Российская высшая школа в правление Александра I




Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии политики преобразований Александра I в сфере просвещения и в центральном управлении на стремительное развитие Российской высшей школы в начале XIX в. Устав 1804 года.

Ключевые слова. Система университетского образования России, император Александр I, реформы Александра I, популярность высшего образования в России начала XIX века, Устав 1804 года, положение университетов в системе народного образования.

В 1755 г. был открыт первый российский университет - Московский. В 1802-1803 г.г. были открыты Дерптский и Виленский университеты, в 1804 г. появился Казанский университет, в 1805г. – Харьковский (как и Виленский, созданный на базе гимназии), в 1816 г. открылся Варшавский университет, в 1819 г. на месте Главного педагогического института в столице Российской империи появился Петербургский университет, в 1834 г. – Киевский. [4, с.15], таким образом, можно сказать, что университетская система образования России начала зарождаться в начале XIX века.

Старейшим университетом Европы считается университет в итальянском городе Болонья, основанный в 1088 г. (действующий и в наше время). Несмотря на вековую разницу в создании университетской системы России и европейских стран, считается, что уже через сто лет существования университетов России можно было сравнивать научные достижения российских и европейских профессоров, в чем же причина такого стремительного развития Российской высшей школы в начале XIX века?

Рассмотрим, что происходило в России в годы царствования Александра I (1801-1825 г.г.) и как его политика преобразований в сфере просвещения и в центральном управлении повлияла на формирование российской высшей школы.

В самом начале своего правления Александр I (1801-1825 г.г.) приступил к реформированию России, что оказало существенное влияние на развитие страны в последующие годы, которое было невозможно без предоставления стране Конституции и отмены крепостного права, но до сих пор остается открытым вопрос о провале его реформ. На эту тему написано большое количество статей. Одни авторы идеализируют политику Александра I, другие подчеркивают ее реакционный характер, третьи считают, что при всей противоречивости его политики трудно усомниться в искренности желания императора провести либеральные реформы в России. [6, с. 229]. И при всем этом нельзя не отметить существенное влияние преобразований Александра I на развитие российской высшей школы.

Задуманные им реформы должны были стать продолжением политики Петра I и Екатерины II и предназначались для получения возможности решить многие государственные проблемы. Для воплощения этих проектов необходим был слой хорошо образованных людей, готовых на государственной службе применить не только свои знания, но и стремления к преобразованию жизни государства в целом. Но в конце XVIII века популярность университетского образования в России была очень низкая, это объясняется тем, что был маленький приток студентов из ведущего служилого сословия – дворянства, так как считалось, что учеба в университете не пригодится им в военной службе. Они учились в гимназии, а потом сразу поступали в кадетские училища или шли на военную службу. Разночинцы чаще поступали в духовные семинарии, так как не имели средств для самостоятельной оплаты учебы в университете. [5, с. 63]

Именно Устав 1804 года стимулировал дворянские семьи отдавать своих детей в студенты, закрепив за званием студента университета права на чин 14

класса. Аттестат, полученный по окончании университета, давал поддержку при поступлении на службу. Первоначально университет рассматривался государством исключительно как учебное заведение для подготовки чиновников, которых можно забирать, не дожидаясь конца обучения. Многие студенты, не окончив курса, направлялись на службу в Сенат и другие государственные учреждения, назначались учителями, врачами. [5, с. 65]

Таким образом, возлагая на университеты большие надежды, Александр I провозгласил появление нового университетского устава, главными отличительными особенностями которого были: - независимость университетов от других государственных учреждений России; - наделение университетов правами внутреннего самоуправления. Устав определял статус высшего учебного заведения, в нем же мы можем увидеть подлинное положение университетов в системе образования России. Университетский устав – это закон, определявший механизмы организации научной, учебной, административной деятельности университета, регулирующий правовой статус преподавателей и студентов, утверждавший формы контроля над выполнением возложенных на него государством обязанностей. [4, с. 16].

Устав 1804 года был уставом трех университетов: Московского, Харьковского и Казанского. Изначально Александр I утвердил три устава для этих учебных заведений, они разнились между собой в некоторых статьях, что позволило говорить о появлении общего устава российских университетов.

Проанализировав университетский Устав 1804 года, можно выделить его основные достоинства. Он объявлял всесословность высшего образования (гл 10, §112) и его доступность всем слоям общества, так как учиться можно было бесплатно. Устав предоставлял университетам значительную самостоятельность: голосованием можно было выбирать ректора, проектора, деканов, профессоров; была возможность создавать собственные органы управления, исполнительной и судебной власти, не зависимые от государственной администрации. Устав способствовал улучшению работы

университетов, повышению их популярности, что, несомненно, дало большой толчок развитию российской высшей школы в начале XIX века.

Но нельзя не отметить тот факт, что реформы проводились в эпоху существования самодержавной Российской империи, где во главу ставился полный государственный контроль и регулирование. Как сказано в Уставе 1804 года, университеты были поставлены под Высочайшее покровительство Его Императорского Величества, под главное управление министра народного просвещения и поручались «особому ведению» попечителей учебных округов (гл.1, §2). Например, попечителю разрешалось оказывать влияние на университетский уклад жизни (гл.1, §5, гл.2, §15,17, гл.6, §66,70 и др.), тоже разрешалось и министру народного просвещения (гл.2, §15, гл.4, §39, гл.6, §56, 61,70 и др.). Ни одно значительное событие не получало законной силы без их утверждения. Должность ректора также требовала разрешения самого императора (гл.2, §13). При университетах создавались библиотеки, типографии, но все, что в них находилось и печаталось, должно было проверяться цензурным комитетом (гл.16). Сама идейная основа Устава 1084 г. оказалась противоречивой, т.к. либеральные идеи преобразований столкнулись с реальной практикой государственного регулирования, бюрократией, вседозволенностью власти. Находясь на государственном бюджете, российские университеты сильно зависели от пожертвований, на которые выплачивались именные стипендии, создавались библиотеки, музеи, больницы, строились новые университетские корпуса. В начале XIX века шло тесное взаимодействие высших учебных заведений и правительства, приобретавшее то форму конфликтов, то сотрудничества. [2, с. 13]

Изучение российской высшей школы в начале XIX века представляет большой исторический, культурный и общественный интерес. Из всех реформ, проводимых Александром I, самыми прогрессивными были реформы университетов и системы народного образования, так как, по мнению многих историков, они напрямую не затрагивали основ крепостного строя и российской бюрократической системы. [4, с. 21]. Реформы затронули всех

людей, находившихся на государственной службе. Университеты, как научные и социальные центры, оказали существенное влияние на развитие и пробуждение общественного сознания молодых людей, для которых научные знания и образованность позволили приносить пользу государству. В начале XIX века университет закончили многие известные ученые, писатели, общественные деятели, оказавшие существенное влияние на дальнейшее развитие России. Несмотря на то, что реформы Александра I не добились того результата, на который рассчитывались, они значительно продвинули развитие народного образования России и развитие российских университетов в частности.

Список литературы

1. Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. – М.: Московский общественный научный фонд, 2001. – 85 с.

2. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 312с.

3. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Становление университетского образования в России // Ярославский педагогический вестник. Т. 1. Гуманитарные науки. – 2011. - №4. – С. 7-19.

4. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Создание системы университетского образования в России и Устав 1804 г. // Ярославский педагогический вестник. Т. 1. Гуманитарные науки. – 2012. - №1. – С. 15-22.

5. Феофанов А.М. Университет и общество: студенты Московского университета XVIII начала XIX века (социальное происхождение и быт) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. - №4. С. 62-72.

6. Швец Ю.П. О причине провала реформ Александра I. // Известия Алтайского государственного университета. – 2008. - №4-5. – С. 229-231.

7. Университетский Устав (5 ноября 1804) // Летопись Московского университета. [Электронный ресурс], - http://letopis.msu.ru/documents/327.

 

 

План-конспект семинарского занятия для студентов исторического факультета.

Тема занятия «Династия меровингов».

Цели:

Образовательная:

дать представление о формировании государства во времена династии меровингов. Познакомить учащихся с историей возникновения Франкского королевства, с особенностями управления государством.

Развивающая:

развивать монологическую речь (при устных ответах студентов), развивать мышление, способность анализировать информцию и приходить к опредеделённым выводам, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать мнения окружающих.

Воспитательная:

сформировать интерес к истории зарубежных династий и государств, способствовать толерантному отношению к иным культурам и друг к другу. Планируемые результаты (по ФГОС):

Личностные: воспитание уважения к культуре народов других стран; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Метапредметные: умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, способствовать формированию уважения иных культур, формулировать и обосновывать выводы; поиск и выделение необходимой информации; формирование у учащихся оценочных суждений на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; умение выступать перед аудиторией.

Предметные: дать характеристику личности короля Хлодиона; познакомить студентов с итогами правления Хлодвига; рассмотреть внутреннюю политику меровингов.

Оснащение занятия: компьютерная презентация к семинару.

План (вопросы по теме) занятия:

1. Заслуга короля Хлодвига в жизни государства

2. Завоевания Хлодвига и территориальный рост государства.

3. Общая характеристика правления королей из династии меровингов. .

Список рекомендуемой дополнительной литературы:

………………

 

...





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.