Социализация и социальная адаптация




Социализация индивида

Личность — это совокупность социальных и духовных свойств человека, зависящих от его включения в общественную жизнь и культуру посредством его деятельности и общения.

Личность формируется на биологической основе благодаря освоению человеком социального и куль­турного опыта. Но биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как ни культура, ни социаль­ный опыт не передаются биологическим (генетическим) путем. Поэтому для превращения человека как биологического существа в социального индивида и личность необходим процесс, который обозначается понятиями «социализация» и «социальная адаптация».

Социализация это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом. Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.

Основные этапы и сферы социализации

Начальный этап: социализация ребёнка, ключевая роль семьи.

Средний этап: социализация в процессе обучения (школа, колледж).

Завершающий этап: социализация взрослого человека, осваивающего новые социальные роли.

 

Ребёнок вступает в мир сначала как биоло­гическое существо. Первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в дет­стве основные образцы поведения.

Важность социализации ребёнка в семье состоит в том, что:

  • во-первых, в детстве примерно на 70% формируется человеческая личность. Если социализация в семье происходит плохо, человек может так и не стать полноценной личностью;
  • во-вторых, ранняя детская социализация не похожа на обучение в школе или институте. Обучение знаниям или профессии и обучение жизни — вещи разные. Школа не может научить девочку или мальчика быть хорошей домохозяйкой или заботливым отцом, тактичным или весёлым человеком. В семье и малых группах обучаются не только знанию и правилам поведения, но формируется эмоциональный мир ребенка, закладываются его основные ценности. Вот почему о социализации нужно говорить скорее как об «освоении», а не просто «обучении». Социализация включает в себя обучение как одну из частей. Главным способом семейной социализации является восприятие и копирование детьми ролей и моделей поведения взрослых членов семьи.

Наряду с семьёй для социализации существенную роль играет формирование личности в других первичных (связанных непосредственными, личными отношениями, например, друзья по двору, школьный класс) и вторичных (администрация школы, институт, средства массовой информации, церковь и т. п.) социальных группах и сферах социализации.

Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование Я человека.

Как это происходит? Психологи и социологи установили, что каждый человек формирует свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Без общения с другими людьми невозможно по настоящему осознать свое Я. Ребёнок смотрит как в зеркало на реакции других и через это формирует свое Я. (Это теория «зеркального Я» американского социолога Чарльза Кули.)

В связи с этим можно сказать и про концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это такая личность, одобрения которой человек, например ребёнок, добивается и чьи оценки он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на формирование собственного Я при социализации. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, более взрослые участники игр ребёнка. Он стремится перенять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Социализация и социальная адаптация

В результате социализации человек приспосабливается к окружающей его социальной среде, осваивает принятые в обществе правила и нормы поведения. Это приспособление называется социальной адаптацией. Выделяют активный и пассивный типы социальной адаптации. Активный характеризуется воздействием человека на социальную среду, пассивный — принятием существующих ценностей окружения без существенных изменений. Социальная адаптация особенно важна в детском и юношеском возрасте — на этапах первоначальной социализации.

Процесс социализации не заканчивается в юности. Он проходит стадии, которые охватывают все основные жизненные этапы. Это детство, юность, зрелость и старость. Поэтому помимо первоначальной социализации и социальной адаптации выделяют также зрелую социализацию.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: