Игра – драматизация сказки «Как попугай Таню вежливости научил».




Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Сказки о вежливости и общении»

Выполнили: учитель – логопед

Киреева Е.Г.

Воспитатель

Дудина Е.М.

 

 

Челябинск

Тема: «Сказки о вежливости и общении»

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа

Цель занятия: формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, благодарности, просьбы, извинения); закрепление знаний детей о сказках, развитие творческого воображения.

Образовательные задачи:

· уточнять и активизировать словарь по заданной теме

· упражнять в умении разгадывать загадки; подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, находить место звука в слове

· совершенствовать грамматический строй речи.

· формировать интонационную выразительность речи.

· упражнять в развитии чувства ритма;

Развивающие задачи:

· развивать навыки речевого общения; навыки словообразования.

· формировать фонематическое восприятие;

· развить связную речь; умение вести диалог;

· развивать зрительное и слуховое внимание; мышление, творческое воображение;

· развивать общую моторику и координацию речи с движением;

Воспитательные задачи:

· воспитывать уважительное отношение старшим и к сверстникам своего и противоположного пола;

· воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым; оказывать помощь, проявлять заботу.

· формирование взаимопонимания, доброжелательности.

Учебно-методическое обеспечение, оборудование, материалы: презентация, костюм Феи (накидка, волшебная палочка), ширма, куклы би-ба-бо: 2 девочки, бабушка; папа, клетка с попугаем (игрушка), зеркало, солнышки, портреты Бабы Яги, фишки.

Время реализации занятия: 30 минут

Предварительная работа: беседы о культуре поведения, правилах этикета; рассматривание иллюстраций на данную тему, просмотр видеосюжетов о вежливых поступках; чтение художественной литературы по теме; изготовление портретов Бабы Яги, расширение предметно-развивающей среды в группе по теме.

Ход занятия

Дети заходят в зал, звучит песня «В гостях у сказки», дети рассаживаются по метам. Появляется Фея Вежливости

Фея: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Фея: Я – Фея Вежливости. Очень часто я хожу в гости к детям и сегодня я решила заглянуть к вам в детский сад.

Может быть, вы знаете какие-то секреты вежливости, а если и не знаете, не беда, я вам помогу.

Но сначала я хочу проверить, с какими вежливыми словами вы дружите. Дети, я буду говорить начало предложения, а вы скажете хором последнее слово.

- Встречу друга и свой разговор мы со слова «»(здравствуйте) начнем.

- Если бабушка с утра пирожок тебе дала,

Ты возьми – скажи «», (спасибо) станет бабушка счастливой.

- Если испечем печенье всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь, на здоровье – » (угощайтесь).

- Если друг чихнуть готов, скажем фразу: «» (Будь здоров).

- Каждый скажет на прощанье: «» (До свиданья, до свиданья!)

Фея: Дети, вы верно назвали вежливые слова. А какие правила вежливости вы знаете? На кого волшебная палочка укажет, тот и ответит. За правильный ответ я буду вручать фишку.

Ответы детей:

- Вежливый человек никого не обидит, а если обидит – попросит прощения.

- Вежливые люди благодарят за помощь.

- Воспитанные люди говорят тихо, спокойно.

- Вежливый человек никому не грубит.

- Вежливые люди называют друг друга по имени, не придумывают прозвищ.

Фея подводит итог: Верно, вежливые люди называют друг друга по имени, никому не грубят, никого не обижают, благодарят за помощь.

С воспитанным и вежливым человеком приятно общаться. Всем людям приятно слышать слова «Пожалуйста», «С добрым утром», «Благодарю вас». Как вы думаете, ребята, зачем нужно быть вежливым?

Дети отвечают.

Фея Правильно! С воспитанным, вежливым человеком приятно общаться. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он умеет посочувствовать, может понять другого человека и помочь ему. Вежливыми словами мы проявляем свое уважение к окружающим нас людям. Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: «Пожалуйста», «С добрым утром», «Спасибо».

Может вы знаете стихотворения про вежливые слова?

Дети рассказывают стихи

Добрый день

– Добрый день! – тебе сказали,

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте

– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.

– Здравствуй, – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Фея: Дети, послушайте, пожалуйста, сказку про девочку Таню, которая часто забывала говорить вежливые слова.

Игра – драматизация сказки «Как попугай Таню вежливости научил».

Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.

Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.

Таня мечтала научить попугая говорить.

– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.

– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.

Но терпения у Танюши было маловато! Девочка куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.

Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка давай обед!»

Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»

«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.

Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.

Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»

Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.

Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.

Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.

– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.

– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.

– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научу.

Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:

– На, Шурик, съешь огурчика!

Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:

– Отстань! Не хочу и не буду!

Ребята так и ахнули от неожиданности.

– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:

– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!

Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.

– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.

В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»

Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!

– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.

Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:

– А ты подумай, может быть и догадаешься!

Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.

– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!».

А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»

– Ну и не надо! – крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!

А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.

– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.

 

Фея: Вот такая история произошла с девочкой Таней.

- А теперь, ответьте на мои вопросы. Не забудьте, что отвечает тот на кого укажет волшебная палочка

1. Вспомните, пожалуйста, какие слова говорила Таня?

2. Были ли вежливыми любимые Танины слова?

3. Почему попугай тоже говорил эти слова?

4. Почему Тане стало стыдно за своего попугая?

5. Какие вежливые слова забывала говорить Таня?

6. Что решила сделать Таня, чтобы попугай выучил вежливые слова?

7. Почему вежливые слова называют волшебными?

8. Какое «волшебное» слово нужно говорить, когда обращаешься к кому-нибудь с просьбой?

9. Какое слово нужно сказать, когда благодаришь человека за что-нибудь?

10. В каких случаях нужно говорить «извините, пожалуйста»?

11. Дети, а какие «волшебные» слова вы говорите, когда разговариваете с друзьями, со знакомыми, с мамой, с папой, с бабушкой?

Ответы детей: - Здравствуйте. - До свидания. - Доброе утро. - Добрый день. - Добрый вечер. - Благодарю вас. - Спасибо. - Пожалуйста. - Приятного аппетита. - Спокойной ночи. - Доброй ночи. - Приятных сновидений. - Будьте добры. - Извините, пожалуйста. - Присядьте, пожалуйста.

Минутка отдыха.

Доброе утро! Птицы запели руки на плечи, вверх, на плечи, на пояс
Добрые люди, вставайте с постели повороты туловища вправо и влево, руки на поясе
Вся темнота расползлась по углам присесть, встать
Солнце встает и идет по домам шаг на месте
Доброе утро солнцу и птицам прыжки
Доброе утро улыбчивым лицам! разводят руки в стороны

Фея: Верно, вы молодцы, ответили правильно. А теперь я вас приглашаю в Страну сказок. Ребята, чтобы двери открылись, нужно отгадать загадку:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

Фея: Очень хорошо. Двери распахнулись и теперь мы можем идти дальше.

- Посмотрите, нас встречает Старичок Лесовичок.

Старичок Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут старичок Лесовичок. У нас в лесу Баба Яга стала очень злой и нет от неё житья сказочным героям. Не знаем, что с ней происходит. Помогите нам, пожалуйста.

Фея: Ребята, как мы с вами поступим? – ответы детей.

Фея: Тогда отправляемся в путь. А чтобы идти было не скучно, давайте выучим речевку.

По тропинке мы идём,

Вместе мы Ягу найдём

Сил своих не пожалеем,

Все преграды одолеем.

Фея: Перед нами глубокая река, нам нужно перебраться на другой берег, но как нам это сделать? (Ответы детей)

Фея: Хорошо, я предлагаю построить мост из брёвен, но чтобы появилось брёвнышко нужно назвать слово со звуком [Ш] и назвать его место в слове. Только отвечать будет тот, на кого я укажу своей волшебной палочкой.

Д ети называют слова со звуком [Ш]

Фея: Мы справились и можем идти на другой берег.

И что мы видим?

Дети: яблоньку

Яблонька: Здравствуйте, ребята, помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересное задание - нужно продолжить фразу.

Фея: «По щучьему велению, по…», «Как выскочу, как…», «Петушок, петушок…», «Я колобок, колобок..», «Свет мой зеркальце…»

Яблонька: Спасибо вам ребята за помощь.

Фея: До свидания, яблонька, нам пора.

Фея: А на пути у нас - болото.

- Ребята, а кто сидит в болоте? (лягушка.)

- Какое настроение у неё? Как мы можем его изменить? (ответы детей)

- Давайте придумаем рифмы к слову лягушка. Например: лягушка – ракушка и т.д.

Фея: Очень хорошо.Отправляемся дальше.

Дети идут, повторяя речёвку.

По тропинке мы идём,

Вместе мы Ягу найдём

Сил своих не пожалеем,

Все преграды одолеем

Фея: Куда же мы с вами пришли?

Дети: в лес

Фея: Какой лес? (тёмный, мрачный, высокий …)

Фея: Ребята, как вы думаете, какой нам герой может повстречаться? Что это? Кто в ней живёт?

Дети: избушка на курьих ножках и Баба – Яга

Баба-Яга: Чую, чую носом, ухом

Пахнет здеся русским духом.

Кто шуметь, кричать посмел?

Рассердить меня хотел,

Меня, Бабу Ягу.

Вот сейчас подую, засвищу –

Всех в злодеев превращу.

Фея: Стой бабуль, угомонись.

И на нас ты не сердись.

Фея: Почему же ты такая сердитая и злая?

Баба Яга: Никто меня не любит, в гости меня не приглашают, а мне одной так одиноко.

Фея: Ты с нами попляши,

Повеселимся от души!

Баба Яга: Так и быть повеселюсь

Я никуда не тороплюсь.

Баба Яга: Знайте Бабушку Ягу,

Я и доброй быть могу.

А теперь плясать давайте

Скорее музыку включайте!

Танец «Бабка Ёжка выгляни в окошко»

Фея: Ребята, какой подарок мы с вами можем подарить Бабе Яге?

Дети отдают портреты Бабы Яги.

- Какие замечательные портреты весёлой и доброй Бабы Яги. Я обязательно их ей передам.

Фея: Спасибо вам ребята, вы помогли сказочным героям. Теперь в сказочной стране воцарились мир и добро.

Фея: А я вам приготовила сюрприз. Теперь в вашей группе всегда будет тепло и светло, потому что на память о нашей встрече, я дарю вам солнышки. Если вы совершите плохой поступок или обидите кого-нибудь, то обязательно попросите друг у друга прощения, а когда приложите свои ладошки к солнышку, то сразу почувствуете тепло, и к вам вернется хорошее настроение. Протяните ладошки к солнышку. Чувствуете, как от него исходит тепло?

 

Звучит песня «Улыбка»

Итог.

Закрепление навыков речевого этикета и оценка деятельности детей.

Фея задает вопросы детям:

- Мы говорим это слово, когда благодарим за что-то. - «Спасибо».

- Мы говорим это слово, когда встречаем кого-то. - «Здравствуйте».

- Мы говорим это слово, когда обращаемся к кому-то с просьбой. - «Пожалуйста».

- Ребята, вы молодцы. Постарайтесь, как можно чаще, говорить людям добрые, вежливые, хорошие слова.

Фея: Я вижу на ваших лицах улыбки. Вот так всегда улыбайтесь друг другу и говорите вежливые слова.

Фея: Я очень рада, что побывала у вас в гостях. До свидания!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: