Выигрыш потребителя и производителя




Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для какого производить, т.е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Все общество как бы участвует в игре со строго определенными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж. При єтом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает «homo economicus» – разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт («человек – компьютер»). Каждый хозяйствующий субъект стремится к максимализации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, профсоюз – доходов его членов, государство – уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного выбора, престижа политиков.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными издержками, издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объема спроса и объема предложения.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и предложения. Ц ена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил – равновесная цена Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. В результате установления равновесия выигрывают и потребитель и производитель, поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителям цены. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен QЕ (график 1). Разница между общей выручкой РЕ х QE (площадью прямоугольника 0РЕЕQE) и совокупными издержками (площадь 0РminEQE) и составляет выигрыш (излишек) производителя (площадь РЕЕРmin)

В условиях ограниченности, ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по разному. В традиционном обществе выбор зависит от традиций и обычаев, в командной экономике – от воли правящей элиты, в рыночном хозяйстве – от рыночной конъюнктуры.

 

 

Гр.1. Выигрыш потребителя, издержки и выигрыш производителя

 

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского обмена на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Теория предельной полезности утверждает, что при покуп­ке известного количества единиц товара далеко не всегда про­исходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется «потребительской рентой», или «излиш­ком потребителя». Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком ко­личестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей еди­ницы, как мы уже знаем, больше, чем последующей. Получа­ется, что полезность каждой единицы покупки (за исключени­ем последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывает­ся в выигрыше.

Поясним сказанное: предположим, что при цене бутербро­да более 40 центов потребитель вовсе откажется от покупки, а при равной 40 центам купит один бутерброд. Значит, мы мо­жем считать, что 40 центов есть денежное выражение полез­ности первого бутерброда для нашего потребителя. Следую­щий бутерброд получит меньшую денежную оценку своей по­лезности, скажем, 30 центов, третий — 25 центов, четвертый — 15 центов, пятый — 8 центов, шестой — 3 цента. Сведем дан­ные в таблицу.

Бутерброд Предельная полезность в центах / шт.
1-й  
2-й  
3-й  
4-й  
5-й  
6-й  

Теперь предположим, что реальная цена бутерброда на рынке равна 10 центам. При такой цене наш потребитель купит 4 бутерброда, а от пятого откажется, т. к. его предельная по­лезность (8 центов) уже меньше цены (10 центов). Отдав за каждый из купленных 4 бутербродов по 10 центов, потреби­тель получает выигрыш в размере (30 -L 20 + 15 + 5) == 70 центов. Это и есть «излишек потребителя». Он соответствует разнице между самой высокой ценой, которую согласил­ся бы уплатить потребитель, и ценой, реально установив­шейся на рынке данного товара. Или, говоря иначе, изли­шек потребителя есть разность между «ценой спроса» отдельного покупателя и «рыночной ценой».

Рассмотренный выше пример можно проиллюстрировать графически. В этом случае кривая спроса будет иметь не плав­ный, а ступенчатый характер, так как потребление нашего то­вара (бутербродов) дискретно (см. график 2).

О 1 2 3 4 5 6

График 2. Излишек потребителя

Излишек потребителя на этом графике — это площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и линией постоянной цены (в нашем примере — 10 центов за бутерброд).

Равновесие потребителя достигается при равенстве взвешенных ресурсов предельных полезностей или при равенстве предельной нормы замещения благ и соотношении цен на эти блага. Равновесие потребителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства, точно так же, как и потребитель оказывается в положении равновесия, когда максимализирует свое благосостояние (удовольствие от потребляемых благ).

Предположим, что цены ресурсов, готовой и продукции и количество денег, которым располагает производитель для организации производства, являются фиксированными и что производитель использует два фактора производства F1 и F2..

 
 

Допустим, что их предельная производительность составляет соответственно MRP1 = 40 и МRР2 = 50, а цены – Р1 = 5 грн. и Р2 – 10 грн. Взвешенные предельные производительности равны MRP1/ P1 = 9, MRP2/ P2 = 5. Очевидно, что использование первого ресурса более эффективно, чем второго, поэтому целесообразно отказаться от одной единицы фактора F2 (что сэкономит нам 10 грн. и купить соответственно две единицы фактора F1, что повысит нашу прибыль. При этом мы потеряли 50 единиц продукции, так как
МRР2 = 50, но приобрели при этом 80 (40 х 2). Чистый выигрыш составил 30 единиц. Так мы будем перераспределять ресурсы до тех пор, пока взвешенные предельные производительности не будут равны друг другу. Это правило применимо для любого количества факторов производства (ресурсов):

Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последняя денежная единица (гривня, доллар, марка, и так далее), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу – одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя.

Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, так как уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими. Производитель находится в положении равновесия. В этом положении достигается оптимальная комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию выпуска. Правило наименьших издержек касается не только набора всех ресурсов, но и использования одного и того же ресурса в разных производственных процессах.

Правило наименьших издержек аналогично правилу максимизации полезности для потребителя. Оно имеет важное значение для рационального ведения хозяйства, обеспечивающего максимизацию выпуска при имеющихся ресурсах.

Предельная производительность ресурса является мерой его вклада в производство благ. Этот вклад зависит не только от его свойств, но и тех пропорций, которые существуют между ним и другими ресурсами.

В какой степени нужен тот или иной ресурс в производстве? Чем определяется степень его использования? Прежде всего разницей между доходом (выручкой), которую он приносит, и издержками, связанными с его использованием. Рациональный производитель стремится максимизировать эту разность.

При совершенной конкуренции цены благ и цены ресурсов являются заданными, независимыми от данного производителя величинами. Отсюда можно сделать вывод, что предельная производительность какого-либо ресурса в денежном выражении будет иметь ту же динамику изменения, что и предельная производительность в натуральном («физическом») выражении, поскольку, чтобы получить первую, достаточно вторую умножить на постоянную цену. Ресурс поэтому будет на­ходить применение в производстве до тех пор, пока его предельная произ­водительность в денежном выраже­нии будет не ниже его цены MRP1 ≥ Р1 (гр. 3). Это означает, что цена ресурсов измеряет предель-ную производительность этих факторов. Если цена ресурсов равна Р, а кривая ВС является

ГГрафик 3. Предельная производительность,

цена и степень использования ресурса в производстве

стоимостным выражением предельной производительности MRP, то производство будет продолжаться до тех пор, пока MRP не будет равно Р (см. гр. 3). В этом случае производитель будет максимизировать свой доход.

 
 

Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Если правило минимизации издержек отражало, что

 
 

то правило максимизации прибыли утверждает, что это соотношение равно единице для всех i = 1, 2,..., n

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Поэтому, согласно теории предельной производительности, каждому фактору производства полагается тот доход, который он создает.

Распределение всех доходов можно было бы назвать в известном смысле справедливым, если бы первоначальное распределение факторов производства характеризовалось равенством, одинаковой оплатой каждого фактора и господством совершенной конкуренции. Однако в условиях современной рыночной экономики нет ни того, ни другого, ни третьего. Распределение ресурсов характеризуется значительным неравенством; каждый фактор оплачивается по-разному (труд – заработной платой, земля – рентой, капитал – процентом, предпринимательская способность – прибылью) и подчиняется разным законам распределения. Рынки факторов производства весьма далеки от условий совершенной конкуренции.

Тест.

 

Если цена товара возросла с 1,5 грн. до 2 грн. и объем спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00;

б) 2,71;

в) 0,37;

г) 0,33;

д) 1,5.

 

Ответ: Правильным ответом является вариант в) – 0,37.

Найдем коэффициент по формуле дуговой эластичности:

 

где Qd - покупаемое количество блага;

Р – цена этого блага.

Значит:

Задача

 

Рассчитать средний и предельный продукты труда для зависимости объема выпуска от используемого количества труда, представленного в таблице:

 

Фактор производства, L (чел.)                
Объем выпуска, Q (шт.)                

 

Изобразить графически зависимости общего, среднего и предельного продукта.

 

Решение.

Средний продукт (АР) – объем выпускаемого товара, приходящийся на единицу используемого фактора.

Предельный продукт (МР) – фактор производства – дополнительный выпуск товара, связанный с увеличением фактора производства при неизменности объема прочих используемых факторов производства. Предельный продукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на единицу прироста данного фактора.

 

Если фактор производства – это затраты труда L, а объем выпуска (совокупный продукт) – ТР, то

 

Фактор производства, L (чел.)                
Объем выпуска, Q (шт.)                
Средний продукт, АР     9,5   17,25 20,8   25,6
Предельный продукт, МР                

 

По полученным расчетам строим график.

 

Из графика видно, величина среднего продукта пропорциональна функции роста фактора производства и объема выпуска. Величина предельного продукта начинает снижаться после того, как число работников превышает 6 чел. Значит, оптимальным фактором производства L, по данной задаче, является 6.

 

Список использованной литературы

 

1. Нуреев В.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 572 с.

2. Курс экономической теории./Учебное пособие под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Кировск.: АСА, 1995 – 624 с.

3. Гребенников П.И., Леусский А.Н., Тарасевич Л.С. Микроэкономика6 Учебник /Обшая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПБ.: Издательство СПБ УЭФ, 1981. – 447 с.

4. Петюх В.Н. Рыночная экономика. – Киев: Урожай, 1995. – 306 с.

5. В.И. Богачев. Микроэкономика. – Луганск: Книжковий світ, 1998. – 148 с.

6. Осика О.П., Клеутіна Т.П. Мікроекономіка. Учбовий посібник. – Луганськ, 1998. – 184 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: