Социально-возрастной аспект принятия решения




Введение

 

В процессе жизнедеятельности человек не пребывает в информационном вакууме, поэтому, принимая какое-либо решение должен определить для себя основания выбора.

На языке формальной логики это звучит следующим образом: прежде чем вынести суждение (словесное отображение принятого решения) индивид должен рассмотреть какие-то посылки, силлогизм подразумевает наличие только двух (малая и большая).

В реальной жизни посылок может быть бесконечное количество: требования закона, религиозные каноны, а также национальные и семейные традиции, корпоративная культура и многое другое.

Однако, перечисленные выше регулянты поведения приобретают для индивида значимость параллельно с процессом взросления, по мере интеграции человека в систему общественных отношений.


Социально-возрастной аспект принятия решения

 

Неслучайно, ряд гражданских прав и обязанностей личности может быть реализован только при достижении определенного возраста, и при соблюдении некоторых условий, например, наличия гражданства страны пребывания.

В данном контексте следует подчеркнуть значимость интерпретации получаемой индивидом информации, поскольку путем ее усвоения и анализа происходит формирование поведенческих норм и выбор критериев принятия решения.

Этот процесс, в свою очередь, зависит от множества факторов, таких как уровень образования индивида, актуальные потребности, эмоциональное состояние и т.п. Характерный пример неоднозначности оценок это многоженство, наркоторговля и эвтаназия.

Основываясь на вышесказанном можно сформулировать цель исследования: определить зависимость параметров принятия решения от социально-возрастных особенностей личности.

В качестве параметров принятия решения использовались следующие психологические переменные: ценностные ориентации, как один из основных субъективных критериев принятия решения; упорство, как элемент волевого контроля и способность индивида следовать своим убеждениям; интеллект, как способность к анализу и интерпретации поступающей информации в ситуации принятия решения.

Для изучения содержательной части указанных параметров принятия решения использовался следующий инструментарий: культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, методика "Ценностные ориентации" М. Рокича и методика экспериментальной оценки упорства посредствам предъявления испытуемым неразрешимой задачи с использованием кубиков Коса, предложенной Е.П. Ильиным.

Для анализа полученных данных применялись контент-анализ, φ-критерий Фишера в сочетании с λ-критерием Колмагорова-Смирнова и Q-критерий Розенбаума.

Выводы по результатам исследования. Интеллект, как параметр принятия решения, зависит от возраста субъекта деятельности. Отмечается превосходство группы "18-25 лет" над двумя другими группами, а также превосходство группы "26-32 года" над группой "14-17 лет". Прослеживается прямая зависимость от социального статуса.

Упорство, как параметр принятия решения, зависит от возраста и социального статуса индивида, с возрастом уровень упорства повышается. Полярные по своей природе социальные группы испытуемых "отчужденные" и "успешные" отличаются более развитым упорством по сравнению с группой "средние", а "успешные" в свою очередь превосходят "отчужденных".

Сравнительный анализ ценностных ориентаций показал, что, по данному параметру, между возрастными и социальными группами присутствуют как сходства, так и отличия.

Независимо от деления испытуемых на возрастные или социальные группы среди приоритетных терминальных ценностей присутствуют категории "здоровье" и "материальная обеспеченность". Во всех социальных группах присутствуют общие приоритетные инструментальные ценности: "аккуратность", "воспитанность" и "независимость".

Разделение терминальных ценностей на смысловые подгруппы (досуговые, прогрессивные, фундаментальные, микросоциальные и социально-профессиональные) позволило сделать ряд заключений о динамике приоритета ценностей в зависимости от возраста и социального статуса.

С возрастом намечается тенденция приобретения значимости фундаментальных ценностей, так как основная часть приоритетных ценностей в группе "26-32 года" относится к данной подгруппе, но присутствуют и "микросоциальные", и "социально-профессиональные" категории. В более раннем возрасте, в период с 14 до 25 лет индивид ориентирован на социум, в 14-17 лет акцент делается на микросоциум, а в 18-25 лет человек ориентируется уже на социально-профессиональную среду.

Группа "отчужденные", то есть люди с признаками социальной дезадаптации, тяготеет к подгруппе "фундаментальных" ценностей, а в группах "средние" и "успешные" предпочтительными являются "микросоциальные" ценности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: