Формы (источники) права: понятие, виды. Основные источники права в различных правовых системах современности.




Источники (форма) права – это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

В теории называют четыре вида источников права:

1. Нормативный (нормативный правовой) акт.

2. Судебный (правовой) прецедент.

3. Санкционированный (правовой) обычай.

4. Договор (договор с нормативно-правовым содержанием).

Нормативный правовой акт – доминирующий источник права во всех правовых системах права. Обычно под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Исторически правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возник на переходном этапе от первобытно-общинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами.

Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.

Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовых системах, является так называемая правовая доктрина.

Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, харак­теризующие уровень правового развития той или иной страны. Ос­новными составляющими правовой системы являются особенности источников права, а также органов государственной власти, зани­мающиеся правотворческой и правоприменительной деятельностью.

Выделяется система трех правовых семей, характеризующихся внутренним относительным единством правовых систем, имеющих сходные юридические признаки:

- семья романо-германского права (континентальное право);

- семья англосаксонского права (система общего права);

- религиозные и традиционные правовые системы.

Романо-германская правовая система. Романо-германская право­вая система или система континентального права, к которой отно­сятся такие страны, как Франция, Германия, Италия, Испания и дру­гие государства, в том числе Россия, имеет длительную историю, корнями уходящую в историю римского права.

В континентальном праве признается абстрактность норм, име­ется разделение права на публичные и частные отрасли и т.п.

Англосаксонское общее право базируется не на абстрактно формулируемых правовых нормах, а в основном на обычном праве и судебной практике (прецедентное право). Норма англосаксонско­го права не является разработанной наукой или установленной за­конодательством, она представляет собой правило поведения, осно­ванное на конкретном, когда-то рассмотренном судом, случае. По­этому норма права здесь всегда казуальна. Судебная практика является первым и основным источником общего права. Вместе с тем, в англосаксонских странах в последнее время возрастает роль норм, издаваемых высшими законодательными органами и действующих наряду с судебными прецедентами (статутное право).

Религиозно-традиционные правовые системы. Это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связан­ными регулирующими формами традиционных обществ – религи­озными догмами, учениями, традициями, обрядовостью и т.п. Для таких систем характерны принципы непререкаемости авторитета священных текстов и верховенства религиозных (культовых) уста­новлений.

Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII-X вв. и основано на мусульманской религии – исламе. Он исходит из то­го, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано че­ловечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководство­ваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, мо­литвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопо­нимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: