Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте




Контрольные работы

ВНИМАНИЕ!!!

Варианты контрольных работ выбираются по номеру зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетной книжки 1 или 2, выбирается вариант 1; 3 или 4 – вариант 2; 5 или 6 – вариант 3; 7 или 8 – вариант 4; 9 или 0 – вариант 5.

Контрольная работа 1

Выполните задания:

1. Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как: а) часть социологии; б) часть психологии; в) самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины. Определите три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.

2. «Личность формируется обществом» и «личность формируется в обществе». Какое высказывание, на ваш взгляд, является наиболее правильным? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Двенадцать бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет? Если да, то какое?

Решите тест:

1. Эксперименты Э. Мейо о влиянии неформальных отношений между членами группы на производительность труда относятся к … этапу:

а) феноменологическому

б) донаучному

в) научно-экспериментальному

г) современному

2. Компетентность, достижение успехов, одобрения, признания, авторитет составляют содержание потребности:

а) в уважении

б) в самоактуализации

в) в любви

г) в безопасности

3. Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировал и партнеру цель нашего воздействия, называется…

а) внушением

б) заражением

в) убеждением

г) принуждением

4. Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология…

а) религии

б) масс

в) народов

г) социального воздействия

5. В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

а) индивидуально-психологические особенности

б) психические процессы в связи с системой социального взаимодействия

в) особенности познавательной сферы

г) особенности волевой сферы человека

6. Проблема социальной установки является важной в силу того, что призвана объяснить…

а) как развиваются способности

б) как действует наследственность на поведение человека

в) как формируется характер

г) чем регулируется поведение человека

7. Автором теории поля стал

а) Б. Скиннер

б) В. Дильтей

в) Л. Леви-Брюль

г) К. Левин

8. К мезафакторам, влияющим на социализацию человека не относится:

а) тип поселения

б) региональные условия

в) планета

г) этнокультурные условия

9. Понятие первичной группы было впервые введено…..

а) Ч. Осгудом

б) Дж. Морено

в) Г. Олпортом

г) Ч. Кули

10. Одним из принципов преодоления межличностного конфликта выступает….

а) сокрытие эмоций

б) субъективность

в) пассивность

г) корректность

11. Диспозиционная концепция личности разработана

а) В.Н. Мясищевым

б) В.А. Ядовым

в) А.Г. Асмоловым

г) Б.Г. Ананьевым

12. Интердисциплинарный подход в понимании места социальной психологии означает, что эта наука

а) не выделяется как самостоятельная наука

б) находится на стыки социологии и психологии

в) составляет часть психологии

г) имеет самостоятельное положение

13. В отечественной психологии второй этап дискуссии о предмете социальной психологии развивался…

а) в начале XX в.

б) в конце 50-х нач.60-х гг. XX в.

в) в 30 г.XX в.

г) во второй половине XIX в.

14. К макрофакторам, влияющим на процесс социализации, не относятся….

а) государство

б) страна

в) общество

г) семья

15. Формальной называется группа,…

а) фактически не существующая

б) созданная в рамках официально признанных организаций

в) складывающаяся сама по себе

г) наиболее значимая для человека

16. К задачам социальной психологии не относится…

а) раскрытие психологических закономерностей формирование человека как

творческой личности

б) прогнозирование политики, экономики и других процессов в развитии государства

в) исследование всего многообразия отношений и общения, в т.ч. их деформаций

г) анализ источников и условий возникновения и функционирования социально-

психологических феноменов

17. Первый этап в становлении социально-психологического знания называется

а) научным

б) философским

в) донаучным

г) феноменологическим

18. При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема…..

а) социальной установки

б) мышления

в) темперамента

г) способностей

19. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического факта называется…

а) анализом продуктивной деятельности

б) контент - анализом

в) беседой

г) экспериментом

20.Эффективным приемом разрешения конфликта выступает…

а) перемещение критики на другой объект

б) избегание критики

в) обмен любезностями

г) конструктивная критика с указанием положительных мотивов

3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.

Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:

сотрудничество – оптимально почти всегда;

компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;

избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;

приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;

соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов

№ п/п Стили поведения Номера утверждений
  Соперничество 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
  Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
  Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
  Избегание 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б
  Приспособление 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а

Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.

Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте

Количество баллов

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения

 

Контрольная работа 2

Выполните задания:

1. О какой психологической школе, внесшей вклад в развитие социальной психологии, идет речь: человек – биологический организм, реагирующий рефлекторно на внешние раздражители. Обладает способностью к научению, адаптируется к окружающей среде по закону эффекта: «удовольствие впечатывает, боль стирает». Может имитировать других людей, ассимилируя тем самым их опыт…. Пластичен, формируется обществом, которое создает внешние стимульные условия, действующие как сигналы и подкрепление поведения. Может вступать во взаимодействие с другими людьми (организмами). Его поведение при этом представляет «функцию от вознаграждения, тип и объем человеческого поведения зависят от типа и объема вознаграждения и наказания, которое оно доставляет».

2. Из предложенных понятий выстройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

· сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение

· самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание

3. Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет? Если да, то какое?

Решите тест:

1. Процессы, обуславливающие превращение человека в жертву обстоятельств или насилия

других людей называется….

а) идентификацией

б) имитацией

в) виктимизацией

г) манипуляцией

2. Идея о том, что главная сила истории народ или «дух целого» дана в ……

а) теории рекапитуляции

б) психологии масс

в) теории инстинктов социального поведения

г) психологии народов

3. В структуре аттитюда не выделяют … компонент:

а) мотивационный

б) когнитивный

в) поведенческий (конативный)

г) афферентный

4. Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется:

а) неформальной

б) антиреферентной

в) референтной

г) статической

5. Направление в социальной психологии, соединившее теорию психоанализа с социологическими теориями, называется …

а) когнитивной психологией

б) необихевиоризмом

в) гуманистической психологией

г) неофрейдизмом

6. К признакам малой группы не относятся …

а) наличие двух и более людей

б) осуществление непрерывных контактов

в) восприятие и понимание людьми друг друга

г) наличие общей цели

7. Психологические особенности трудовой деятельности и профессиональных возможностей человека изучает …

а) юридическая психология

б) социальная психология

в) психология труда

г) медицинская психология

8. Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, называется …

а) аттракцией

б) рефлексией

в) каузальной атрибуцией

г) эмпатией

9. В.М. Бехтерев предложил назвать отрасль психологии, изучающую социально- психологические проблемы….

а) марксисткой психологией

б) коллективной рефлексологией

в) психосоциологией

г) реактологической психологией

10. К функциям общения НЕ относится…

а) объединения

б) формирования и развития

в) дихотомическая

г) прагматическая.

11. Тип общения, связанный со скрытым воздействием на партнёра по общению, называют:

а) коммуникативное;

б) императивное;

в) диалогическое;

г) манипулятивное.

12. Социометрическая процедура впервые предложена:

а) Коломенским Я.Л.;

б) Парыгиным Б.Д.;

в) Морено Дж;

г) Олпортом Г..

13. Реальная социальная общность, в которой отсутствует сплочённость и ценностно-ориентационное единство, называется:

а) корпорация;

б) неформальная группа;

в) диффузная группа;

г) толпа.

14. Основными социально – психологическими характеристиками группы, её параметрами, являются:

а) референтность;

б) тип группы;

в) композиция;

г) членство.

15. Динамический аспект статуса, выражение своих прав и обязанностей в соответствии с социальными ожиданиями.

а) роль;

б) позиция;

в) престиж;

г) вознаграждение;

16. Коммуникативный аспект общения связан с …

а) межличностным взаимодействием

б) эмоциональным взаимодействием

в) манипуляцией

г) передачей и приёмом информации

17. Структура социально-психологической теории не включает в себя

а) закономерности и механизмы

б) фасилитацию

в) феноменологию

г) методологию

18. Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен…

а) конформизма

б) конфликтности

в) уступчивости

г) одобрения

19. К механизмам социальной перцепции относятся:

а) десакрализация;

б) аттракция;

в) идентификация;

г) сублимация.

20. Характерными чертами семьи как малой социальной группы, являются:

а) референтность;

б) открытость;

в) жёсткое распределение ролей;

г) разновозрастность.

3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.

Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:

сотрудничество – оптимально почти всегда;

компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;

избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;

приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;

соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

 

1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов

№ п/п Стили поведения Номера утверждений
  Соперничество 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
  Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
  Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
  Избегание 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б
  Приспособление 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а

Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: