ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Памятка для студента 4 курса медико-профилактического факультета
Вид практики: Помощник врача стационара - хирурга
Продолжительность практики: 2 недели.
Базы практики: отделения хирургического профиля МУЗ ГКБ №11 г.Рязань, хирургические отделения в ЛПУ по месту жительства.
Цель практики:
Главной целью практики является
1.Изучение работы врача хирурга - стационара.
2.Получить умения:
- по оказанию необходимой помощи пациентам в условиях специализированного отделения хирургического профиля,
- по формированию клинического мышления диагностики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний с учетом особенностей их течения, дифференциальной диагностики, консервативного и оперативного лечения.
- В период практики студент работает в палатах, перевязочных, операционной в качестве помощника врачей под непосредственным руководством врача отделения и общим руководством заведующего отделением. Рабочий день студента соответствует распорядку работы врача отделения, помощником которого он является. В каждом из отделений студент работает в течение 12 рабочих дней и выполняет по 2 суточных дежурства. Помимо лечебной работы студент принимает участие в клинических и клинико-анатомических конференциях, производственных совещаниях.
ПЕРЕЧЕНЬ
Навыков, осваиваемых студентами 4 курса мед.проф. факультета во время
практики «ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА - ХИРУРГА»
№№ | Наименование работы | Обязательный объём | Выполнено |
Ведение больных в стационаре | 8-10 | ||
Заполнение историй болезни | 3-5 | ||
Дежурства в отделении | |||
Доклады на утренних врачебных конференциях о дежурствах | |||
Осмотр больных в поликлинике | 2-5 | ||
Наложение гипсовых повязок | 0-1 | ||
Наложение транспортных шин | 0-1 | ||
Первичная хирургическая обработка ран | 2-4 | ||
Определение групп крови, резус-фактора | 1-2 | ||
Внутривенные инъекции | 4-10 | ||
Подкожные инъекции | 2-5 | ||
Внутримышечные инъекции | 4-10 | ||
Капельное введение жидкостей в/в | 3-5 | ||
Промывание желудка зондом | 1-3 | ||
Постановка сифонной клизмы | |||
Катетеризация мочевого пузыря | 1-2 | ||
Пальцевое исследование прямой кишки | 1-3 | ||
Ассистенция на операциях | 1-10 | ||
Участие в эндоскопических исследованиях | 1-2 | ||
Участие во вскрытии | |||
Снятие швов | 3-7 | ||
Обследование больных в рентгеновском кабинете (совместно с рентгенологом) | 1-5 | ||
Вскрытие гнойников (фурункул, панариций и т.д.) | 0-1 | ||
Паравертебральная новокаиновая блокада | 0-2 | ||
Блокада круглой связки печени | 0-1 | ||
Проведение плевральной пункции | 0-1 | ||
Проведение ректороманоскопии | 0-1 | ||
Осмотр прямой кишки с помощью зеркал | 0-1 | ||
Проведение местной анестезии | 3-7 | ||
Участие в переливании компонентов крови | 1-2 | ||
Работа в эндоскопическом кабинете | 0-1 | ||
Работа в прозекторской | 0-1 |
Количественным минимумом следует считать освоение следующих навыков в хирургическом стационаре и поликлинике:
Þ наложение гипсовой повязки,
Þ вскрытие гнойника;
Þ снятие швов;
Þ первичная обработка раны;
Þ перевязки;
Приведенное перечисление касается лишь того необходимого минимума практических навыков, без освоения которых студент не может получить зачета по производственной практике. Студент должен участвовать во всех диагностических и лечебных манипуляциях у больных, которые находятся в стационаре в период его практики.
Оформление дневника:
- Данные знакомства с базой: количество подразделений, количество коек в больнице, перечислить подразделения, оснащенность больницы (паспорт учреждения), контингент больных;
- затем характеристика отделения, в котором работает студент: количество палат, число коек в отделении и непосредственно в палате (палатах), которую курирует студент, контингент больных, организация работы подразделения, оснащенность отделения, дополнительные кабинеты и т.д.
- Листок проведения вводного инструктажа по технике безопасности – подпись студента и должностного лица, ведущего инструктаж.
ЛИСТОК учета вводного инструктажа
Дата инст-руктажа | Наименование подразделения, в которое направляется инструктируемый | Фамилия И. 0. и должность инструктирующего | Подпись |
Инструктирующего | Инструктируемого | ||
- Каждый день работы должен подписываться врачом, заверенной личной печатью врача;
- Студент в качестве палатного врача, ведёт 5-8 больных, делает ежедневно обход своих больных, с разрешения ассистирует палатному врачу или зав. отделением;
- обязательно присутствует и по возможности участвует во всех операциях отделения;
- оказывает первую помощь при несчастных случаях, в частности, при бытовой и производственной травме – раны, переломы, вывихи;
- участвует в неотложных операциях.
- в перевязочной студент под руководством врача делает перевязки, снимает швы, дренирует раны, накладывает гипсовые повязки, шины, производит вытяжение при переломах, анестезию, знакомится с подготовкой перевязочного стола, заготовкой материала со стерилизацией материала и инструментов; лично производит перевязки своим больным, делает внутривенные вливания лекарственных веществ, накладывает гипсовые повязки, производит плевральные пункции и т.д.
- в операционной студент ассистирует при операциях, изучает методику местной анестезии, наркоза, делает под руководством врача операции, преимущественно по малой хирургии; практически знакомится с процессом подготовки операционного и перевязочного стола, заготовки материала со стерилизацией материала и инструментов.
- Записи в дневнике: Описывается состав и ведение курируемых больных с указанием особенностей течения болезни у этих больных, обходы в палатах со старшими товарищами и их разборы; прием вновь поступивших с краткими данными обследования и указанием диагностических критериев, формулировкой полного диагноза и планом дальнейшего обследования и лечения. Указываются выполненные самостоятельно или при участии студента различные манипуляции.
- ежедневно:
1. Краткий цифровой отчёт, сколько осмотрено больных студентом (Ф.И.О., возраст, диагноз), перечислить всех больных,
Ø какие документы оформлял - количество, с оформлением каких документов познакомился – количество,
Ø какие данные лабораторных и инструментальных исследований – лабораторных, рентгенограммы и др.,- оценивал
Ø в каких диагностических и лечебных мероприятиях курируемых больных принимал участие (присутствие при рентгенологических исследованиях, эндоскопии, ассистенции на операциях, перечислить каких, количество. Выполненные самостоятельно манипуляции: перевязки, вскрытие гнойников и т.д.)
2. Описать 2-3 больных осмотренных в отделении (жалобы, краткий анамнез, объективный статус, диагноз согласно классификации по основному и сопутствующему заболеваниям, обоснование диагноза, показания или противопоказания к операции, лечебные мероприятия). На 3-х больных дать подробные истории болезни (аппендицит, грыжа, язвенная болезнь) с подробным описанием операции. При ассистенции студента на операции последняя должна быть подробно описана, т.е. указано название операции, описан ход операции и её особенности.
При курировании больных должно быть обращено внимание на предоперационную подготовку, на послеоперационный уход, лечебное питание и лекарственные назначения. При курировании травматологических больных должно быть обращено внимание на методы восстановления функции поврежденного органа, что и должно быть отражено в дневнике. Кроме курируемых больных в дневнике должны быть описаны случаи редких заболеваний, травм,
3. Отметить количество бесед на медицинские темы, указать темы. Указать лекцию для населе-
ния (приложить текст). Тему санитарного бюллетеня. Участие во врачебных конференциях.
4. Учебно-исследовательская работа подразумевает следующее: Реферативные сообщения по актуальной и интересной проблеме, описание клинических случаев с краткой историей болезни наблюдаемого больного или больных,
Темы работ УИР:
· Анализ основных показателей деятельности хирургического отделения
· Особенности дифференциальной диагностики по данным стационара при различных хирургических заболеваниях.
· Особенности лечения по данным стационара больных с желчнокаменной болезнью, грыжами, панкреатитом, заболеваниями щитовидной железы, урологической патологией и т.д.
· Анализ лечения больных антибиотиками и др. средствами по данным отделения
· Анализ оказания специализированной помощи при желчнокаменной болезни, грыжах, заболеваниях щитовидной железы, урологической патологии и др.
· Описание больных с редкой или сложной патологией
· Деонтологические проблемы, связанные с работой врачей хирургов – стационара.
Учебно-исследовательская работа.
Наименование работы (темы) -----------------------------
Содержание: цель, задачи ----------------------------------
Характер работы (реферат, клиническое наблюдение и пр.)-------
Сообщение на конференции (дата, назначение)----------------------
Руководитель практики
от лечебного учреждения -------------------------- (ФИО)_______________________
Дата ----------- подпись
Отчетные документы о прохождении практики:
1. Дневник практики
2. Сводный отчет о выполненной работе(в виде таблицы) подписывается курирующим врачом или зав. отделением.
3. Характеристика(на отдельном листе), заверенная зав. отделением и печатью учреждения: по ликлиники, станции скорой помощи, той базы, в приемном покое которого проходил практику студент.
4. УИР, проведенная во время практики.
Вопросы к зачёту
Структура стационарной хирургической помощи населению. Характеристика отделения хирургического профиля, на базе которой проходила практика. Диспансеризация: количество больных, взятых на учёт, качественные показатели работы.
1. Оценить данные лабораторных и инструментальных исследований – лабораторных, рентгенограмм, скорригировать диагноз, сформулировать план лечения, обосновать оперативное вмешательство.
2. Выполнение или участие в диагностических и лечебных манипуляциях курируемых больных (присутствие при рентгенологических и ультразвуковых исследованиях, эндоскопии, консультациях специалистов другого профиля, ассистенции при проведении оперативных вмешательств, самостоятельные манипуляции и операции).
3. Ведение медицинской документации стационарных больных.
4. Уметь собрать набор инструментов для снятия швов; набор инструментов для трахеостомии; для аппендэктомии; провести наружный осмотр области анального канала; провести пальцевое исследование прямой кишки; собрать и подготовить к работе ректороманоскоп; собрать набор для плевральной пункции, для дренирования плевральной полости; собрать систему банок Боброва для аспирации из плевральной полости; определить размеры грыжевых ворот; провести исследование наружнего отверстия пахового канала;
5. Определить клинические симптомы острого аппендицита, панкреатита, перитонита, острого холецистита и т.д.