Сыктывкарская епархия
РусскойПравославнойЦеркви
Министерство образования, науки и молодежной политики
Республики Коми
Министерство национальной политики Республики Коми
ГОУДПО «Коми республиканский институт
развития образования»
Коми региональное общественное движение
По возрождению национально-культурной жизни русского народа «Русский мир»
ПРОГРАММА
республиканской межведомственной
научно-практической конференции
«Экология языка и культуры»
Мая 2020 г.
Равноапостольный Святитель,
Святой угодниче Стефан!
Ты Края здешнего хранитель
И просветитель для зырян!
Сыктывкар 2020
Порядок проведения Конференции
12.30-13.00 – регистрация участников
13.00-17.00 – работа секций
28 мая (четверг) | |
Место проведения:ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 23 Ссылка:https://kriro.ru/broadcast/detail.php?ELEMENT_ID=81911 | |
13.00 – 13.15 | ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ |
Приветствие Архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима | |
Приветствие министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Якимовой Натальи Владимировны | |
Приветствие министра национальнойполитики Республики Коми Габушевой Галины Ивановны | |
Приветствие ректора ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» Китайгородской Галины Владимировны |
ПЛЕНАРНАЯ ЧАСТЬ Время проведения:13.15 – 17.00 | |
Модераторы: Исаева Наталия Николаевна, кандидат исторических наук,заведующий центром развития общего образования, социализации и воспитания личности ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования»; Ичеткина Тамара Александровна, методист центра развития общего образования, социализации и воспитания личности ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования». | |
Содержание | Выступающий |
Новый школьный предмет «Русский родной язык: содержательные и методические аспекты (к проблеме сбережения русского языка и русской духовной культуры в современном школьном образовании)» | Загоровская Ольга Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета; директор Регионального центра русского языка; член авторского коллектива линейки учебников по русскому родному языку издательства «Просвещение» |
«И нравы, и язык, и старина святая…» | Макарова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы |
Русская культура как основа национальной самоидентификации | Мищенко Нина Михайловна, заместитель председателя Общества православных педагогов имени Святителя Стефана Пермского, член совета Коми регионального общественного движения по возрождению национально-культурной жизни русского народа«Русский мир» |
Путь к русской классической литературе через православие | Гаврилова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 имени Г.А. Чернова» г. Воркуты |
Проблемы добра и зла в литературе 21 века (Евгений Водолазкин «Лавр», Ольга Славникова «Прыжок в длину», Георгий Служитель «Записки Савелия») | Истомина Татьяна Болиславовна, кандидат филологических наук, методист Коми республиканского лицея-интерната для одаренных детей из сельской местности г. Сыктывкара, член совета Коми регионального общественного движения по возрождению национально-культурной жизни русского народа «Русский мир» |
Русский родной язык: опыт преподавания и изучения | Жукова Валентина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты |
Применение концепта на уроках родного(русского) языка | Герасимова Любовь Степановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска |
«Первоклассный птичий календарь» Проектная деятельность при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» в изучении курса русского родного языка в начальной школе | Кудрявцева Инна Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия иностранных языков» г.Ухты |
Проект «Экология в цифрах» на уроках русского языка в 6 классе | Холодырева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г.Ухты, дважды лауреат 2 степени регионального и II Северо-Западного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» |
Нестандартное домашнее задание к урокам русской родной литературы | Волкова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Мутный Материк МОМР «Усинск» |
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | |
Секция «Духовные истоки русской словесности в школе» | |
Эксперты: Макарова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы; Истомина Татьяна Болиславовна,кандидат филологических наук, методист Коми республиканского лицея-интерната для одаренных детей из сельской местности г. Сыктывкара; Иерей Владимир Ичеткин, священник Свято-Стефановского соборного храма г. Сыктывкара, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Сыктывкарской епархии,руководитель Коми регионального общественного движения по возрождению национально-культурной жизни русского народ «Русский мир» | |
«И нет у нас другого достояния» (И.А.Бунин) материал к вводным урокам русского языка в 5-8 классах | Суходольская Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Усинска |
Слово – Пища духовная | Рыбина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого» г. Сыктывкара |
Лингвистические разминки на уроках родного русского языка (из опыта работы) | Вавилова Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска |
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | |
Секция «Русский родной язык и русская родная литература в школе: опыт преподавания и изучения» | |
Эксперты: Сергиева Наталья Станиславовна,доктор филологических наук,профессор кафедры русской филологии ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»; председатель РМО учителей русского языка и литературы; Иерей Максим Стыров,священникхрама Александра Невского г. Сыктывкара, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН | |
Рабочие программы учебных предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература» уровня ООО: методические рекомендации | Сергиева Наталья Станиславовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»; председатель РМО учителей русского языка и литературы; Матвеева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературыМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Сыктывкара, председатель РМО учителей русского языка и литературы |
Изучение и усвоение теоретико-литературных понятий в процессе анализа | Погодина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Воркуты |
Нестандартное домашнее задание политературе в условиях многовекторности современного образования | Захватова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 1 г. Инты» |
Из опыта работы по сохранению родного языка в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе | Берговина Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Женская гимназия» г. Сыктывкара |
Изучение родного языка (русского) на уровне основного общего образования (из опыта работы) | Цан Марина Константиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Кулом |
СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | |
Секция «Сохранение родного языка и родной культуры: проблемы образования и воспитания» | |
Эксперты: Чуяшкова Мира Валерьяновна,начальник отдела государственных языков Министерства национальной политики Республики Коми; Остапова Зоя Васильевна,кандидат педагогических наук,заведующий лабораторией национальных проблем дошкольного образования ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования»; Полякова Эльвира Ивановна, кандидат педагогических наук,методист лаборатории развития этнокультурного образования ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования»; Чумакова Ирина Алексеевна, учитель комиязыка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г.Сыктывкара | |
Из опыта работы по расширению знаний о Коми крае, его культуре и традициях в урочной деятельности по предмету «Английский язык» | Беляева Наталья Александровна, учитель английского языка МАОУ «Женская гимназия» г. Сыктывкара |
Колористика произведений В.А.Савина | Оксузьян Денис Владимирович, выпускник исторического факультета ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» |
«Кокни коми: продвижение коми языка в условиях библиотечного обслуживания (из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака)» | НестероваАлена Николаевна, заведующий отделом краеведения и коми литературы; Камбалова Людмила Николаевна, библиотекарь I категории отдела краеведения и коми литературы Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака |
7 чудес обучения чтению на коми языке на начальном этапе изучения коми языка | Вахнина Марина Ивановна, учитель коми языка и краеведенияМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г.Сыктывкара |