Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.




 

Текст 2

(1)Наступило лето, и клубника в саду начала поспевать. (2)То там, то здесь виднелись на грядах порозовевшие ягоды. (3)Марине не терпелось скорей полакомиться вкусной клубникой. (4)Но, однажды она подошла к грядкам и с удивлением остановилась: зрелые ягоды были кем-то объедены.

(5)Оказалось, что клубнику за ночь объели слизняки. (6)Лето было дождливое, сырое, и слизняков развелось очень много. (7)Пробовали мы их собирать, но они появлялись на грядах ночью, а в темноте их никак не разглядишь. (8)Так бы, наверное, и остались без ягод, если бы не объявился у нас вскоре помощник. (9)А помощником этим оказалась самая обыкновенная серая жаба. (10)Появилась она в саду нежданно-негаданно, возле калитки.

— (11)Фу, какая противная! (12)Не пускай её в сад, бабушка.

— (13)Почему не пускать? — спросила я. — (14)Жаба не виновата, что с виду такая некрасивая, зато она полезная. (15)Пусть заходит, ведь она слизняками питается, вот и будет их собирать.

(16)Жаба словно поняла приглашение. (17)Она не торопясь перелезла через низкий порожек калитки и неуклюже заковыляла в сторону нашего дома. (18)Жаба оказалась отличной помощницей. (19)Она отлично справлялась с нашими садовыми вредителями и охотилась на слизняков так старательно, что уже через несколько дней Марина начала собирать спелые ягоды.

 

(По В. Чаплиной)

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что жаба прекрасно справлялась с садовыми вредителями? Запишите ответ.

..

..

 

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—15 текста. Запишите ответ.

 

..

..

 

11. В предложениях 1—3 найдите слово со значением «становиться спелым, созревать». Выпишите это слово.

 

..

..

 

12. В предложениях 13—15 найдите синоним к слову «невзрачный» и выпишите его.


 

№2. 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Отец бе..шумно з..кидывает удоч..ки(4). Я нап..лняю(2) ведро водой из пруда наб..раю (в)воду траву и жду. Красные п..плавки едва к..чают..ся на воде. Потом один (из)них в..драгива..т пускает лё(х/г)кие круги внезапно ныря..т и быстро плывёт в ближние камыш... Отец(1) подс..кает и леска н..тягивает..ся. Ж..сткое удилище (с/з)г..бает..ся в дугу и (в)туман.. над прудом начинает..ся бульканье плеск и возня. Вода ра..бегает..ся и к..чает кувш..нки. Тор..пливо унос..тся (во)все стороны ж..ки-водомеры и вот в з..гадоч..ной глубине по..вляет..ся золотой блеск. И (не)разб..рёш..‚ что это такое. Отец выв..лакивает на примятую траву т..жёлого(3) карася.

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

 

..

..

..

..

..

..

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

звонишь, сантиметр, начался, выздоровеешь

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

Я добрался до края соснового леса.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям

2) Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка

3) Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта

4) Какие цветы лучше купить Наталья Петровна

..

..

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Разбудите меня в 6 часов.

2) Ты успеешь сегодня почитать книгу.

3) Пусть всегда будет солнце.

4) Куда меня знакомая дороженька ведёшь.

..

..

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли

2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась

3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе

4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул

..

..

8. Определите и запишите основную мысль текста.

 

..

..

 

Текст 2

(1)Пушкин начал писать очень рано. (2)Сестра его рассказывала, что ещё девятилетним мальчиком до поступления в Лицей он пробовал сочинять. (3)Он разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. (4)Когда одну из них Ольга Сергеевна осмеяла, Пушкин не обиделся, а сам на себя сочинил по-французски эпиграмму.

(5)Многих древних и современных писателей Пушкин тоже полюбил в раннем детстве. (6)Едва научившись читать, он забирался в отцовский кабинет, доставал из книжного шкафа какой-нибудь томик в красивом переплёте и погружался в чудесный мир фантазии. (7)В семье книги очень ценили. (8)Отец Пушкина, Сергей Львович, прекрасно знал литературу, мастерски декламировал, сам писал изящные стихи. (9)Василий Львович, дядя Александра, был признанным поэтом. (10)В гостиной у Пушкиных постоянно бывали писатели и поэты, говорили и спорили о литературе. «(11)В самом младенчестве, — вспоминал о сыне Сергей Львович, — он показывал большое уважение к писателям. (12)Когда к нам в гости приезжал Николай Михайлович Карамзин, шестилетний Александр вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз». (13)А когда маленького Сашу уводили из гостиной в детскую и укладывали спать, няня Арина Родионовна принималась напевать ему песни, рассказывать русские народные сказки. (14)Он засыпал под певучий голос няни.

(15)Книги, разговоры писателей и поэтов в гостиной, сказки и песни няни — всё это питало душу маленького Саши, откладывалось в памяти и позже повлияло на его творчество.

 

(По М. Басиной)

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пушкину нравилось читать книги? Запишите ответ.

 

..

..

 

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−14 текста. Запишите ответ.

 

..

..

 

11. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «чувство почтения, признание достоинств другого человека». Выпишите это слово.

 

..

..

 

12. В предложениях 1−4 найдите антоним к слову «большой» и выпишите его.


 

№3. 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Ре(т/д)кая волна бе..шумно стучит..ся (в)берег(4). Шлёпн..т потом возвращает..ся вспять(1). Подождёт и снова тащ..т гравий обратно. Сер..бристо-ч..рное небо сплошь з..сыпано августовск..ми(3) звёздами. Млечный Путь выр..стает(2) над головой руслом небес..ной реки. Небо отражает..ся (в)море. Ты лежиш.. на тёплой гальке. Подним..ш.. голову (в)небо и не поймёш.., где верх, а где низ. Будто в..сишь ср..ди звёз..ной бездны. (По)всем напр..влениям кат..тся вспыхивают падающие звёзды. В бурьяне тр..щ..т сверч..ки и где-то очень д..леко ла..т собаки.

Снач..ла каж..тся, что звёзды неп..движны. Но нет. Присмотр..шься — и видно, что весь небес..ный свод медленно пов..рачивается. Одни звёзды опускают..ся за дачи. Другие, новые, во..ходят на небосклон.

 

(По В. Катаеву)

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

 

..

..

..

..

..

..

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

повторим, щавель, досуг, звонит

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

В начале февраля прошли сильные снегопады.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Контролёр потребовал чтобы предъявили билеты

2) А когда у вас сегодня уроки кончаются поинтересовался папа

3) По сообщению прессы новый торговый центр откроется в конце месяца

4) Во сколько вам позвонить Ирина Ивановна

..

..

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Ребята рассказали нам во всех подробностях о произошедшем.

2) Я остановился в недоумении и быстро оглянулся.

3) Ступай Иван на почту за письмом!

4) Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней.

..

..

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Поднял Иван богатыря и бросил его в море

2) Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну

3) Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу

4) Николай похудел и даже осунулся от работы

..

..

 

8. Определите и запишите основную мысль текста.

..

..

 

Текст 2

(1)Считается, что защищают Отечество обычно мужчины. (2)Однако в русской истории были и защитницы-женщины, которые сражались за Россию с не меньшей храбростью. (3)В 1806 году молодая девушка Надежда Дурова сбежала из дома, чтобы служить Родине на военном поприще. (4)Переодевшись в мужскую одежду и представившись дворянином Александром Дуровым, она смогла поступить в уланский полк. (5)Девушка участвовала в сражениях наравне с другими воинами, а в бою с французами у города Гуттштадт Дурова спасла от смерти офицера Панина. (6)За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом.

(7)Правда, теперь главная тайна Надежды была случайно раскрыта, и вскоре про храбрую девушку узнал сам император Александр I. (8)Он пожелал встретиться с Надеждой Андреевной лично. (9)Встреча Дуровой с императором состоялась в декабре 1807 года. (10)Император вручил Дуровой Георгиевский крест и всё удивлялся храбрости и мужеству собеседницы. (11)Александр I предложил Надежде вернуться в родительский дом, но она гордо заявила: «Хочу быть воином!» (12)Император был поражён её решимостью и оставил Дурову в русской армии.

(13)В Отечественную войну 1812 года Надежда Дурова была произведена в чин поручика, командовала полуэскадроном. (14)Дурова участвовала во многих сражениях той войны. (15)Была она и под Смоленском, и на Бородинском поле. (16)Во время Бородинской битвы Дурова оказалась на передовой, получила ранения, но осталась в строю. (17)О своей службе в армии Надежда Дурова впоследствии рассказала в прекрасной книге «Записки кавалерист-девицы».

 

(По материалам Интернета)

9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Надежда Дурова мечтала о службе в русской армии? Запишите ответ.

 

..

..

 

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−6 текста. Запишите ответ.

 

..

..

 

11. В предложениях 4−6 найдите слово со значением «героический поступок, важное для других действие». Выпишите это слово.

..

..

 

12. В предложениях 1−3 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: