Тема 43 Правовое государство.




Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строятся на основе норм права.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для самого государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая строится на принципе «дозволено все, что не запрещено законом».

Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. По мнению Д ж. Л о к к а, в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные нрава человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Ж. Ж. Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результатом общественного договора. Государственная власть, таким образом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на естественном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественнего договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г.Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера, X. Ф. фон Аретина, Р. фон Моля (первая половина XIX в.). С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основан пая на законах, и приводил в пример Великобританию, где существует реальное уважение к праву и суду.

В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А. Н. Радищева, П. И. Пестеля, А. И. Герцена, Н. Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX —XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В основном это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственно пи во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все но доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования. Экономитской основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей.

Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности.

Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет на рода и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства.

Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками.

1. Конституция обладают высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона означает также, что он обязателен для исполнения не только гражданами и их объединениями, но и

государством, его органами и должностными лицами. При этом действует принцип «все, что не дозволено власти, ей запрещено».

2. В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственности перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.

3. Реальные гарантии прав и свобод граждан. В правовом государстве права граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и защиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь в Конституции, так и созданием механизма всесторонней защиты прав и свобод и установлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой свободы человека по принципу «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено».

4. Разделение властеи. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную пред отвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их независимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый при знак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации.

5. Идеологический и политический плюрализм'. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, к какой партии принадлежать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: