КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 (летний семестр)




 

1. Сгруппируйте следующие прилагательные по лексико-грамматическим группам: кач., отн., притяж.

Красивый, молодой, прекрасный, молодежный, человеческий, весенний, осенний, ледяной, собачий, песчаный, стеклянный, голубиный, горячий, холодный, пожилой, блестящий, мужской, собачий, песцовый.

 

2. Сгруппируйте следующие существительные по признаку рода (муж., жен., ср., общий, нет рода):

Стол, дом, верх, авеню, кино, визави, плакса, вуз, такси, метро, ножницы, сани, лужи, брат, врач, директор, истребитель, секретарь, портье, конферансье, шляпа, какаду, именины, животное, подмастерье, домина, домище, чудище, задавала, пьяница, мадам, паспорт, монпансье.

 

3. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени:

Сделать, услышать, отдать, призвать, созвать, увидеть, читать, писать, сосчитать, отвезти, освободить, поразить, одеть, взять, бить, ранить, осветить, огородить, освободить, убедить, пропеть, утвердить.

 

4. Сделайте полный морфологический разбор подчеркнутой словоформы в тексте (обязательно указать: а) категориальное значение; б) морфологические свойства, в) синтаксическую функцию):

Никогда не радуйся, что «Скорая помощь» едет не к тебе. Это вопрос времени. Главное, чтобы «Скорая помощь» не опоздала. Именно поэтому для нее не существуетсветофоров и правил уличного движения.

По заснеженной московской улице, подавая сигналы бедствия и обгоняя всех, мчалась желтая реанимационная машина. Но человеческая жизнь все-таки не самое главное. Именно поэтому на одном из центральных перекрестков столицы дежурный регулировщик, получив приказ из миниатюрной рации, висящей на портупее, решительно вскинул руку с полосатым жезлом. Движение, разумеется, замерло. Все машины покорно остановились. Взвизгнув тормозами, застыла и «Скорая помощь». На перекрестке стало тихо.

Машины прибывают и становятся в хвост транспортной очереди. Легковые автомобили всех марок, автобусы и троллейбусы, пикапы, фургоны, крытые грузовики с надписью «Хлеб», «Молоко», «Одежда», «Живая рыба» и «Люди». Однако начальник перекрестка чего-то ждет. Раболепно молчит транспорт. Ожидание затягивается. Пассажиры автобусов и троллейбусов нервничают, потому что опаздывают на работу. В фургоне «Хлеб» черствеют батоны и буханки. В цистерне «Живая рыба» живая рыба становится мертвой. В грузовике с надписью «Люди» мерзнут солдаты. В реанимационной машине матерятся врачи, потому что буквально в двух кварталах от перекрестка умирает человек.

Прошло ровно пять минут. Транспорта скопилось несметное количество. Регулировщик был привычно спокоен. По-прежнему ни одна машина не сигналила, ибо каждый водитель знал, в чем дело. Наконец из-за угла бесшумно показалась очень длинная, очень черная машина. Сзади вплотную к ней прилипла черная «Волга», вооруженная антеннами и еще кое-чем. Регулировщик отдал невидимому начальству честь и тотчас отрапортовал по рации то, что положено в таких случаях.

Только тогда, когда обе знатные машины скрылись вдали и стали недосягаемыми, милиционер поднял жезл и разрешил народу ехать по своим делам. Правда, человек, к которому спешила «Скорая », успел за это время умереть. Прибудь машина на десять минут раньше, его бы спасли. Звали его Леонидом Семеновичем Филимоновым. Он был чиновником, и даже крупным чиновником. И хотя бюрократия вообще не умирает, с отдельными ее представителями этот прискорбный факт все-таки случается. (Э.В. Брагинский, Э.А. Рязанов «Забытая мелодия для флейты»).

5. Перепишите, заменяя цифры словами:

а) Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. б) У 526 студент…. в) Прибыл поезд с 3841 пассажир….

 

6. Образуйте от глаголов деепричастия. С тремя деепричастиями составьте предложения:

Встать, подарить, дарить, прислать, крутить, обедать, пообедать, вести, привести, нести, увидеть, сложить, победить, побеждать, надеть, надевать, молчать, замолчать, ошибиться, ошибаться, обижаться, обидеться, прислониться, прислоняться, махать, махнуть, мурлыкать, достать, доставать, запереть, запирать, зачахнуть, хныкать, захныкать, играть, поиграть, знать, познать.

7. Исправьте речевые ошибки в приведенных предложениях, объясните их.

1.Положь книгу на место! 2. Иванов заметил черный бумажник, который упал под стул, когда он опорожнивал чемодан. 3. Автор предупреждал, что всех персонажей, встречаемых в ходе предстоящего чтения, следует считать вымышленными. 4. Торопясь на встречу с друзьями, на дороге возникла авария.

8. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Мир меняется н(…) только техн…л…гически но и социально. И это делает «очеловеч…вание» техники р…ждение в ней человеч…ского содержания реальностью. Что изменилось во мне в сопоставлен(…) с людьми минувших эпох? Что осталось н…изме(н,нн)ым? Доступна ли мне любовь которую испытывают герои Шекспира? Эти вопросы «трезвым» реалист…м могут показат…ся детскими н(…) имеющими н(…) малейшего отношения к тем четким будничным н…отложным делам которыми заполне…о наше «обыде(н,нн)…е» существование. Но опыт убежда…т что от ответа на них зависит наше пон…мание смысла жизни высших целей человеческого существования а стало быть и сост…яние будничных земных казалось бы бе…конечно далеких от «филосо…ских тонкостей» дел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: