Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Общественное сознание – это способность индивида адекватно реагировать на складывающиеся в обществе отношения и происходящие процессы.
Структура правосознания включает в себя 2 элемента: правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология – это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности.
Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне.
Правовая психология – это чувства, эмоции, настроения людей по отношению к правовой действительности.
Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневной жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с людьми.
Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, поскольку они переплетаются и взаимопроникают друг в друга. Обе эти сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. И эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.
|
Итак, правосознание представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение.
Основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие практически охватываются ими, например, прогностическая (моделирования) или информативная.
Различают отдельные виды правосознания.
В зависимости от субъектов (носителей) правосознания выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.
В зависимости от уровня, от глубины знания правовых норм различают обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное правосознание.
Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов (судей, прокурор, адвокатов, юрисконсультов и т.д.). Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур.
Правовая культура – обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания в целом в уровне развития субъекта.
Формы реализации права.
Реализация норм права – это осуществление их требований посредством соответствующих форм поведения субъектов права. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования.
|
По характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:
- соблюдение;
- исполнение;
- использование;
- применение.
Соблюдение – это форма реализации норм права, при которой граждане и иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Соблюдаются запреты.
Исполнение – это форма реализации, при которой граждане и иные лица совершают активные действия по осуществлению своих юридических обязанностей. Исполняются обязанности.
Использование – это форма реализации, при которой граждане и иные лица осуществляют свои субъективные права в виде дозволений и правомочий, т.е. по своему усмотрению поступают определенным образом, отказываются от определенного поведения либо требуют определенного поведения от обязанных лиц. Используются права.
Применение права – это активно-властная деятельность компетентных государственных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, завершающихся изданием специальных правовых актов.