Характеристика основных видов музыкальных способностей.




Задание по основам психологии и педагогики для студентов 2 курса на 30.03.20г.

Преподаватель: к.п.н. Базарова О.Л.

Тема: "Структура музыкальных способностей детей, их характеристика."

Задание: прочитать статью и составить таблицу видов и структуры музыкальных способностей.

Время выполнения: с 30.03.20г. по 06.04.20г.

Ответ прислать на эл. почту: <bazarova.olga1965@mail.ru>

 

Содержание:

Общее понятие музыкальных способностей.

Структура музыкальных способностей.

Характеристика основных видов музыкальных способностей.

1. « Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности». (Б.М. Теплов.)

Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности. На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, по мнению Шадрикова, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным.

По широте и направленности выделяют:

1.Общие способности - благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.

2.Специальные способности - определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и другие.

Общий компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера деятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Таким образом, специальные способности - это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.

Под музыкальной способностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Комплекс музыкальных способностей объединяются в понятие музыкальность, которая формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – это образовательные навыки, полученные при жизни, а не при рождении.

Если сравнивать врожденные анатомо-физиологические способности, которые лежат в основе развития музыкальных способностей, то они отличаются по строению и не могут быть одинаковы. Это лишь задатки и они имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития».

Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения. Поэтому музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент.

2. Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание

основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные

способности и одаренность. Методологические позиции в области

психологии музыкальных способностей отражены в фундаментальных

монографиях Б.М.Теплова,, Г.П.Прокофьева,, Е.Ф. Петрушина и др.

Профессор Б.М. Теплов выделил три основных вида музыкальных способностей: ладовое чувство; музыкально - слуховые представления; чувство ритма.

Существует много философских, психолого-педагогических и эстетических трудов по развитию музыкальных способностей А.Л. Готсдинера, В.Н.Мясищева, К. Сишора, Г.С.Тарасова, К.В.Тарасовой, Н.А.Ветлугиной и других, которые определяли свою структуру музыкальных способностей детей. Например, Н.А.Ветлугина в своих работах определяла два вида музыкальных способностей: ладовое чувство и чувство ритма. А структура музыкальных способностей Карла Сишора включает:

1. Музыкальные ощущения и восприятия.

2. Музыкальное действование.

3. Музыкальная память и музыкальное воображение.

4.Музыкальный интеллект.

5.Музыкальное чувствование

За прошедшие годы было много сделано для изучения музыкальных способностей. Отметим работы Л.А. Баренбойма, А.Н. Сохора, И.Е.Ветлугиной, Т.Г. Арановского, Г.М.Цыпина. Обобщением этих достижений стала концепция К.В.Тарасовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей» (1988г.) Современная наука относит к основным музыкальным способностям: музыкальный слух, чувство музыки, музыкальное воображение. К.В.Тарасова вводит классификацию музыкальных способностей: сенсорные (т.е. связанные с ощущениями) и интеллектуальные. Первые включают в себя музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые – музыкальную память, музыкальный интеллект, музыкальное воображение.

Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

 

3. Охарактеризуем основные виды музыкальных способностей детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, которые определил Б..М.Теплов.

Ладовое чувство – это умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Чувство лада проявляется в узнавании мелодии, точности ее интонирования. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоции и музыкального слуха. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков, то есть ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения.Поскольку восприятие музыки - это активный слуховой процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные).Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность. Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются к себе и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении, а так же в подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

 

Музыкально - ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам. Чувство ритма может формироваться и в других видах деятельности, прежде всего, в пении и игре на музыкальных инструментах. Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведения ритма в хлопках дает положительный результат. И если ритм - неотъемлемая часть выразительности музыки, то поэтому именно его выразительное значение, например, с помощью образных сравнений, музыкально-дидактических игр, театрализованной деятельности, дает хорошие результаты в обучении дошкольников.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у детей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного и ритмического движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялости развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М. Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей. Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка.

Структуру музыкальных способностей по К.В.Тарасовой (деление на сенсорные и интеллектуальные) можно охарактеризовать следующим образом:

В учебнике Г.П. Овсянкиной «Музыкальная психология» мы находим следующие определения:

«Музыкальная память – это свойство нервной системы хранить в психике и воспроизводить опыт взаимодействия именно музыкальными образами».

«Музыкальное мышление (музыкальный интеллект) обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами». По теории К.В.Тарасовой оно делится на репродуктивное и продуктивное.

«Репродуктивное мышление связано с восприятием, представлением, анализом и оценкой «чужой» уже созданной кем-то музыки. Оно проявляется в способности произвольно воспроизводить в памяти на основе внутреннего слуха, написанные каким-либо автором музыкальные фрагменты и даже целые композиции (или схожие с ними) и давать им обоснованную оценку». «Продуктивное мышление обнаруживается в создании принципиально новых образов». С музыкальным мышлением тесно связано музыкальное воображение.

«Музыкальное воображение можно определить как способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинами, состояниями и представлениями или с другими музыкальными произведениями».

Итак, музыкальные способности, индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие музыки, обучаемость в области музыки. Они представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально психологических свойств. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называются музыкальной одаренностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: