Первым по времени художником, с творчеством которого голландская школа вступила в период полного расцвета, был Франс Халс (1581/85— 1666). Его деятельность почти целиком прошла в Харлеме. Здесь уже около 1616 года он выдвинулся как крупнейший портретист и сохранил свою роль в этой области до конца жизни. Его искусству присущи особый демократизм и человечность. С появлением Халса строго правдивый и остроиндивидуальный голландский портрет достигает зрелости. Групповые портреты офицеров, борцов за незасисимость.
Работы: «Человек, раскач. На стуле»(портрет + жанр. Сценка), «Портрет мальчишки»(в круге,неряшл. Мазки), «Малле Баббе»(харлемская ведьма), «Цыганка».
Ян Вермеер Дельфтский (1632 – 1675) – Сведений о художнике почти не сохранилось. Родился в Дельфте. С 1654 он создавал картины, которые объединяла «поэзия обыденности».
Жанровые композиции Вермера обычно изображают одну или две фигуры (преимущественно женские) в интерьере голландского дома. В его персонажах почти нивелировано все индивидуальное - это вариации обобщенного, своего рода имперсонального образа-типа, призванного концентрировать в себе смысл, дух произведения. В произведениях Вермера благодаря строгой и безупречно выверенной композиции, подчеркнутой почти полным отсутствием действия, а также характеру типажа изображенный мотив воспринимается не как отдельное явление будничной действительности, а как некое вечное состояние, в котором уловлена и воплощена сама суть взаимоотношений человека и мира. Для более поздних работ характерны сплавленное гладкое письмо, нежные сочетания голубого, синего и желтого цветов, объединенных жемчужно-серым тоном. В персонажах Вермера и в эмоциональном строе его произведений появляется особая сдержанность, утонченность, изящество — таковы «Женщина с письмом» или «Головка девушки». Работы: «Кавалер»(цветонасыщенность), «Астроном» (тонко и точно ковер), Женщина, мримеряющая бусы», «Женщ.,читающая письмо», «у сводни», «Женщина,наливающая молоко», «Девушка с жемчужной сережкой», «Улочка в Дельфте»(впервые пленер).
Мастерство в воспроизведении дневного света и цвета в свете! Писал с натуры.
Поколением позже, чем Халс, на фоне утверждающегося голландского реализма вырастает гигантская фигура Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669). Он умел придать обыденным явлениям обобщающий смысл, выразить сложнейшие религиозно-философские идеи, проблемы морали и нравственности в простых и ясных образах. Искусство Рембрандта демократично, проникнуто сочувствием к простому человеку. Он раскрывал самые сокровенные глубины человеческой души, умел выразить сложнейшие чувства, мысли и переживания.
Тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.
Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический живописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.
Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.
В барочный период написано «Снятие с креста» (1634).Изображено глубокое страдание, использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света, интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены.
35г – «Жертвоприношение Авраама» (Эрмик). Динамика барокко, но тонкая душевная характеристика Авраама.
25-32гг. – Лейденский период. С 42г – умерла жена Саския, новый период. «Ночной дозор»— большой групповой портрет амстердамских стрелков. Картина не понравилась, лица плохо просматриваются!
«Даная» - 36г писал с Саскии, но в конце 40х он ее переделал по подобию новой жены-служанки, смелыми мазками.
Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Большие размеры, спокойные позы. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:
«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».
К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия творчества.
Писал мн-во автопортретов, везде разный. Много офортов, 1,5 тыс. рисунков.