Предпосылки сирийского конфликта




События в Сирии.

Гражданские протесты в Сирии (январь — июль 2011 года) — начальная фаза острого общественно-политического конфликта в Сирийской Арабской Республике, постепенно переросшего в гражданскую войну.

Мирные протесты в Сирии, начавшиеся в январе — феврале 2011 года, первоначально выглядели лишь как часть более широкого регионального движения — так называемой «арабской весны». Похожие выступления к тому времени уже проходили в Бахрейне, Египте, Йемене, Ливии и Тунисе. Сирийские протестующие требовали прекращения чрезвычайного положения, действовавшего с 1963 года, и восстановления личных, политических и экономических свобод, ликвидации коррупции.

Несмотря на попытки властей подавить демонстрации используя полицию и службы безопасности, вскоре стало ясно, что ситуация выходит из-под контроля, и против протестующих стали применяться регулярные войска. Участники протестов и СМИ также обвиняли правительство в использовании наёмников, которые избивали и расстреливали участников акций протеста, — лояльных правительству, но слабо контролируемых отрядов ополчения, известных под собирательным наименованием «Шабиха».

Насилие и жестокость в отношении протестующих привели к массовому дезертирству из армии (в первую очередь, военнослужащих-суннитов) и возникновению вооружённых отрядов оппозиции, получивших поддержку ряда региональных держав. 29 июля 2011 года была образована оппозиционная Свободная сирийская армия, что свидетельствовало о переходе конфликта в фазу гражданской войны.

Предпосылки сирийского конфликта

В 2006/2007 году сельское хозяйство Сирии подверглось небывалой засухе, сохранявшейся на протяжении последующих трёх лет, воздействие которой усугубила многолетняя политика сирийских властей по стимулированию роста сельскохозяйственного производства, что привело к истощению водных ресурсов и опустыниванию земель. Уже в первый год засухи сельскохозяйственные предприятия в северо-восточных регионах, снабжавших зерном всю страну и обеспечивавших две трети сельскохозяйственного производства Сирии, потерпели крах. Доля сельского хозяйства в ВВП Сирии упала с 25 % (2003) до 17 % (2008). В 2008 году впервые с середины 1990-х годов правительству пришлось произвести крупные закупки пшеницы за рубежом. За один год цены на пшеницу, рис и корма увеличились более чем в два раза. Объёмы производства у мелких и средних земледельцев и скотоводов упали до нуля. К февралю 2010 года в связи с засухой и продолжающимся ростом цен на корма было уничтожено практически всё поголовье скота.

Башар Асад, сменивший своего отца на президентском посту в 2000 году, в числе других мер по ослаблению государственного регулирования и либерализации экономики сократил субсидии сельхозпроизводителям на закупки горючего и продовольствия. Несмотря на наступление засухи, это решение не было отменено, что ещё более усугубило ситуацию в сельском хозяйстве.

Уже в 2009 году ООН и Красный Крест сообщали, что в результате засухи в Сирии потеряли средства к существованию около 800 тысяч человек, а в 2010 году, по оценке ООН, на грани голода оказалось до миллиона жителей страны.

Население сельских районов, неспособное противостоять затянувшейся жестокой засухе, в массовом порядке потянулось в города — Дамаск, Алеппо, Дейр-эз-Зор и др.

Число сирийцев, которые оказались вынуждены покинуть свои места проживания из-за засухи, оценивается в 1,5 млн. Большинство переселилось на окраины городов, и без того испытывавших напряжение в связи с чрезмерным демографическим ростом (∼2,5 % в год) и наплывом иракских беженцев (1,2-1,5 млн за период с 2003 по 2007 годы). К 2010 году внутренне перемещённые лица и иракские беженцы составили около 20 % городского населения Сирии. Если в 2002 году городское население Сирии насчитывало 8,9 млн, то к концу 2010 года оно выросло до 13,8 млн, то есть более чем в полтора раза. Некоторые источники считают, что чрезмерный рост численности городского населения в немалой степени способствовал возникновению внутрисирийского конфликта.

В ряде источников указывается, что «арабская весна» (падение правящих режимов в Египте и Тунисе) своим революционизирующим воздействием лишь инициировала гражданские протесты, глубинные причины которых коренились в таких хронических проблемах Сирии, как недовольство населения социально-политической системой и авторитарным правлением Асада в частности и доминированием представителей алавитского конфессионального меньшинства (ок. 12 % населения) во властных и военных структурах в целом, режим чрезвычайного положения, сохранявшийся с 1963 года, репрессии и всесилие спецслужб, отсутствие свободы слова и других личных свобод, сосредоточение всей полноты власти в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (БААС) при запрете независимых политических партий, экономическая и политическая коррупция, религиозные противоречия, курдская проблема и другие.

Гражданская война в Сирии — конфликт, начавшийся весной 2011 года как локальное гражданское противостояние и переросший в восстание против режима Башара Асада, в которое с течением времени оказались вовлечены не только основные государства региона, но и международные организации, военно-политические группировки и мировые державы.

Основными участниками конфликта являются регулярные вооружённые и военизированные формирования, выступающие на стороне президента Башара Асада (Сирийская арабская армия, Национальные силы обороны и др.), формирования «умеренной» сирийской оппозиции (Свободная сирийская армия, арабские суннитские племенные формирования), курдские регионалисты (Отряды народной самообороны, Сирийские демократические силы), а также различного рода исламистские и джихадистские террористические группировки (ИГ, Фронт ан-Нусра (в настоящее время «Хайят Тахрир аш-Шам») и т. д.). Стороны конфликта получают военную помощь от других стран: поддержку правительственным силам оказывают Россия и Иран, тогда как сирийская оппозиция получала помощь от Турции, западных держав и монархий Персидского залива. На стороне правительства также выступают иностранные шиитские военизированные формирования, созданные, обученные и вооружённые Ираном.

Начавшиеся в марте 2011 года на волне «Арабской весны» антиправительственные выступления привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии, а уже летом того же года переросли в полномасштабный вооружённый конфликт. Основные требования оппозиции включали отставку президента Башара Асада, отмену действовавшего с 1962 года режима чрезвычайного положения и проведение в стране демократических преобразований.

Первоначально боевые действия велись между правительственной армией и формированиями «Свободной сирийской армии» (ССА). Головной организацией сирийской оппозиции стал Сирийский национальный совет (СНС), в который на тот период входили все антиправительственные фракции. Однако впоследствии в рядах оппозиции произошёл раскол — первыми из его состава вышли курдские организации, сформировавшие на территории Сирийского Курдистана собственные органы власти (Высший курдский совет), а в 2013 году наиболее радикальные исламистские группировки образовали «Исламский фронт».

 

Из-за раскола в рядах повстанцев позиции ССА существенно ослабли, и светская оппозиция отошла на второй план. Ведущую роль в противостоянии правительственным силам стали играть различного рода исламистские группировки, среди которых наиболее боеспособными являются террористические организации «Фронт ан-Нусра» (сирийское отделение Аль-Каиды) и «Исламское государство» (ИГ).

Стремительное наступление ИГ и захват террористами значительных территорий Сирии и Ирака летом 2014 года стали поводом для начала военной интервенции США и её союзников, которые с сентября 2014 года наносили авиаудары по позициям исламистов в Сирии, а также вооружали и обучали отряды так называемой «умеренной оппозиции». 30 сентября 2015 года по договорённости с президентом Башаром Асадом военную операцию в Сирии начали Воздушно-космические силы Российской Федерации, действовавшие в тесной координации с правительственными войсками. В октябре 2015 года при поддержке международной коалиции в Сирии, возглавляемой США, для борьбы с «Исламским государством» был образован военный альянс Сирийские демократические силы, ядро которого составили курдские отряды самообороны.

По данным ООН, к началу 2015 года в ходе конфликта погибло около 220 тыс. человек. Война стала одной из главных причин европейского миграционного кризиса, вызвав массовый исход беженцев из Сирии. Конфликт характеризовался ожесточёнными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами населённых пунктов, массовыми убийствами и многочисленными военными преступлениями против мирного населения. Колоссальный ущерб был нанесён экономике и инфраструктуре страны.

Главным событием 2016 года стали успехи правительственных войск и их союзников в битве за Алеппо. Исход боёв в Алеппо решительным образом изменил расклад в противостоянии сирийских правительственных войск с оппозиционными силами. Помимо успехов правительственной армии, 2016 год принёс ещё два принципиальных изменения. Во-первых, в сирийский конфликт вступил новый участник — Турция ввела войска на север Сирии. Официальной целью операции была заявлена борьба с террористами «Исламского государства», фактически же главным противником Анкары были сирийские курды, попытавшиеся в марте 2016 года создать вдоль границы с Турцией свою автономию. Во-вторых, в 2016 году позиции самого «Исламского государства» были существенно подорваны, символом чего стало произошедшее в мае освобождение правительственными войсками Пальмиры. В конце года, воспользовавшись тем, что основные сирийские правительственные силы были отвлечены на осаду Алеппо, формирования ИГ сумели отбить Пальмиру и прилегающие территории. Это, однако, стало лишь временным, локальным успехом «Исламского государства».

2017 год принёс радикальные перемены в ситуации в Сирии. Главным итогом года стал разгром группировки «Исламское государство», которая ещё в 2015 году контролировала обширные территории в Сирии, а также в Ираке. Разгром ИГ позволил России объявить в конце 2017 года о сворачивании операции российских ВКС. Между тем завершение активной фазы боевых действий не привело к установлению мира — сирийская оппозиция и поддерживающие её внешние силы продолжали заявлять, что не намерены участвовать в послевоенном восстановлении страны, если у власти останется Башар Асад.

В начале 2018 года ВС Турции совместно с подготовленными на турецкой территории отрядами так называемой Сирийской национальной армии провели военную операцию «Оливковая ветвь», в результате чего к середине марта под их контроль перешёл город Африн и прилегающий район. В течение года сирийским правительственным войскам, проправительственным формированиям и союзникам удалось восстановить контроль над обширными территориями в центре, на юге и юго-западе Сирии, ликвидировав многочисленные анклавы вооружённой оппозиции. Из четырёх зон деэскалации, созданных в 2017 году на территории Сирии при посредничестве России, Турции и Ирана, к концу 2018 года осталась лишь одна, охватывавшая провинцию Идлиб и северные районы провинции Хама. Эта зона контролировалась соперничающими между собой группировками («Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), «Джебхат Тахрир Сурия» и др.) при наличии контрольно-наблюдательных постов турецких ВС.

Этнически курдские районы в северной части провинции Алеппо в результате ряда военных операций против курдских формирований были оккупированы подразделениями турецкой армии и отрядами Сирийской национальной армии, финансируемыми и вооружаемыми Турцией.

Преимущественно курдские районы северных провинций Сирии находились под контролем созданных и финансировавшихся США «Сирийских демократических сил» (самопровозглашённая Автономная администрация Северо-Восточной Сирии). Автономная администрация Северо-Восточной Сирии также контролировала так называемое Заевфратье — часть провинции Дейр-эз-Зор и южную часть провинции Эр-Ракка, где доминируют арабо-суннитские племена и сохраняются остатки недобитых отрядов ИГ.

 

В октябре 2019 года, в результате очередного вторжения турецкой армии на север Сирии, по договорённости с Автономной администрацией Северо-Восточной Сирии на территории, контролировавшиеся курдами, были введены сирийские правительственные войска, вышедшие на сирийско-турецкую границу. Курдские отряды самообороны были выведены за пределы 30-километровой зоны от границы. Безопасность в этой зоне поддерживает российская военная полиция, патрулирующая зону совместно с турецкой армией.

По состоянию на 31 марта 2020 года, сирийские вооружённые силы контролировали 63,57 % территории страны, Сирийские демократические силы — 25,57 %, повстанческие группы (в том числе «ХТШ») и Турция — 9,72 %; ИГ — 1,14 %.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: