Рахимова Хусния Мирзолатифовна




ПРОБЛЕМЫЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЕ РЕШЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ СИСТЕМЫНЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье предлагается вариант модернизации системы НПО Республики Таджикистан для улучшения экономической ситуации. Способ доставки ЖД транспортом готового НП на расстояние 3200 км с Омского НПЗ обходится Таджикистану очень дорого из-за большого расстояния и высоких тарифов на перевозку.

Ключевые слова: нефтепродуктообеспечение, Таджикистан, Россия, Казахстан, экономика.

Нефтепродуктообеспечение относится к важнейшим инфраструктурным основам экономики любого государства.

Потребности Республики Таджикистан в нефтепродуктах составляют около 2 млн. т в год. Страна почти полностью зависит от их импорта. Собственное производство покрывает 2 % потребления.

Импорт нефтепродуктов: в 2018 году Таджикистаном было импортировано 1,5 млн. т нефтепродуктов (НП), в основном из России. В структуре импорта НП преобладают авиакеросин (520 тыс. т), автомобильный бензин (530 тыс. т) и дизельное топливо (450 тыс. т).

Экспорт российских НП, в основном, осуществляется компанией ПАО «Газпромнефть» с «Омского НПЗ».

Поставки российских НП осуществляются через 2 таджикско-узбекских погранперехода: Бекабад (в северные районы страны) и Кудкули (в центральные и южные районы Таджикистана). Поставки туркменских НП производятся через узбекско-таджикский погранпереход «Амузанг – Хошады».

С 1995 году поставки российских НП в Таджикистан осуществлялись без взимания таможенных пошлин на основании соответствующих Протоколов к Межправительственным соглашениям о создании в СНГ зоны свободной торговли. С 1 мая 2010 года были введены таможенные пошлины на поставку российских НП в Таджикистан. В итоге в Таджикистане значительно выросли цены на НП.

Роль России в системе нефтепродуктообеспечения Республики Таджикистан: Республика Таджикистан сильно зависит от России в области НПО, так как Россия является главным поставщиком и в значительной степени влияет на экономику Таджикистана.

Несколько лет назад в Республике Таджикистан стали резко возрастать цены на НП. Продавцы НП обратились с открытым письмом к президенту Республики Таджикистан, Лидеру нации Эмомали Рахмону. Они уверяют, что причина роста цен и возникновения возможного дефицита кроется в стране производителе – России.

Суть обращения к президенту сводится к тому, что все компании-импортеры в Таджикистане, в том числе и крупный игрок рынка "Газпромнефть-Таджикистан", столкнулись с проблемой обеспечения их потребностей российскими НПЗ. Отмечается, что российские НПЗ резко ограничили экспорт бензина в другие страны, в том числе и в Таджикистан, из-за дефицита в самой России. Соответственно, по этой причине начали повышаться цены, как на внутрироссийском рынке, так и на экспорт НП из России.

"Исходя из уровня текущих отпускных цен на российских НПЗ, с учетом растаможивания и уплаты всех налогов, по предварительной оценке экспертов и самих таджикских трейдеров, цена бензина марки АИ-92 на АЗС Душанбе может достигнуть уровня 8 сомони за один литр", - отмечается в письме.

Таджикистан сегодня полностью зависит от импорта топлива. Тем временем топливный рынок Таджикистана очень привлекательный и в среднем растет от 5 до 8 % ежегодно. С каждым годом ситуация с сезонным или несезонным дефицитом все серьезнее сказывается на экономике страны.

Роль Казахстана в системе нефтепродуктообеспечения Республики Таджикистан: до недавнего времени в Казахстане действовал запрет на экспорт НП. Осенью 2017-го в республике разразился топливный кризис. в нефтеперерабатывающем секторе за отсутствие бензина на заправках. Но сегодня ситуация принципиально иная. Казахстан готов даже экспортировать бензин, причем в немалых объемах.

По словам заместителя председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти национальной компании "Казмунайгаз" Данияра Тиесова, Казахстан планирует до конца 2018-го реализовать на внешнем рынке до 400 тыс. т бензина, а на 2019-й объем экспорта запланирован в количестве 1,2 млн. т. Об этом он рассказал еще в июне Sputnik Казахстан.

Ранее Казахстан импортировал бензин, 30 % закупаемых объемов приходилось на российских поставщиков. Но страна обладает огромными запасами нефти, зачем же покупать топливо на внешнем рынке?

Дело в том, что НПЗ Казахстана были построены по меркам развития отрасли достаточно давно (50 и более лет назад). Оборудование не позволяло вырабатывать бензин нужного качества. Кроме того, местная нефть имеет ряд особенностей, производить из нее качественное топливо технически сложно и затратно. Вот и выходило, что с определенных позиций импортировать бензин более выгодно. Хотя зависимость от внешних поставщиков чревата перебоями и чувствительностью к колебаниям цен.

В итоге Казахстан приступил к модернизации своих НПЗ, и два из них прошли ее успешно. Третий на очереди. Кроме того, правительство Казахстана планирует построить четвертый завод. То есть Казахстан всерьез нацелен на внутреннюю переработку нефти. Не в последнюю очередь на это влияет китайский проект "Один пояс - один путь". Потому что для строительства дорог в Центральной Азии нужны битумы, а казахстанская нефть для этих целей очень подходит.

Чтобы реализовать накопившиеся объемы бензина, летом прошедшего года Казахстан начал переговоры с Россией. И вот 3 октября было подписано соглашение, по которому казахская сторона сможет экспортировать топливо в Таджикистан и другие страны Центральной Азии.

Предварительно Казахстан ввел ограничения на ввоз бензина из России. Как объясняют в Астане, эта мера была необходима, поскольку в Казахстане просто отсутствуют емкости для хранения топлива, а останавливать работу местных НПЗ нельзя, это грозит большими убытками всей отрасли.

Около 200 месторождений нефти и газа расположено на территории Казахстана. Общий объем запасов оценивается в 12 млрд. т. Почти 70 % этих ресурсов сосредоточено в западных областях Казахстана. Исходя из уровня запасов нефти и газа, Республика Казахстан рассматривает варианты экспорты нефти в страны СНГ.

Экономическая ситуация в Республике Таджикистан: в Республике Таджикистан НП распространяются автомобильным транспортом, а на отдалённые города – ЖД транспортом. Начало своего пути вся система берёт из столицы Таджикистана города Душанбе. В конечном итоге цена на НП на АЗС становится неимоверно высокой.

Ситуация с обычными продуктами потребления такая же. Продукты доставляются из города Душанбе и Худжанда (зависит от того, в какую часть государства доставляют). Доставка продуктов обходится очень дорого из-за высокой цены на НП и, следовательно, цены на сами продукты в конечно итоге значительно повышаются.

Размер заработной платы и влияние цен на нефтепродукты на жизнь в Таджикистане: в 2018 г. в первом квартале средняя ЗП в Таджикистане составила 80 долларов, в 2019 этот показатель увеличился до 91 долларов.

Средняя пенсия в 2019 году составила 271 сомони (1830 руб.). Правда, ее окончательный размер зависит и от стажа, и от того, какую зарплату получал человек. Пенсионный возраст для женщин – 58 лет, а для мужчин – 63 года.

Известно, что цены на НП в стране влияют на цены на товары и продукты. Средняя цена на бензин АИ-92 в Таджикистане, как мы уже повторялись раннее, 56 руб. Цены на продукты и товары выше на 4 % от цен на эти же товары и продукты в России. Для сравнения, официальная среднемесячная зарплата в России на 2019 год составляет 42495 руб., а в Таджикистане 5839 руб.

Таким образом, мы можем сказать, что цены на НП в Таджикистане оказывают огромное влияние на экономику этого государства. Чем выше цена на топливо, тем выше цены на продукты. Цены на НП, товары, продукты питания значительно выше, чем в России, а зарплата меньше почти в 8 раз.

Почему Таджикистан вынужден импортировать нефтепродукты: в Таджикистане есть свои нефтеперерабатывающие мощности, но они удовлетворяют внутренний спрос на НП в объеме 0,4 %.

Не ясна ситуация с НПЗ в свободной экономической зоне "Дангара". Первая очередь предприятия уже готова, но продукции пока нет. Планировалось, что предприятие на начальной стадии будет перерабатывать 500 тыс. т нефти и постепенно его мощность достигнет 1,2 млн. т нефти в год, что покроет все потребности Таджикистана в НП. Сырье для НПЗ инвестор проекта (китайская компания) намеревался закупать у России и Ирана.

Несколько лет с Ираном велись переговоры о поставках нефти в Таджикистан, но в настоящее время они прекращены. Об этом в августе сообщил министр экономического развития и торговли Таджикистана Негматулло Хикматуллозода. У скептиков появился повод считать, что до запуска НПЗ в Дангаре еще очень далеко. А пока Таджикистан импортирует значительные объемы НП.

Главным поставщиком бензина является Россия, на долю которой приходится 91,5 % от общего объема поставок.

Когда летом текущего года резко поднялись цены на топливо, потребители стали интересоваться причинами. Тогда вину возложили на Казахстан. Дело в том, что 60 % автомобилей Таджикистана оборудованы под газ, большую часть которого импортируют из Казахстана. Он и поднял цены на этот вид топлива, а бензин подорожал вслед за газом.

Надо отметить, что с 5 апреля в Таджикистане выросли почти на 60 % внутренние тарифы на перевозку НП по железным дорогам севера республики, а на перевозку сжиженного газа – на 93 %.

К примеру, доставка одной т бензина от КПП "Сары Агач" (Казахстан) до Худжанда обходится поставщикам в 57,94 доллара (раньше было 37,85 доллара). За аналогичный объем сжиженного газа необходимо заплатить 40,16 доллара (ранее 28,8 доллара). Данная мера не коснулась только узбекских грузов и будет действовать до конца нынешнего года.

Примечательно, что повышающие коэффициенты не распространяются на южные ЖД направления. Можно подумать, что Душанбе намерен переориентировать свой топливный рынок на поставки из Узбекистана, который также может обеспечить Таджикистан газом. Но причем здесь бензин? Тем более что Таджикистан затягивает с запуском НПЗ именно в южной части страны.

Вполне возможно, что в сложившихся условиях относительно дешевый бензин из Казахстана может составить хорошую конкуренцию узбекскому газу.

А Казахстан тем временем вынужден повышать цены на собственный газ, поскольку этого требуют избыточные запасы бензина, которые уже составили около 600 тыс. т.

Вывод по анализу системы нефтепродуктообеспечения Республики Таджикистан: анализ системы НПО Таджикистана позволяет сделать вывод, что в Таджикистане высокие цены на НП (56 руб.) и дорогой способ доставки готового НП с «Омского НПЗ» до «НПЗ Душанбе» ЖД транспортом на расстояние 3200 км. В Таджикистане существует действующий «НПЗ Душанбе», который имеет мощность 100 тыс. т в год. Реконструкция и увеличение мощности данного НПЗ позволит доставлять сырую нефть на «НПЗ Душанбе», перерабатывать её и получать продукты переработки нефти. На основе проведённого анализа, можно предложить вариант прокладки нефтепровода, который позволит обеспечивать Таджикистан сырой нефтью, далее перерабатывать её на модернизированном «НПЗ Душанбе» и распределять по АЗС.

Через Республику Казахстан проложена целая сеть МН (рисунок 1). Ближайший к «НПЗ Душанбе» МН проходит через города Шымкент (Республика Казахстан). В 10 км от города Шымкент находится «Шымкентская головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС)». Прокладка МН будет проходить преимущественно по степной местности. Общая протяжённость маршрута прокладки МН составит 421 км. Разность геодезических отметок не высокая.

Технологический расчёт МН «Шымкентская ГНПС – НПЗ Душанбе» позволит:

- определить оптимальные параметры нефтепровода (диаметр трубопровода, давление на НПС, толщина стенки трубопровода, число НПС);

- определить часовую производительность насоса;

- выполнить расстановку станций по трассе нефтепровода;

- выполнить расчёт эксплуатационных режимов нефтепровода.

Предлагаемый проект прокладки нефтепровода будет позволять приобретать сырьё у Республики Казахстан, но допускается и приобретение у России, так как оба государства подключены к одной сети МН.

 

 

Рисунок 1 – Система МН Республики Казахстан

Вывод: в ходе работы был произведен технологический расчет МН «Шымкентская ГНПС – НПЗ Душанбе», предназначенного для перекачки нефти в количестве 10,0 млн. т в год. В результате прокладки МН «Шымкентская ГНПС – НПЗ Душанбе» Республика Таджикистан будет иметь возможность импортировать нефть трубопроводным транспортом, который заменит импорт ЖД транспортом. Далее перерабатывать нефть в нефтепродукты на собственных НПЗ. Данный проект поспособствует развитию системы НПО Республики Таджикистан, даст возможность повышения мощности собственных НПЗ. Также данный проект даст множество рабочих мест и новую сферу образования для развития в учебных заведениях. Суммарно все эти компоненты дадут значительный рост развития экономики Республики Таджикистан.

В результате экономического расчета было выявлено, что экономически выгодно строительство МН и его эксплуатация, чем транспортировка нефти/НП ЖД транспортом. Стоимость строительства и эксплуатации МН окупится в третий год эксплуатации.

 

Рахимова Хусния Мирзолатифовна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: