Манера актерской игры как составная часть режиссерского замысла




Режиссер и актер

 

Утверждают, что актер — основной материал в искусстве режиссера. И есть режиссеры, которые на этом положении основывают свое право деспотически распоряжаться поведением актера на сцене — так, как если бы это был не живой человек, а марионетка. В качестве материала своего искусства они признают только тело актера, которое и подчиняют механически своему произволу, требуя от актера точности выполнения определенных, заранее режиссером разработанных мизансцен, движений, поз, жестов и интонаций. Механически подчиняясь воле режиссера, актер перестает быть самостоятельным художником и превращается в куклу.

Станиславский отвергал такой подход к актеру. Но для того чтобы актер не становился "куклой", надо было найти средства вызвать в нем нужные переживания. Именно на это и были первоначально направлены все усилия Станиславского, ради этого он и стал создавать свою знаменитую "систему". В то время он считал, что если он научится вызывать в актере нужные по роли переживания, то форма выявления этих переживаний (т. е. "приспособления") будет рождаться сама собой, и именно такая, какая требуется, — ни режиссеру, ни актерам не надо будет специально о ней заботиться.

Станиславский действительно достиг удивительных успехов в поисках естественных возбудителей, при помощи которых можно вызвать в актере те или иные переживания. Однако право решать вопрос о том, какие именно переживания должен испытывать актер-образ в тот или иной момент своей сценической жизни, Станиславский целиком оставлял пока за режиссером. Материалом режиссерского искусства было теперь не тело актера, а его душа, его психика, его способность возбуждаться заданными чувствами. Но актер и в этом случае оставался только объектом воздействия режиссера, более или менее послушным инструментом в его руках. Самостоятельным творцом он не становился, если, разумеется, не вступал в борьбу с режиссерским деспотизмом.

На последнем этапе своей жизни Станиславский пришел к решительному отрицанию этого метода работы режиссера с актером. Он провозгласил девиз: никакого насилия над творческой природой артиста! Он стал теперь искать средства вызывать в актере не отдельные переживания, а органический процесс живого самостоятельного творчества, в полной уверенности, что переживания в этом процессе будут рождаться сами, совершенно естественно, свободно, непреднамеренно, и именно те, какие нужны.

 

Станиславский утверждал, что самое важное в театре — это "творческое чудо самой природы", т. е. естественно, органично возникающее переживание артиста в роли. Помочь рождению этого чуда и потом поддерживать этот огонь, не давать ему погаснуть — самая главная, самая важная задача режиссера, не сравнимая по своему значению ни с одной из других многочисленных его обязанностей и задач. Только выполняя эту задачу, можно создать театр глубокой жизненной правды.

Если режиссер не успеет помочь рождению в актере органического переживания, то, как бы хорошо он ни строил мизансцены, какой бы изобретательностью ни обладал по части внешнего оформления спектакля и всякого рода украшений в виде музыки, танцев, пения и т. п., — он кто угодно, но не режиссер драматического театра.

В драматическом театре действительная жизнь отражается прежде всего в действиях и переживаниях актеров. Пушкин, столь скептически относившийся к внешнему правдоподобию театра, первым провозгласил принцип его внутреннего правдоподобия. Вспомним его знаменитое изречение, которое так любил повторять Станиславский: "Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых (по Станиславскому — "в предлагаемых". — Б. 3.) обстоятельствах".

Поэтому истинное новаторство должно включать в себя заботу о совершенствовании актерской игры, поиски средств к тому, чтобы делать ее все более правдивой, глубокой и выразительной.

Практические успехи, достигнутые Станиславским на этом пути, обусловили дальнейшую эволюцию "системы" и сделали ее величайшим достижением театральной культуры; они определили собой ее непреходящее значение в качестве общепринятого, научно обоснованного метода актерского творчества.

В своих сочинениях Станиславский признается, что вначале он был режиссером-деспотом и распоряжался актерами как марионетками; но потом, изучая естественную природу актерского творчества, открывая в этой области один за другим новые законы, он постепенно пришел к убеждению, что режиссерский деспотизм противоречит самой природе театра и что основанное на нем искусство не может быть полноценным. Только творческое взаимодействие между режиссером и актером обеспечивает полноценный художественный результат.

Манера актерской игры как составная часть режиссерского замысла

Какой же из многочисленных элементов режиссерского замысла берет режиссер за основу в поисках театральной правды будущего спектакля?

Режиссер, разумеется, имеет право начать работу с любого компонента: с декоративного оформления, с мизансцен, ритма или общей атмосферы спектакля. Но очень важно, чтобы он при этом не забывал основной закон театра, согласно которому главным его элементом, носителем его специфики — или, по выражению Станиславского, "единственным царем и владыкой сцены" — является артист. Все остальные компоненты Станиславский считал вспомогательными. Вот почему нельзя признать решение спектакля найденным, пока не решен основной вопрос: как играть данный спектакль! Другие вопросы — в каких декорациях, при каком освещении, в каких костюмах и пр. — решаются в зависимости от ответа на этот коренной вопрос. В развернутой форме он может быть сформулирован так: какие особые требования в области как внутренней, так и внешней техники следует предъявить к актерам — участникам данного спектакля?

Разумеется, в актерском исполнении любого спектакля и любой роли должны быть налицо все элементы актерской техники; отсутствие хотя бы одного из них зачеркивает все остальные. Но применительно к каждому спектаклю в отдельности перед режиссером стоит вопрос: какие из этих элементов следует в данном спектакле выдвинуть на первый план, чтобы, ухватившись за них, как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить в конце концов и всю цепочку? Так, например, в одном спектакле важнее всего может оказаться внутренняя сосредоточенность актера и скупость выразительных средств, в другом — наивность и быстрота реакций, в третьем — простота и непосредственность в сочетании с яркой бытовой характерностью, в четвертом — эмоциональная страстность и внешняя экспрессия, в пятом — сдержанность чувств и величавая строгость формы, в шестом — острая характерность и четкая графичность пластического рисунка. Словом, разнообразие здесь не имеет границ, важно только, чтобы всякий раз было точно установлено именно то, что необходимо для данной пьесы.

Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и умение практически реализовать это решение в работе с актерами определяют профессиональную квалификацию режиссера.

Если найден ответ на основной вопрос — о том, как нужно играть в данном спектакле, то уже не так трудно решить и остальные вопросы, касающиеся всех вспомогательных элементов спектакля, в том числе и такого важного элемента, как внешнее оформление.

2.

Режиссер первый истолковывает сценарий и доносит свое видение до отряда исполнителей, управляя ими, создает неповторимую стилистику зрелища» [4, с. 252].

Все сказанное означает, что режиссер обязан раскрыть содержание произведения сквозь призму собственного видения, учитывая актерские возможности исполнителя. В.Э. Мейерхольд считал, что режиссер должен быть, помимо всего прочего, еще и полноправным автором спектакля. И это замечание очень верно для режиссера театрализованныхпредставлений и праздников, в основе постановки которых чаще всего не драматургический материал, а режиссерский замысел, возникающий под влиянием актуальных проблем современности, историко-культурных событий прошлого и настоящего, ценностных установок личности режиссера, его гражданской позиции, идентификации с судьбой отечества и др. И режиссер массовых преставлений и праздников сначала продумывает замысел, на основе которого создается драматургия зрелищного представления, его «сквозное действие», по выражению К.С. Станиславского [5].

Таким образом, режиссер-постановщик на основе собственного замысла, по-своему истолковывая драматургический материал, эстетически объединяет всех участников постановки, выявляет идейное содержание спектакля, его жанр и внешнюю форму, ритм и мизансцены, организует и согласует между собой все компоненты зрелища: игру актеров, костюмы, декорации, музыку, свет и создает гармонически-целостное, обладающее художественным единством зрелище.

Многообразию творческих функций режиссера должно соответствовать такое же богатство творческих способностей. Вряд ли можно назвать профессию, которая нуждалась бы в еще большей разносторонности дарования, чем профессия режиссера. Режиссура - профессия, признанная самой сложной в театральном искусстве. Б.Г. Голубовский определил режиссуру как «профессию профессий» [6, с. 4], а М. Захаров назвал ее «суперпрофессией» [6, с. 4]. Чтобы посвятить себя этому сложному делу, человек должен обладать соответствующими данными.

В связи с этим можно констатировать, что формирование режиссерских способностей - одна из сложнейших задач в воспитании и становлении подлинно творческой личности режиссера-художника.

Народный артист РСФСР профессор Н.В. Петров отмечал: «Несчастье заключается в том, что вопросы, связанные с умением ставить спектакль, понятны всем и могут быть очень хорошо изложены, а вот вопросы формирования художника-мыслителя, воспитания руководителя, выращивания творческого организатора сложны, и на первый взгляд их трудно решить, так что о программном изложении этих вопросов никто и не задумывается, полагая, что они решатся сами собой, в процессе обучения молодежи режиссерской профессии» [7, с. 6].

В. П. Демин - автор книги «Формирование личности режиссера» - высказывает основные принципы театральной педагогики и выделяет необходимые качества режиссера, а именно: «способность к художественно-образному мышлению, конкретность режиссерского видения, способность раскрыть основную мысль драматургического произведения через эмоционально-образное решение» [7, с. 7]. Кроме того, автор отмечает важность предрасположенности режиссера к актерскому творчеству как одну из самых необходимых сторон режиссерского дарования.

Большое значение автор уделяет развитию педагогических и организаторских способностей режиссера, а также умению четко излагать свои мысли и «увлекать своим творческим замыслом других».

И.Г. Шароев среди важнейших качеств режиссера отмечает умение чувствовать время, откликаясь на его призывы. «Мы живем в сложном, постоянно меняющемся мире. Мы участвуем в процессе его изменения, мы меняемся сами - ежедневно, ежечасно, также, как и весь мир, окружающий нас. Необходимое условие нашей профессии - быть остро восприимчивым к велению времени, к тому, что произошло и происходит сегодня на нашей планете» [8, с. 11], - писал режиссер.

К обязательным качествам режиссера И.Г. Шароев относит наличие четкой гражданской позиции. Режиссер должен постоянно находиться в центре общественной жизни, «в самой сердцевине событий века», быть истинным художником-патриотом, обращающимся к серьезным темам и проблемам в своем творчестве. Именно тогда он будет являться истинным проводником тех идей, которые волнуют его современников.

Б.Е. Захава в книге «Мастерство Актера и Режиссера» выводит режиссерские способности в три группы: «В первую группу мы включим такие, которые являются общими для любого искусства. Они существенно не изменяются в зависимости от того, на какой именно вид искусства направлены: на литературу, живопись, театр и т.д.

Есть и такие способности, которые, являясь общими для всех видов искусства, по характеру их использования в значительной степени изменяются в зависимости от специфики данного вида искусства. Такие способности мы отнесем ко второй группе.

Третью группу составляют способности, связанные с необходимостью для режиссера хотя бы потенциально быть также и актером, т.е. обладать известным минимумом актерских качеств» [9, с. 368-369].

Исходя из анализа работ, посвященных исследованию проблемы режиссерских способностей, а также учитывая специфику режиссерского творчества, можно выделить следующие профессиональные умения, необходимые современному режиссеру. К ним относим следующие умения:- социокультурные умения: умение откликаться на актуальные современные проблемы в выборе темы и проблемы постановки; умение наполнить постановку на историко-культурную тему духовно-нравственным содержанием, отвечающим гражданским интересам народа; умение следовать традиционным народным ценностям в создании театрализованного представления и праздника любого вида и жанра.

Подлинный художник отражает в своем искусстве время - динамичное, противоречивое, тревожное. Он должен уметь чувствовать драматизм жизни и находить в ней конфликт. «В год, в день, в который трудимся мы, творится история человечества, полная радостных свершений и творчества, и, с другой стороны, окрашенная драматическими и трагическими событиями. Откроем утреннюю газету, посмотрим вечерние новости по телевизору, послушаем радио, и мы окунемся в необозримый океан сегодняшней борьбы, жизни, исторических потрясений, политических интриг, военных переворотов - словом, во все, чем сегодня заполнены страницы международной жизни. И от верного ощущения дня мира рождается у художника та эмоциональная заразительность, которая приводит к возникновению подлинного искусства, обращенного к людям, к человечеству» [8, с. 12], -отмечал И.Г. Шароев;- исследовательские умения. Режиссер театрализованных представлений и праздников в основном работает над современной темой. В этом заключается не только большая творческая радость, но и главная трудность, потому что режиссер каждый раз соприкасается с совершенно новым материалом, который выдвигает жизнь, и этот материал должен быть по-новому, свежо решен. Здесь режиссер выступает в роли первооткрывателя. Ему предстоит исследовать еще не апробированный сценой жизненный материал, выявить его действенность, политическую и эстетическую сущность, его нравственное начало, отыскать новые черты человеческой личности, формирующейся сегодня.

Ведь, как писал Станиславский: «Вы... не будете поняты народом, если не сможете отразить духовные потребности своей современности, того «сейчас», в каком вы живете» [10, с. 251-252];- текстовые умения: умение создавать сценарный текст; умение осуществлять ценностно-смысловое единство компонентов текста; умение отбирать из собранного текстового материала для сценария информационные и художественно-эстетические факты; умение интерпретировать текстовый материал в целях решения целей и задач постановки;

- когнитивно-коммуникативные умения: умения выделять ключевые слова и словосочетания в анализируемом тексте; умение определять тему и главную мысль текста; умение интерпретировать документальные и художественные тексты в целях перевода их в образный план сценария;

- коммуникативно-педагогические умения: умение доступно объяснить участникам постановки цель и сверхзадачу автора сценария и режиссерского постановочного замысла; умение увлечь исполнителей оригинальностью авторского замысла; умение привлечь

творческий коллектив к активной исследовательской деятельности в поиске наиболее эффективного решения возникающих проблем в процессе создания театрализованного представления или праздника.

Наличие педагогического дара, то есть сочетание способностей к педагогике с влюбленностью в жизнь, в человека, - одно из главных условий соответствия режиссерской профессии. Истинный педагог и истинный художник - личности, стоящие рядом, адрес их деятельности - человек, его духовный мир. «Педагогический дар - прекрасное качество человеческого сердца - совершенно необходим в режиссерском деле. Режиссер - это педагог, так как он сердечно озабочен духовным благополучием человека» [7, с. 13];

- интегративные умения; умение органично сочетать основной, обобщенный образ театрализованного представления или праздника с дополняющими его образами других видов искусств, уточняющих семантику содержания и формы доминирующего образа.

Однако создание театрализованного представления или праздника - это творческий процесс, на конечном этапе которого автор и коллектив его единомышленников получают продукт - постановку для представления ее на художественно-эстетический суд массового зрителя. Следовательно, требуется определить те творческие способности, которые проявляются у режиссера-постановщика оригинального авторского замысла как результата индивидуальной художественно-эстетической деятельности.

Специфические способности режиссера театрализованных представлений и праздников - это результат развития предрасположенности личности к режиссерско-по-становочной деятельности, выраженной в образном мышлении, в способности зримо представить игровую ситуацию на основе образных ассоциаций традиционных и авторских аналогий, индивидуальных художественно-эстетических представлений в их неординарных режиссерских формах. Эти задатки активно проявляются и развиваются в учебном процессе творческого вуза, но достигают более высокого качественного уровня в процессе создания и воплощения театрализованных представлений или праздников разных видов и жанров.

Специфическими способностями режиссера театрализованных представлений и праздников являются:

- способность к образному мышлению: способность к образному представлению жизненных впечатлений; образное видение предмета или явления в его художественно-эстетическом преобразовании, на основе которого развивается в процессе режиссерско-постановочной деятельности панорамное видение сценарного действия;

- образная память: образно-ассоциативные представления в области национальных культурных концептов, образные аналогии сравниваемых предметов и явлений; память движения, действия, поворотов, т.е. память не констатация, а память, преобразующая видимый мир в художественный и символический мир;

- впечатлительность при восприятии окружающей действительности: сверхчувствительная реакция на прекрасное/безобразное, эмоциональное сострадание, сочувствие, соболезнование человеку, болезненная реакция на социальную несправедливость, милосердие, готовность прийти на помощь обиженному и страдающему человеку;

- способность ставить и решать нестандартные прикладные задачи, встающие в процессе режиссерской деятельности;

- прогностические способности: представить и наметить режиссерскую экспликацию сценарного действия, вообразить союз искусств как средство эмоционального воздействия на зрителя, установить ключевые, базовые фрагменты монтажного листа, «услышать» ритм движения сюжета, ощутить атмосферу праздника или представления, почувствовать «настроение» задуманного действа;

- артистизм режиссера: способность представить, обрисовать и разыграть перед исполнителями игровую ситуацию, отражающую смысловой фрагмент сюжетного действия, соответствующий логике и образу замысла, и эмоциональному тонусу постановки;

- организационно-управленческие способности: способности устанавливать доверительные отношения с членами творческого коллектива, способность сочетать требовательность и доброжелательность к исполнителям замысла режиссера-постановщика театрализованного представления или праздника, способность осуществлять индивидуальный подход к коллегам, способность доходчиво и убедительно объяснять участникам проекта сверхзадачу творческой постановки.

Организаторские способности можно разделить на две части, составляющие единство: личностные качества и профессиональные. На качественную характеристику последних влияют индивидуальные особенности личности режиссера-педагога: целенаправленность, духовно-нравственные ценности, социальная направленность режиссера, требовательность к себе и своим ученикам, ответственность за выполнение порученного дела, инициативность, наблюдательность, самообладание, воля в преодолении трудностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности, не успокоенность достигнутыми результатами, эмоциональная отзывчивость и т.п.

Завершая потрет режиссера, особо следует остановиться на режиссере-гражданине, режиссере-личности как важнейшем профессиональном качестве современного режиссера. Выступая идейным проводником, режиссер должен иметь свое личностное ощущение темы, обладать «мировоззренческим фундаментом» [8, с. 14], иметь личностное отношение к тем или иным событиям и проблемам. Без этого невозможно подлинное искусство художника.

https://studfile.net/preview/5109565/page:9/ перейти по ссылке и изучить эту тему Воплощение жанра в актерской игре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: