КОНСПЕКТ
Проведения занятий с летно – инструкторским, летным и курсантским составом АЭ
Тема: «Штурманская подготовка к полету».
Время: 1 час.
Место проведения: методический класс АЭ.
ПЛАН
1. Общие сведения.
2. Предварительная штурманская подготовка к полету.
3. Предполетная штурманская подготовка к полету.
Омск
Общие сведения.
Четкость работы экипажа в воздухе во многом зависит от качества штурманской подготовки к полету. Штурманская подготовка к полету имеет цель максимально облегчить работу экипажа в воздухе, обеспечить точную воздушную навигацию по ВТ, МВЛ, установленным маршрутам, в районе авиационных работ и является одним из условий обеспечения безопасности полетов. Направлена на предотвращение случаев потери ориентировки, нарушений правил использования воздушного пространства и прибытия в пункт назначения в заданное время.
Все члены экипажа независимо от занимаемой должности и опыта летней работы обязаны подготовиться к полету в штурманском отношении и пройти проверку готовности к полету.
Штурманская подготовка к полетам предусматривает:
- изучение правил полетов и аэронавигационной обстановки;
- выбор наивыгоднейших маршрутов, эшелонов и методов воздушной
навигации и применения навигационных средств при полетах в различных
условиях;
- подбор и подготовку необходимой штурманской документации и
штурманского снаряжения;
- подготовку бортового навигационного оборудования;
- расчет элементов, необходимых для выполнения полета;
- отработку действий экипажа в особых случаях полета.
Штурманская подготовка к полету подразделяется на предварительную и предполетную.
|
Предварительная штурманская подготовка к полету.
Предварительная штурманская подготовка к полету проводится экипажем в полном составе накануне дня вылета. При необходимости она может проводиться и в более ранние сроки. Цель такой подготовки — изучение и усвоение элементов предстоящего полета. Она организуется и проводится командиром подразделения или его заместителем по летной службе с участием необходимых специалистов в следующих случаях:
а) при полете экипажа по данной трассе (маршруту, району авиационных работ) впервые;
б) при полетах по специальным заданиям;
в) после перерыва в летной работе более 90 календарных дней.
Предварительная штурманская подготовка экипажей в летных учебных заведениях проводится пилотами-инструкторами под, руководством штурмана авиаэскадрильи (авиаотряда).
Предварительная штурманская подготовка к полету предусматривает:
- уяснение задачи предстоящего полета;
- подбор и подготовку полетной документации, необходимой для
выполнения полета;
- изучение района полетов;
- изучение аэродрома назначения и запасных аэродромов по документам
аэронавигационной информации, по инструкциям по производству полетов
в районе аэродрома;
- изучение расположения радиотехнических средств воздушной навигации и посадки и особенностей их использования;
- изучение рубежей приема-передачи управления по маршруту полета и
порядок ведения радиосвязи;
- изучение запретов и ограничений использования воздушного пространства
и приграничной полосы с выделением ее на полетной карте;
|
- изучение особенностей эксплуатации бортовых навигационных систем
применительно к конкретным условиям предстоящего полета;
- изучение порядка взаимодействия членов экипажей в особых случаях
полета на всех этапах его выполнения в соответствии с требованиями ФАП;
- выполнение предварительного расчета полета, заполнение штурманского
бортового журнала;
- изучение особенностей ведения визуальной ориентировки при полетах на
малых и предельно малых высотах;
- изучение маршрута полета - МПУ, расстояний, штилевого времени полета,
наибольших превышений рельефа местности, безопасных высот полета по
участкам маршрута, линейных, площадных ориентиров и их взаимного
расположения;
- подготовку данных для спутниковых навигационных систем (СНС).
Предварительная (наземная) подготовка заканчивается розыгрышем полета с контролем готовности экипажа к полету. В учебных летных заведениях курсанты, при подготовке к полету по маршруту, по указанию вычерчивают штурманский план полета.
Штурманским планом полета называется заранее продуманный порядок работы экипажа в воздухе по воздушной навигации. В зависимости от сложности полета и времени на подготовку этот порядок может быть выучен на память, записан в порядке последовательности действий экипажа или составлен в виде схемы с пояснениями.
Тщательно продуманный план полета обеспечивает успешное и безопасное выполнение полета, предотвращает принятие необдуманных решений и обеспечивает согласованность действий членов экипажа в воздухе.
Разработка плана полета состоит в выборе наиболее надежных способов воздушной навигации по участкам трассы (маршрута) с учетом навигационной обстановки полета. В плане полета указываются:
1) способы выхода на ИПМ;
2) способы выхода на ЛЗП по участкам маршрута;
3) способы контроля и исправления пути по участкам маршрута;
4) порядок работы на контрольном этапе;
5) способы выхода на ППМ, КПМ и аэродром посадки;
6) порядок и способы использования радиотехнических средств воздушной навигации;
7) действия экипажа на случай потери ориентировки;
8) действия на случай резкого ухудшения метеорологических условий.
Штурманский план полета составляется курсантами летных училищ в виде схемы с пояснениями.