система применения удобрений и уходов за посевами, использование надежных методов защиты сеянцев от болезней. Сосредоточение выращивания посадочного материала в крупных питомниках позволяет значительно повысить уровень агротехнологии, целенаправленно вести работу по подбору, учебе и закреплению кадров, а также оперативно решать вопросы материально-технического снабжения. Агротехника выращивания посадочного материала должна сочетаться с комплексом современных машин, механизмов и орудий.
Выращивание посадочного материала в Республике Беларусь осуществляется в 73 постоянных питомниках. При создании лесов будущего планируется использовать 50% семян с объектов ПЛСБ и 50% с лучших естественных насаждений. Для лесокультурных работ в 2015 году в питомниках лесхозов выращено 260,5 млн шт. стандартного посадочного материала, в том числе 231,9 млн шт. сеянцев и 28,6 млн шт. саженцев. В теплицах выращено более 33,08 млн шт. и 5,59 млн. шт. посадочного материала с закрытой корневой системой. Всего в питомниках выращивалось свыше 285 видов и форм древесных растений.
|
Цели и задачи учебной практики
Цель практики – практическое закрепление теоретических знаний и навыков, полученных в процессе чтения лекций, ходе лабораторных и практических занятий на 3 курсе по разделу «Лесные питомники» дисциплины «Лесные культуры и защитное лесоразведение».
Задачи учебной практики – ознакомление с организацией территории постоянного лесного питомника, изучение структуры посевного и школьного отделения;
– исследование видов и способов посевов, изучение агротехники выращивания сеянцев в посевном отделении и в условиях закрытого грунта;
– изучение особенностей выращивания саженцев в узкорядных, комбинированных, уплотненных и плодовых школах;
– ознакомление с техникой проведения уходов за посадочным материалом в открытом и защищенном грунте лесных питомников;
– приобретение навыков проведения технической приемки работ и инвентаризации посадочного материала в посевном и школьном отделениях лесных питомниках;
– ознакомление с инновационными технологиями выращивания посадочного материала в лесных питомниках
– ознакомление с охраной труда, техникой безопасности в полевых и лабораторных условиях.
При прохождении учебной практики студенты знакомятся с организацией территории постоянного лесного питомника и со всеми видами работ в посевном отделении, школах питомника, работами в теплицах, изучают структуру посевного и школьного отделений, приобретают практические навыки по проведению основной и предпосевной обработки почвы, формированию саженцев древесных пород, по выкопке, сортировке, прикопке посадочного материала.
Учебная практика способствует развитию наблюдательности, самостоятельности выполнения работ, ориентации среди многообразия выращиваемого посадочного материала, знанию основных видов растений. Учебная практика открывает широкие возможности для приобщения студентов к учебно- и научно-исследовательской работе, к трудовому воспитанию.
Проведению учебной практики предшествует изучение таких дисциплин, как генетика и селекция, лесоведение, дендрология, почвоведение с основами земледелия.
Содержание практики
Продолжительность практики 6 рабочих дней (36 часов). В программу практики включены основные темы раздела «Лесные питомники» дисциплины «Лесные культуры и защитное лесоразведение».
1 Знакомство студентов с задачами практики, программой и методикой выполнения основных этапов практики, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности и охране труда и технике безопасности. Выдача индивидуальных заданий.
2 Знакомство с организацией территории постоянного питомника. Экскурсия по отдельным хозяйственным частям и отделениям питомника. Знакомство с теплицей.
3 Ознакомление студентов с системами и задачами обработки почвы, применяющимися в постоянном питомнике, особенностями применения удобрений и гербицидов при выращивании посадочного материала.
5 Приобщение студентов к работам в посевном отделении питомника: предпосевная обработка почвы, подготовка к посеву и посев семян, уходы за сеянцами первого и второго года выращивания, инвентаризация посевов. Ознакомление с выкопкой, сортировкой и прикопкой сеянцев в производственных условиях.
6 Приобщение студентов к работам в школьном отделении: подготовка площади к посадке, подготовка посадочного материала к посадке, агротехнические уходы.
7 Техническая приемка работ и проведение инвентаризации в посевном и школьном отделениях. Оформление студентами документации (полевые карточки, акты).
8 Камеральная обработка собранного материала, написание отчета, подготовка к зачету.
9 Курсовое собрание по итогам учебной практики, отчет о проделанной работе и сдача дифференцированного зачета.
План прохождения учебной практики
Учебная практика по лесным культурам разделу лесные питомники представляет собой самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (6 дней) и проводится по следующему плану (таблица 1).
Таблица 1 – Календарно-тематический план прохождения учебной
практики по лесным культурам: лесные питомники
студентами специальности 1-75 01 01 «Лесное хозяйство»
День практики | Наименование мероприятия | Место проведения |
Знакомство студентов с задачами практики, программой и методикой выполнения основных этапов практики, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Выдача индивидуальных заданий. | Лаборатория ГГУ им. Ф. Скорины | |
Знакомство с организацией территории постоянного лесного питомника. Экскурсия по отделениям питомника. Знакомство с теплицами. Ознакомление с системами и задачами обработки почвы, применения удобрений и гербицидов в постоянном питомнике. | ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси», ГЛХУ «Гомельский лесхоз» | |
Приобщение студентов к работам в посевном отделении питомника: предпосевная обработка почвы, подготовка к посеву и посев семян, инвентаризация посевов, уходы за сеянцами. Ознакомление с выкопкой, сортировкой и прикопкой сеянцев в производственных условиях. | ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси» | |
Посадка и выкопка посадочного материала в школах: подготовка площади школ к посадке, подготовка посадочного материала к посадке, агротехнические уходы. Техническая приемка работ и проведение инвентаризации в посевном и школьном отделениях. Оформление документации (полевые карточки, акты). | ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси» | |
Камеральная обработка собранного материала, написание отчета, подготовка к зачету. | Лаборатория ГГУ им. Ф. Скорины | |
Отчет о проделанной работе и сдача зачета. | Лаборатория ГГУ им. Ф. Скорины |
Учебная практика проводится в ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси» и ГЛХУ «Гомельский лесхоз».
1 Первый день. В первый день практики преподаватель знакомит студентов с целями и задачами учебной практики, программой и методикой выполнения основных этапов практики, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности, проводит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Выдаются индивидуальные задания бригадам.
На период прохождения практики группа студентов делится на бригады по 5-6 человек. Каждая бригада должна быть обеспечена аптечкой для оказания первой медицинской помощи. Студенты изучают правила по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии при проведении всех видов лесокультурных работ, в том числе:
- при обработке почвы;
- при применении гербицидов, удобрений;
- при посевных работах и закладке школ;
- при уходах за посевами;
- при работе в теплицах;
- при поливочных работах;
- при выкопке и выборке посадочного материала.
К работе допускаются лица, прошедшие вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности, а также инструктаж рабочем месте.
Непосредственную ответственность за общее состояние техники безопасности во время прохождения учебной практики несет преподаватель – руководитель практики. Отступления от утвержденных правил техники безопасности во время прохождения учебной практики не допускаются.
2 Второй день. Во второй день практики студенты посещают ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси» и ГЛХУ «Гомельский лесхоз». Руководитель практики знакомит студентов с организацией территории лесного питомника, характеризует хозяйственные части и отделения питомника. Студенты составляют план питомника, определяют площади основных отделений питомника, анализируют применяемые на питомнике агротехнологии выращивания посадочного материала. Особое внимание уделяют способам обработки почвы, приемам борьбы с болезнями и сорняками, применяющимися в питомнике.
Коренёвская экспериментальная лесная база (КЭЛБ) – опытное хозяйство Института леса Национальной академии наук Беларуси, расположена вблизи города Гомеля. На территории базы ведутся все необходимые лесовосстановительные работы. В настоящее время в насаждениях экспериментальной лесной базы продолжаются научные исследования по технологии выращивания лесного посадочного материала и лесовосстановлению на генетико-селекционной основе. В теплицах лесной экспериментальной базы выращивают микроклональные растения (береза, осина и др.).
Основные составные части лесного питомника – продуцирующая и вспомогательная. Продуцирующая часть предназначена для выращивания посадочного материала. Здесь могут быть организованы следующие отделения (части): посевное, школьное (древесных, кустарниковых и плодово-ягодных пород, черенковых саженцев и отделение зеленого черенкования), маточное.
Вспомогательная часть питомника предназначена для обслуживания продуцирующей части и выполнения организационно-хозяйственных и защитных функций. Ее площадь не должна превышать 25 % общей площади питомника. В эту часть постоянного питомника входят: хозяйственный участок, дорожная сеть, прикопочный и компостный участки, защитные лесные полосы, водоем, оросительная сеть, резервный участок и др.
Питомник состоит из следующих основных отделений:
Посевное отделение лесного питомника – часть площади лесного питомника, предназначеннаядля выращивания сеянцев. Сеянец лесной – лесной посадочный материал, выращенный из семени.
Школьное отделение лесного питомника – часть площади лесного питомника, предназначенная для выращивания саженцев деревьев и кустарников. Саженец лесной – лесной посадочный материал, выращенный из пересаженного сеянца или путем укоренения частей древесного растения. Саженцы широко используются не только для создания лесных культур, но и для озеленения населенных пунктов и устройства защитных насаждений. По сравнению с сеянцами они имеют ряд преимуществ: раньше вступают в период быстрого роста, лучше противостоят отрицательному влиянию трав, кустарников и мелколиственных древесных растений, поэтому выращивание искусственных насаждений ускоряется.
В лесных питомниках организуют узкорядные, комбинированные и уплотненные древесные школы.
Узкорядные школы предназначаются для выращивания посадочного материала более или менее однородного по возрасту и биометрическим показателям надземной и корневой частей. Ассортимент древесных и кустарниковых растений в этих школах довольно широкий: различные виды сосны, ели, лиственницы, туи, можжевельника, дуб черешчатый и северный, разные виды клена, липы, ясеня, ореха, тополя, спиреи, сирени, бересклета, кизильника, ирги, акации и многие другие.
В зависимости от количества лет выращивания создают узкорядные школы 1-го порядка (оборота), 2-го порядка, 3-го порядка.
Школа первого порядка. Схема посадки: 0,7-1,0 х 0,3-0,5м. Выращивание – 2-3 года, максимальный возраст саженцев – 4 года.
Школа второго порядка. Используется для получения более крупных саженцев. Схема посадки: 1,5-2,0 х 1,0-1,5 м. Саженцы можно пересаживать из школы первого порядка, но можно и изреживать школу первого порядка выкапывая каждый 2-й ряд и каждое 2-е растение в ряду. В школах второго порядка выращивают саженцы до 5-7-летнего возраста.
Школа третьего порядка. Создается для выращивания еще более крупных саженцев, высотой 2-2,5 м. Схема посадки: 3-3,5 х 2-3 м. Создается, как и школа 2-го порядка, только на базе школы 2-го порядка. В школах третьего порядка саженцы выращивают до 10 лет и более.
В комбинированных школах одновременно выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы различного возраста и размеров. В широких междурядьях комбинированных школ можно выращивать не только мелкие саженцы, но и сеянцы древесных и кустарниковых растений. С этой целью комбинированные школы преобразуют в школьно-посевные отделения. Преимущество комбинированного выращивания сеянцев и саженцев сводится к следующему. Сеянцы и мелкие саженцы при частичном отенении и смягченном микроклимате растут лучше. Размещение крупных саженцев по рядам способствует равномерному распределению снега на территории отделения, предохраняет почву от водной и ветровой эрозии. Агротехнические мероприятия, проводимые при выращивании мелких саженцев и сеянцев, способствуют формированию компактной корневой системы многолетних древесных растений, что облегчает их выкопку и транспортировку.
Уплотненные школы закладывают для выращивания массового количества укрупненного посадочного материала – 4-5-летних саженцев ели и других пород, предназначаемых, в основном, для лесокультурных целей. Школы отличаются узкими междурядьями и небольшим шагом посадки. Это ведет к увеличению выхода саженцев с 1 га до 100 тыс. шт. и более. В уплотненных школах разработаны рядовые и ленточные схемы посадки. При рядовой посадке производят равномерное размещение рядов по площади с расстоянием между рядами 0,4 м, в ряду 0,2 м. Ленточные посадки бывают 3-, 5-рядные, межленточное пространство при этом равняется 0,5-0,7 м.
Плодовые школы закладывают для выращивания крупномерных саженцев плодовых пород для закладки садов и ягодников.
Отделение зеленого черенкования – предназначено для выращивания зеленых черенков. Зеленый черенок – летний побег с листьями, заготовленный в период вегетации растений. Зеленое черенкование производится в теплицах, парниках или оранжереях, в ящиках укрываемых стеклом.
Маточное отделение лесного питомника – часть площади лесного питомника, предназначенная для выращивания деревьев и кустарников с целью получения из них черенков и семян.
Дендрологический участок лесного питомника – часть площади лесного питомника, предназначенная для создания коллекции ценных видов, форм и гибридов интродуцированных и местных деревьев и кустарников. Здесь проводятся фенологические исследования, работы по интродукции экзотов.
Компостный участок – участок питомника, предназначенный для приготовления и хранения компоста.
Прикопочный участок – участок питомника, предназначенный для временного хранения посадочного материала
В лесных питомниках в весенне-летний период в качестве закрытого грунта используются отапливаемые и не отапливаемые теплицы с покрытиями из поликарбоната, стекла, полиэтиленовой, полихлорвиниловой или полиамидной пленки, либо из других синтетических материалов. При выращивании лесного посадочного материала в теплицах повышается грунтовая всхожесть и уменьшается расход семян, почти в 2 раза сокращается срок выращивания стандартных сеянцев, улучшается их качество и увеличивается выход с единицы площади.
Теплицы КЭЛБ является базой для проведения опытов по определению всхожести семян и темпа роста всходов, производимых Институтом леса Национальной академии наук Беларуси. В теплицах выращивают такие виды растений, как можжевельник, туя, клюква (зеленое черенкование), голубика, осина, роза морщинистая и культуры микроклонально размноженных древесных растений. Все выращенные растения реализуются, либо пересаживаются в расположенное рядом школьное отделение.
Cевообороты в питомнике. Посевное и школьное отделения разбиваются на поля севооборотов, размер которых определяется их площадью и количеством. Севооборот – научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени, с целью сохранить и повысить плодородие, восстановить структурное состояние, улучшить физические свойства почвы и накопить влагу.
Период, в течение которого все культуры и пар проходят через каждое поле, называется ротацией севооборота. Севооборот предусматривает разделение земельной площади на определенное число равновеликих полей.
В лесных питомниках наиболее часто формируют трехпольные и четырехпольные севообороты: первое поле пар, второе поле – поле 1 года и третье поле – поле 2-го года (т.е. 2 года выращивания + паровое поле).
Обработка почвы в питомнике. Задачами обработки почвы являются:
- оптимизация водного, воздушного, теплового и питательного режимов;
- усиление круговорота питательных веществ путем извлечения их из более глубоких горизонтов и воздействия на микробиологические процессы;
- уничтожение сорных растений, возбудителей болезней и вредителей;
- защита почвы от ветровой и водной эрозии;
- создание благоприятных условий для заделки семян;
- заделка в почву растительных остатков и удобрений.
Основные приемы и системы обработки почвы. Обработка почвы бывает основная и предпосевная. Прием обработки почвы – это однократное воздействие на нее машинами и почвообрабатывающими орудиями. Приемы бывают основные и специальные. К основным относят: вспашка, лущение, боронование, культивация, прикатывание, грядование и т. д. Специальные приемы: двух- трехслойная вспашка, плантажная вспашка с предплужниками, фрезерование, кротование и т. д. Один прием не может обеспечить обработку почвы, поэтому чаще применяют системы.
Система зяблевой вспашки включает лущение почвы, глубокую осеннюю или весеннюю вспашку, весеннее боронование. Лущение – рыхление поверхностного горизонта на глубину 4–7 см. Чаще проводится дисковыми орудиями в перпендикулярных направлениях с целью прервать капилляры, запахать сорняки, подрезать их корни. При этом не допускается вынос подзола на поверхность. Крупные пласты после вспашки уходят под снег. Рано весной проводится боронование.
Система черного (осеннего) пара применяется в случае сильного засорения площадей корневищными или корнеотпрысковыми сорняками. Включает в себя систему зяблевой вспашки и боронования перед посевом, кроме того, в течение летнего времени неоднократную (3-4 раза) культивацию почвы. Осенняя перепашка без оборота пласта способствует проникновению влаги и воздуха в нижние слои почвы, улучшает условия для развития почвенной микрофлоры.
Система раннего (весеннего) пара включает: весеннюю культурную вспашку, трех-четырехкратную культивацию, осеннюю перепашку без оборота пласта, весеннее боронование. Каждый из этих приемов преследует те же цели, что и при обработке по системе черного пара. Система раннего пара применяется, в том случае если посадочный материал выкапываются весной, поэтому глубокая зяблевая вспашка проводится также весной.
Система занятого пара включает: лущение, культурную вспашку, боронование, посев сельскохозяйственных культур, имеющих короткий вегетационный период, или многолетних трав, способных связывать атмосферный азот посредством бактерий, уборку сельскохозяйственных культур, перепашку без оборота пласта, весеннее боронование. Применяют для пополнения почвы азотом, для образования прочной комковатой структуры в верхнем слое почв.
Система сидерального пара включает: лущение, культурную вспашку, весеннее боронование, посев сидератов (люпин однолетний, вико-овсяная смесь, донник, чина и др.), запашку сидератов, культивацию, перепашку без оборота пласта, весеннее боронование. Сидеральный пар применяют с целью повышения плодородия почвы.
Применение удобрений в лесном питомнике. В лесных питомниках применяются следующие видыудобрений: органические, сидеральные, минеральные удобрения, микроудобрения, бактериальные и органно-минеральные удобрения.
Органическuе удобренuя (навоз, торф, компост и др.) содержат азот, фосфор, калий и другие элементы питания. Это так называемые полные удобрения. Они улучшают физические и химические свойства почвы, обогащают ее элементами питания, способствуют развитию микробиологических процессов.
Минеральные удобрения классифицируют по форме, виду и т.д.: простые, полные, сложные, сложно-смешанные.
Простые – удобрения содержат в себе один элемент питания (макроэлемент).
Полные – наличие всех трех основных макроэлементов питания (N, P, K).
Сложные – содержат не менее 2-х элементов питания и получаются в едином процессе при химическом взаимодействии исходных компонентов.
Сложно-смешанные – получаются путем механического смешивания простых удобрений.
Учитывая наличие питательных элементов, минеральные удобрения подразделяются на азотные, фосфорные и калийные удобрения.
В зависимости от времени внесения удобрений и назначения различают:
- основные удобрения, которые вносят до посева перед вспашкой и культивацией почвы;
- припосевные удобрения, вносимые во время посева в бороздки;
- подкормки, вносимые в период роста растений.
Подкормки бывают корневые, когда удобрение вносят в почву, и внекорневые, когда удобрение наносят на листья и стебли, опрыскивая их водными растворами. Внекорневые подкормки позволяют повысить выход посадочного материала с единицы площади при одновременном усилении роста растений.
К микроудобренuям относятся удобрения, содержащие микроэлементы.
Бактериальные удобрения вносят для обогащения почвы полезными бактериями, улучшающими ее плодородие и, как следствие, питание растений. Наиболее широкое распространение получили такие виды бактериальных удобрений, как азотобактерин, нитрагин, фосфоробактерин и АМБ.
Известкование почв. Известкованию подлежат почвы с кислотностью равной 5-5,5 и ниже. В первую очередь проводят известкование почв с сильной кислотностью (рН от 4,5 и меньше). Норму внесения извести определяют на основании результатов химического анализа почв.
Применение гербицидов и фунгицидов в питомнике. При наличии в почве достаточного количества питательных веществ (содержание гумуса в почве 2 % и более), борьбу с сорняками можно вести путем применения гербицидов. По свойствам, и прежде всего по концентрации, они подразделяются на гербициды сплошного (общеистребительного) и избирательного (селективного) действия. Первые представляют собой концентрированные химические препараты, уничтожающие всю растительность на обрабатываемом участке. Они используются для очистки дорог, при освоении задерненных площадей под питомники и в паровых полях. Гербициды избирательного действия – это менее концентрированные химические вещества, уничтожающие лишь те виды сорняков, с которыми ведется борьба. Их применяют на полях, где выращивают сеянцы и саженцы. Различают также гербициды системные и контактные. Системные гербициды проникают в растение через корни и поражают весь организм. Контактные гербициды поражают лишь те части растения, с которыми непосредственно соприкасаются. Гербициды применяют в виде растворов, эмульсий и суспензий.
В настоящее время химические методы борьбы с сорняками в лесных питомниках применяют достаточно широко. Для получения надежного эффекта гербициды следует применять в определенной последовательности, а именно:
– на паровых полях для ликвидации многолетних сорняков и сокращения запаса жизнеспособных семян сорняков в почве;
– в посевном и школьном отделениях питомника для борьбы, главным образом, с сорняками семенного происхождения.
Сеянцы хвойных деревьев могут поражаться различными болезнями, например шютте и фузариозом. Для борьбы с этими заболеваниями применяют разрешенные в Беларуси системные препараты. Дуб черешчатый часто поражается мучнистой росой. При появлении первых признаков болезни сеянцы обрабатывают 0,5 %-м раствором коллоидной серы или другими препаратами. Причем опрыскивание проводят в течение лета через 2-3 недели.
Также, при возможности, проводится экскурсия, в процессе которой студенты знакомятся с лесным питомником и теплицами ГЛХУ «Гомельский лесхоз», а также с выполняемыми здесь работами.
Лесной постоянный питомник находится на территории Макеевского опытного лесничества ГЛХУ «Гомельский лесхоз». Площадь питомника составляет 5,0 га (по размерам данный питомник относится к категории средних). Он имеет прямоугольную форму (ширина 450 м, длина 111 м). С двух сторон питомник окружён лесополосой, это защищает площади питомника от неблагоприятного воздействия ветров. По периметру питомника установлен забор.
Питомник располагается вблизи населенного пункта, связанного с дорогами общего пользования республиканского значения, поэтому подъездные пути хорошие в любое время года, что значительно облегчит весной и осенью вывозку посадочного материала. Наличие рядом населенного пункта позволяет обеспечить потребность в постоянных и временных работниках, что особенно важно в весенне-летний период.
Рельеф участка относительно ровный, слабоволнистый. Почвы питомника дерново-подзолистые песчаные, свежие.
Из хозяйственных отделений питомника можно выделить:
- продуцирующая площадь – посевное (площадь посевного отделения составляет 4,21 га), школьное отделение в питомнике отсутствует;
- вспомогательная площадь – межполевые дороги, водоем, компостник.
Имеется теплица, в которой выращивается посадочный материал сосны обыкновенной с закрытой корневой системой. Для удовлетворения нужд питомника в семенах на территории лесхоза имеются плюсовые и элитные насаждения сосны обыкновенной и дуба черешчатого.
Примерная структура питомника приведена на рисунке.
Рисунок – Структура постоянного лесного питомника
ГЛХУ «Гомельский лесхоз»
В третий день студенты приобщаются к работам в посевном отделении питомника, включающих предпосевную обработку почвы, подготовку к посеву и посев семян, уходы за сеянцами первого и второго года выращивания, инвентаризацию посевов. Знакомятся с выкопкой, сортировкой и прикопкой сеянцев в производственных условиях.
Выращивание сеянцев в посевном отделении включает в себя: основную и предпосевную подготовку почвы, посев семян, уход до появления сеянцев, уход за сеянцами, инвентаризацию, выкопку и хранение посадочного материала.
Предпосевная обработка почвы производится для рыхления и выравнивания поверхности поля, сохранения влаги и борьбы с сорной растительностью, т.е. создания благоприятных условий для прорастания семян.
В период практики студенты наблюдают за механизированной предпосевной культивацией и боронованием почвы, готовят гряды, рыхлят и выравнивают поверхность лопатами и граблями.
Подготовка семян к посеву состоит в намачивании в воде и в водных растворах микроэлементов для семян с вынужденным семенным покоем, не требующих стратификации. В частности, семена сосны и ели намачивают в воде или в водном растворе микроэлементов: сернокислой меди, борной кислоты, молибденово-кислого аммония, сернокислого кобальта. При этом семена насыпают в мешочки из редкой ткани, заполняя их примерно на 2/3 объема, после чего погружают в воду комнатной температуры или раствор микроэлемента на 12-18 часов. После замачивания семена рассыпают тонким слоем на брезенте, периодически перемешивают, просушивая до состояния сыпучести, затем высевают (Приложение А).
Снегование. Семена готовятся к посеву в близких к природным условиях. Зимой, не менее чем за 1-2 месяца до посева, семена, предварительно замоченные в воде или в 0,5 % растворе марганцево-кислого калия в течение 2-х часов, закладывают под снег. На снег кладут лапник, солому, опилки.
В день посева семена извлекают из-под снега, просушивают до состояния сыпучести. Тщательно осматривают и по внешнему виду судят о состоянии подготовленности к посеву. Выход и качество сеянцев сосны повышаются при обработке семян 0,01 %-м раствором гетероауксина и некоторыми другими стимуляторами роста.
Посев семян. Для посева должны применяться семена, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТами 13056.1 – ГОСТ 13056.9 и имеющие документ о качестве, выданный в соответствии с ГОСТ 13056.10. Семена должны соответствовать требованиям ГОСТ 13204, ГОСТ 13853 − ГОСТ 13857, ГОСТ 14161. Не допускается высев семян не соответствующих по своему происхождению требованиям лесосеменного районирования; не проверенных на посевные качества; без документов, удостоверяющих их происхождение и качество; некондиционных, за исключением случаев, предусмотренных в Законе Республики Беларусь «О семенах» (статья 13); при наличии в них карантинных сорняков, болезней или вредителей.
Время и сроки посева устанавливаются в соответствии с [1] и обуславливаются биологическими особенностями древесно-кустарниковых пород, почвенно-гидрологическими и природно-климатическими условиями района и состоянием семян. Основными сроками посева являются весна и осень.
При посеве семян должно обеспечиваться:
− соблюдение установленных норм высева семян;
− сохранность семян от механических повреждений;
− прямолинейное размещение посевных строк для применения машин и механизмов по агротехническому уходу за сеянцами;
− заданная глубина, ширина и количество посевных строк;
− равномерное размещение семян по дну посевной строки и необходимая глубина заделки семян почвой или специальным субстратом.
Норма высева семян определяется их классом качества, почвенно-климатическими условиями, шириной посевных строк и способом выращивания сеянцев (Приложение Б).
В питомниках применяется механизированный посев семян сеялками и ручной. Перед посевом определяется норма высева и глубина заделки семян.