Социализация индивида
Личность — это совокупность социальных и духовных свойств человека, зависящих от его включения в общественную жизнь и культуру посредством его деятельности и общения.
Личность формируется на биологической основе благодаря освоению человеком социального и культурного опыта. Но биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются биологическим (генетическим) путем. Поэтому для превращения человека как биологического существа в социального индивида и личность необходим процесс, который обозначается понятиями «социализация» и «социальная адаптация».
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом. Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.
Основные этапы и сферы социализации
Начальный этап: социализация ребёнка, ключевая роль семьи.
Средний этап: социализация в процессе обучения (школа, колледж).
Завершающий этап: социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные роли.
Ребёнок вступает в мир сначала как биологическое существо. Первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве основные образцы поведения.
|
Важность социализации ребёнка в семье состоит в том, что:
- во-первых, в детстве примерно на 70% формируется человеческая личность. Если социализация в семье происходит плохо, человек может так и не стать полноценной личностью;
- во-вторых, ранняя детская социализация не похожа на обучение в школе или институте. Обучение знаниям или профессии и обучение жизни — вещи разные. Школа не может научить девочку или мальчика быть хорошей домохозяйкой или заботливым отцом, тактичным или весёлым человеком. В семье и малых группах обучаются не только знанию и правилам поведения, но формируется эмоциональный мир ребенка, закладываются его основные ценности. Вот почему о социализации нужно говорить скорее как об «освоении», а не просто «обучении». Социализация включает в себя обучение как одну из частей. Главным способом семейной социализации является восприятие и копирование детьми ролей и моделей поведения взрослых членов семьи.
Наряду с семьёй для социализации существенную роль играет формирование личности в других первичных (связанных непосредственными, личными отношениями, например, друзья по двору, школьный класс) и вторичных (администрация школы, институт, средства массовой информации, церковь и т. п.) социальных группах и сферах социализации.
Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование Я человека.
|
Как это происходит? Психологи и социологи установили, что каждый человек формирует свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Без общения с другими людьми невозможно по настоящему осознать свое Я. Ребёнок смотрит как в зеркало на реакции других и через это формирует свое Я. (Это теория «зеркального Я» американского социолога Чарльза Кули.)
В связи с этим можно сказать и про концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это такая личность, одобрения которой человек, например ребёнок, добивается и чьи оценки он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на формирование собственного Я при социализации. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, более взрослые участники игр ребёнка. Он стремится перенять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».
Социализация и социальная адаптация
В результате социализации человек приспосабливается к окружающей его социальной среде, осваивает принятые в обществе правила и нормы поведения. Это приспособление называется социальной адаптацией. Выделяют активный и пассивный типы социальной адаптации. Активный характеризуется воздействием человека на социальную среду, пассивный — принятием существующих ценностей окружения без существенных изменений. Социальная адаптация особенно важна в детском и юношеском возрасте — на этапах первоначальной социализации.
Процесс социализации не заканчивается в юности. Он проходит стадии, которые охватывают все основные жизненные этапы. Это детство, юность, зрелость и старость. Поэтому помимо первоначальной социализации и социальной адаптации выделяют также зрелую социализацию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА