Как стиль педагогического руководства связан с проявлением артистизма?




Раздел «Психология педагогической деятельности»

Тема №3. Что общего между артистом и учителем, или о понятии педагогический артистизм?

«Взрослые, педагоги и родители часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их неинтересно слушать. Если нас сегодня спросят: «Какой предмет был самый любимый в школе? - чтобы мы не назвали, у ответов будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравился преподаватель».

Однако, что значит «нравился»? В слове «нравиться», с нашей точки зрения, есть сокрытое начало - образ артистичного педагога. Задача любого педагога передать весь материал урока так, чтобы ученики заинтересовались и эмоционально пережили урок вместе с ним. Учитель в течение всего урока общается с детьми, контролирует атмосферу урока, старается сделать ее более «живой», энергичной, интересной, а для более яркой передачи материала педагог перевоплощается в разные образы. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой и через музыку, как композитор, и с помощью красок, как художник, и с помощью слова, как писатель или поэт, и напрямую – воспитывает своей личностью, своим отношением к миру.

В процессе взаимодействия учителю важно оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в их душе отклик, определенные переживания, сопровождающие восприятие жизни и ее понимание, восприятие искусства, вызывающие впечатления, чувства.

Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стиму­лятора учения, создает психологичес­кий комфорт и свободу ученику. Это подвластно артистичному педагогу. Артистизм учителя – это богатство личных проявлений, игра воображения, изящество, одухотворенность, которое способно заинтересовать и увлечь ученика в мир науки; это особый образно-эмоциональный язык творения нового, проникновенный стиль сотворчества ученика и учителя, проявление эмпатии, понимания и желания помочь ученику. В основе педагогического артистизма находятся эмоциональность, интуиция, общительность, чувство юмора, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации, заразительность, влияние на другого, опосредуемое самоконтролем и др.

Ар­тистизм педагога играет важную роль для ученика, способствуя повышению познавательной мотивации учения, позволяя соеди­нять фактические знания с их эмоциональным восприятием и формируя убеждения через образное обобщение картин мира.Артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками. Такие педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные творчески передать ученикам богатство человеческой культуры.

Самовыражение, перевоплощение учителя не идентично актерскому самовыражению, перевоплощению. Однако учитель должен обладать способностью к актерским проявлениям.

Для чего?

Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состо­ит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую лич­ность, не выполняет новую роль, а, оставаясь самим собой, «играет» роль. Педагогическое перевоплощение осуществляется во внутрен­нем плане: учитель давно известный учебный материал представ­ляет как бы впервые и заражает учеников этим впечатлением но­визны и неожиданности; перевоплощается в ученика, вместе с ним проходит путь от незнания к знанию и делает это так досто­верно, что ребенок активно включается в совместную деятель­ность.

Эмоционально пластичный педагог, умеющий при помощи различных средств выразительности (жесты, мимика, поза) передать свои чувства и переживания учащимся, сможет увлечь и заинтересовать их предметом, преподаваемый им.

По мнению К.С. Станиславского артистизм – это умение сбросить в классе маску забот, волнений и неурядиц, способность показывать лицом и жестами только то, что помогает осуществлению учебно-воспитательных задач. Чтобы управлять выражением своего лица, нужно научиться владеть своим настроением, активно используя в этих целях аутотренинг.

Как стиль педагогического руководства связан с проявлением артистизма?

 

Стиль руководства Склонность к артистизму
Авторитар-ный При авторитарном стиле руководст­ва учитель полагается только на силу приказов, на свою власть, не доверяет ученическому коллективу и не считает нужным обосновывать и разъяснять свои решения. Учителя этого типа не терпят возражений, замечаний в свой адрес, не признают права учащихся на собственное мнение. У такого педагога не большой арсенал артистической техники. Речь очень лаконичная, содержащая большое количество требований. Живое общение на уроке, диалог используют мало. Как правило, учителя с таким стилем руководства имеют организационные и огораживающиеся жесты, малоподвижную, сдержанную мимику при передвижении по классу. Мотивация действий учащихся при таком стиле педагогического руковод­ства определяется в основном негативными стимулами — угрозой наказания. Главный недостаток этого стиля заклю­чается в том, что он лишает педагога возможности глубоко и всесторонне вникать в процесс формирования личности. Воспитанник в данном случае изолируется от воспитате­ля, не делится с ним своими мыслями, проявляет скрытность, а иногда и двойственность. Между учеником и педагогом существует эмоциональный барьер, который мешает передаче материала ученикам, восприятию этого материала. Соответственно такому педагогу будет достаточно сложно перевоплощаться в различные образы, играть различные роли при выполнении педагогических функций.
Демократиче-ский Демократический стиль руководства основан на учете ин­дивидуальных особенностей и личного опыта школьников, их активности и потребностей, на предоставлении учащимся возможностей для проявления самостоятельности. Учитель этого типа не занимается мелочной опекой, однако постоянно контролирует продвижение ученика к конечным целям. При таком стиле руководства педагог пытается заинтересовать и увлечь учащихся. Он быстро реагирует на различные изменения, происходящие в классе. Он доводит до каждого ученика свои требования, аргументирует их и добивается, чтобы каждый член коллектива принял, осознал и поддерживал их. Так формируется сознательная направленность на творческую учебу. Педагог эмоционально подвижен, экспрессивен, «открыт», внимателен к каждому ученику, он включает все свое обаяние, чтобы заинтересовать и повлиять на учеников. Мимика и жесты у такого педагога доброжелательны, подвижны, разнообразны. Такой педагог способен ярко и образно передать материал своим ученикам. И, как показыва­ют специальные исследования, наиболее высокая успевае­мость и дисциплина учащихся наблюдается у учителей с де­мократическим стилем руководства. При этом стиле руко­водства у учащихся вырабатывается опыт нравственного поведения, находящий непосредственное выражение в общении.
Либеральный Либеральный стиль руководства характеризуется пассивностью и минимальным влиянием учителя на учебно-педагогический процесс. Роль учителя ограничивается формальным исполнением функций информатора. Актерские данные при таком стиле работы слабо выражены. Педагог не эмоционален, его речи скучны, жесты ленивы, мимика мало подвижна и вяла. Такой педагог даже не заинтересован в том, чтобы влиять на учащихся, обаять и увлечь их предметом и учебным материалом.

 

А.С. Макаренко писал «… Педагог должен быть выразительным, эстетически привлекательным и обращать внимание на свой внешний вид и свое поведение перед учениками. Он должен быть примером для ребят, чтобы положительно влиять на них. Педагог должен иметь эмоциональную речь. В его произведениях мы находим и рекомендации относительно улучшения системы подготовки учителя: «Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя…»

М.И. Калинин по этому поводу замечал: «Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримете. Наша задача чтобы то, что мы говорим, было воспринято. Восприятие же в значительной степени зависит от формы, в которую мы облекаем наши выступления».

Емкость и рельефность сообщаемой информации, ее смысловое значе­ние усиливаются благодаря использованию учителем целого арсенала средств выразительности; окраска голоса, его тембр, диапазон, мелодика, а также мимика, жесты, движения тела, передающие различные эмоциональ­ные состояния учителя, воспринимаются, как правило, неосознанно, но, тем не менее, оказывают определенное впечатление.

Подтверждение этому мы находим у выдающего театрального деятеля В.И. Немировича-Данченко, который писал: «Искусство актера очень сложно, и данные, какими актер овладевает зрителем, разнообразны. Заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность и красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и прочее». И далее: «Голос, дикция, глаза, пластичность, даже темперамент и присущее актеру обаяние, все, что может в его сценической личности способствовать заражению зала, все, что называется общим словом «талант», все это условия для сценического деятеля»

Во время урока учитель берет все внимание учеников, завораживая искренностью чувств, наполненностью эмоций, своей открытостью и непосредственностью. Через эмоции (заразительность) он обращается к сознанию учеников. Через личное обаяние педагог заражает собой учеников.

По О.С. Булатовой, указывающей, что применительно к педагогике артистизм – это:

1. черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы, акцентуации личности; способность к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.

2. совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться. Использования приемов искусства, в частности – отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского влияния и поведения в соответствии с определенными педагогическими задачами.

В структуре педагогического артистизма О.С. Булатова выделяет две стороны:

       
   
 
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: