Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Класс
Учебный год
Время проведения - 90 минут Максимальное количество баллов –33.
Часть 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа. Необходимо выбрать только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Вариант ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Организмы, клетки которых имеют клеточную стенку и нуклеотид относят к царству:
а)животные;
б) растения;
в) бактерии;
г)грибы
2.Ризоиды характерны для:
а) сфагнума;
б) спирогиры;
в) ламинарии;
г) кувшинки белой.
3. Паразитические бактерии могут вызывать заболевания:
а) грипп и чума;
б) чума и холера;
в) дизентерия и оспа;
г) холера и дизентерия.
4) Грибы, как и животные:
а) ведут прикрепленный образ жизни;
б) гетеротрофные организмы;
в) размножаются вегетативно;
г) размножаются спорами.
5. Светочувствительный глазок характерен для:
а) амёбы обыкновенной;
б) ламинарии сахаристой;
в) малярийного плазмодия;
г) хламидомонады снежной.
6. Гермафродитизм не характерен для:
а) молочно-белой планарии;
б) печёночного сосальщика;
в) свекловичной нематоды;
г) широкого лентеца.
7. Название группы организмов, соответствующие классу:
а) хордовые;
б) двудольные;
в) пасленовые;
г) бактерии.
8. К образовательной ткани растений относят:
а) ксилему;
б) флоэму;
в) кожицу;
г) камбий.
9. Самое мелкое цветковое растение:
а) сурепка;
б) ряска;
в) звездчатка;
г) вольфия.
10. Венеция стоит на сваях из:
а) лиственницы;
б) каштана;
в) сосны;
г) дуба.
11.Наука о совместимости растений называется:
а) экология;
б) фитогеоргафия;
в) аллелопатия;
г) флористика.
12. У животных типа Простейшие нет:
а) обмена веществ;
б) органоидов;
в) тканей;
г) обмена генетической информации.
13. Укажите правильную характеристику типа Кишечнополостные:
а) растительноядные животные;
б) все ведут прикрепленный образ жизни;
в) нападают и защищаются с помощью стрекательных клеток;
г) нервная система представлена нервной цепочкой.
14.Одним из важнейших признаков Типа Членистоногие является:
а) незамкнутая кровеносная система;
б) обитание в надземно-воздушной среде;
в) хитиновые покровы тела и строение тела;
г) жаберное дыхание.
15. Укажите пример мимикрии у животных:
а) неядовитые мухи похожи на ос и шмелей;
б) яркая окраска змеи;
в) принятие угрожающей позы;
г) окраска зебры.
Часть 2. Вам предлагается 5 тестовых заданий с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Вариант ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Выберите характеристики, отражающие роль грибов в природе:
1) находятся в симбиозе с водорослями; 2) являются продуцентами органического вещества; 3) обеспечивают минеральное питание растений на бедных почвах; 4) разлагают растительные и животные остатки; 5) используются для получения антибиотиков.
а) 1, 3, 5; б) 3, 4; в) 3, 4, 5; г) 2, 3, 5.
2. Укажите видоизмененные подземные побеги:
1) корневище; 2) луковица; 3) корнеплод; 4) клубень; 5) корни-прицепки; а) 1, 2, 3; б) 1, 3, 5; в) 2, 3, 4; г) 1, 2, 4.
3. К нитчатым зеленым водорослям относятся:
1) улотрикс; 2) спирогира; 3) хламидомонада; 4) фукус; 5) хлорелла. а) 1,2,4; б) 1,3, 5; в) 1, 2; г) 3,4.
4. Через устьица происходит выделение:
1) кислорода; 2) углекислого газа; 3) газообразной воды; 4) азота; 5) крахмала. а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 3; в) 1,2; г) 1,2,4.
5. Травянистым растением является:
1) бересклет; 2) банан; 3) топинамбур; 4) дуб; 5) бамбук; 6) рябина. а) 2,3, 5; б) 1, 2; в) 2, 5; г) 4,6.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. В лишайнике присутствуют два компонента – автотрофный и гетеротрофный
2. Камбий, состоящий из клеток образовательной ткани, продуцирует новые клетки, в результате возрастает площадь сечения ствола.
3. Спирогира и улотрикс относятся к высшим растениям.
4. Бактерии легко переносят низкие температуры, так как быстро размножаются.
5. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью ризоидов.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие между организмами (А-Е) и способами их питания (1-2).
Представитель | Тип питания | |
А) аспергилл Б) вольвокс В) сфагнум Г) хламидомонада Д) трипаносома Е) бледная поганка | 1) автотрофный 2) гетеротрофный |
Шифр ____________
Матрица ответов
заданийшкольного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Класс
в 2020-2021 учебном году
Максимально -33 балла.
Часть I. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ___ баллов.
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] __ баллов.
Часть III. [мах. 5 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] __ баллов.
Часть IV. [мах. 3 баллов] ________ баллов.
А | Б | В | Г | Д | Е |