Источники (форма) права – это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
В теории называют четыре вида источников права:
1. Нормативный (нормативный правовой) акт.
2. Судебный (правовой) прецедент.
3. Санкционированный (правовой) обычай.
4. Договор (договор с нормативно-правовым содержанием).
Нормативный правовой акт – доминирующий источник права во всех правовых системах права. Обычно под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.
Исторически правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возник на переходном этапе от первобытно-общинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами.
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.
Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовых системах, является так называемая правовая доктрина.
Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.
Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, характеризующие уровень правового развития той или иной страны. Основными составляющими правовой системы являются особенности источников права, а также органов государственной власти, занимающиеся правотворческой и правоприменительной деятельностью.
Выделяется система трех правовых семей, характеризующихся внутренним относительным единством правовых систем, имеющих сходные юридические признаки:
- семья романо-германского права (континентальное право);
- семья англосаксонского права (система общего права);
- религиозные и традиционные правовые системы.
Романо-германская правовая система. Романо-германская правовая система или система континентального права, к которой относятся такие страны, как Франция, Германия, Италия, Испания и другие государства, в том числе Россия, имеет длительную историю, корнями уходящую в историю римского права.
В континентальном праве признается абстрактность норм, имеется разделение права на публичные и частные отрасли и т.п.
Англосаксонское общее право базируется не на абстрактно формулируемых правовых нормах, а в основном на обычном праве и судебной практике (прецедентное право). Норма англосаксонского права не является разработанной наукой или установленной законодательством, она представляет собой правило поведения, основанное на конкретном, когда-то рассмотренном судом, случае. Поэтому норма права здесь всегда казуальна. Судебная практика является первым и основным источником общего права. Вместе с тем, в англосаксонских странах в последнее время возрастает роль норм, издаваемых высшими законодательными органами и действующих наряду с судебными прецедентами (статутное право).
Религиозно-традиционные правовые системы. Это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными регулирующими формами традиционных обществ – религиозными догмами, учениями, традициями, обрядовостью и т.п. Для таких систем характерны принципы непререкаемости авторитета священных текстов и верховенства религиозных (культовых) установлений.
Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII-X вв. и основано на мусульманской религии – исламе. Он исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.