ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

 

Новокузнецк, 2014

Одобрено ЦМК учетно-экономических дисциплин «___» ____________ 201_ г. Председатель ЦМК ____________ Т.Н.Воробьева   УТВЕРЖДАЮ   Зам. директора по УР   _______________ Е.Д.Турбина «__» ________________201__г.

 

 

Методические указания разработаны с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» в качестве руководства при выполнении дипломных работ. Методические указания определяют требования к содержанию и оформлению дипломной работы и правила по организации ее выполнения и защиты, предназначены для студентов, а также преподавателей, руководителей дипломных работ, консультантов и рецензентов.

 

 

Разработано:

Ковальчук Л.А., преподаватель высшей квалификационной категории,

Максимова Е.Н., преподаватель высшей квалификационной категории

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1 Общие положения 5

2 Основные этапы работы 8

3 Требования к содержанию дипломной работы 11

4 Требования к оформлению дипломной работы 16

5 Защита дипломной работы 27

6 Роль руководителя дипломной работы 33

7. Рецензирование дипломной работы 34

Список использованной литературы 36

Приложение А 37

Приложение Б 38

Приложение В 40

Приложение Г 41

Приложение Д 43

Приложение Е 45

Приложение Ж 46

Приложение З 47

Приложение И 52

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Выпускник по специальности среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей формирование, анализ и использование информации для рационального управления экономикой, производством и социальным развитием хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм. Он должен владеть необходимыми знаниями в области экономических наук и практическим опытом применения полученных знаний и умений: уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений, выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения. Приобретению и закреплению профессиональных знаний и умений в немалой степени способствует выполнение студентами выпускной квалификационной работы, которая является завершающим этапом в обучении студента. Она характеризует уровень подготовки специалиста, его готовность к самостоятельной практической деятельности. По качеству дипломной работы, умению защищать ее основные положения судят о качестве самого выпускника. Поэтому важно правильно выбрать тему, провести исследования и оформить результаты работы. Задача данных методических указаний и состоит в том, чтобы помочь студентам качественно выполнить и оформить дипломную работу, своевременно ее представить для защиты. Методические указания излагают порядок подготовки и защиты дипломной работы, ее структуру и оформление. Настоящие методические указания содержат требования к дипломным работам по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» и являются обязательными для студентов, а также для руководителей, консультантов и рецензентов.


1 Общие положения

 

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы является обязательным аттестационным испытанием выпускников, завершающих обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования базового уровня.

С целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственным требованиям к уровню подготовки и готовности выпускника к профессиональной деятельности проводится защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа для студентов среднего профессионального образования специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» выполняется в форме дипломной работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам, профессиональной подготовке, по формированию навыков решения практических и теоретических задач.

В дипломной работе будущий специалист должен подтвердить достаточный уровень теоретической и практической подготовки, демонстрировать умение профессионально решать задачи экономического, организационно-управленческого и исследовательского характера. Объектом изучения должно быть конкретное предприятие. Дипломной работой, защищаемой студентом перед Государственной аттестационной комиссией, подтверждается уровень освоения профессиональных и общих компетенций, усвоение им в полном объеме знаний, умений, необходимых для присуждения квалификации по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». В настоящее время возрастает значение творческой составляющей в деятельности специалиста в области бухгалтерского учета и финансов. Высоко ценится специалист, умеющий выявлять, идентифицировать и анализировать проблемы, способный принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях. Это обстоятельство должно учитываться при выполнении дипломной работы.

Тема и содержание дипломной работы должны соответствовать направлению специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями техникума совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими цикловыми комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, образования. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Дипломная работа должна быть направлена на анализ состояния учета и отчетности в организации с целью рационализации управления экономическим, производственным, финансовым и социальным развитием. В ходе анализа студент проводит обобщение и систематизацию публикаций по разрабатываемой проблеме, дает оценку состояния объекта исследования. При выполнении дипломной работы студент использует знания, полученные в процессе обучения в учебном заведении, учебно-методическую литературу, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, статистические данные, учетные, плановые, отчетные документы предприятий (организаций) и другие разрешенные для использования источники. При изучении литературных источников для накопления необходимых сведений рекомендуется не только конспектировать, делать выписки фрагментов текста (цитат), но и излагать собственные суждения по рассматриваемой проблеме. В процессе подготовки дипломной работы студенту назначается руководитель. Одновременно, кроме основного руководителя, назначаются консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускных квалификационных работ.

Являясь законченной, самостоятельной, комплексной научно-практической разработкой студента-дипломника, выпускная квалификационная работа предполагает:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности;

- применение полученных знаний при решении конкретных научных и практических задач с использованием автоматизированных систем управления;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы;

- применение методик исследования и экспериментирования;

- выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

Для успешного и качественного выполнения выпускной квалификационной работы студенту необходимо:

- уметь сформулировать проблемы, цель и задачи исследования;

- иметь глубокие знания в области специальных и общепрофессиональных дисциплин и руководствоваться ими при решении задач выпускной работы;

- владеть методами научного исследования, в том числе системного анализа, знать и уметь грамотно применить методы оценки экономической и социальной эффективности;

- уметь использовать современные средства вычислительной техники, в первую очередь персональные компьютеры, как в процессе выполнения исследований, так и оформления выпускной квалификационной работы;

- свободно ориентироваться при подборе различных источников информации и уметь работать со специальной литературой;

- квалифицированно оформлять графический и табличный материал, иллюстрирующий содержание дипломной работы;

- убедительно изложить основные результаты исследования и пути решения поставленных задач в ходе защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) является самостоятельным творческим исследованием студента по избранной им теме. К выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) допускаются студенты, полностью выполнившие рабочий учебный план по специальности по всем видам теоретического и практического обучения.


 

2 Основные этапы работы

Важное значение для выполнения дипломной работы имеет правильный выбор темы. Как правило, она должна совпадать с темой курсовой работы по профессиональному модулю 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности», выполняемой студентом в период обучения, то есть является её продолжением и углублением. Также студенты могут выбрать тему дипломной работы самостоятельно, руководствуясь потребностями предприятий и организаций, интересом к проблеме, личными предпочтениями, практическим опытом, возможностью получения фактических данных, наличием специальной литературы в области учета и аудита с обязательным согласованием с руководителем дипломного проектирования.

В приложении А приведена примерная тематика дипломных работ по специальности. Темы дипломных работ и руководители работ утверждаются приказом директора и изменению не подлежат. Темы дипломной работы разрабатываются руководителями дипломного проектирования, назначенными из числа преподавателей и рассматриваются на заседании цикловой методической комиссии.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются цикловыми комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной (квалификационной) практики. 3адания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы.

В ходе выполнения выпускных квалификационных работ со студентами могут проводиться групповые или индивидуальные консультации по отдельным разделам выпускной квалификационной работы. Обязательным является проведение контроля соответствия оформления выпускной квалификационной работы требованиям внутреннего стандарта техникума.

Графики выполнения дипломной работы разрабатывается цикловой методической комиссией, на основе общего графика учебного процесса, согласовываются председателем цикловой методической комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Календарный план выполнения дипломной работы складывается из следующих этапов:

- определение подробного плана всех разделов дипломной работы с руководителем и консультантами;

- подготовка аналитического обзора литературы;

- выполнение теоретической части дипломной работы;

- выполнение практической части дипломной работы;

- работа над выводами и рекомендациями, оформление списка использованных источников литературы;

- представление чистового варианта дипломной работы на подпись руководителю;

-получение рецензии на дипломную работу;

- подготовка доклада и раздаточного материала для защиты дипломной работы;

- защита дипломной работы.

Важным этапом выполнения дипломной работы является подбор научной, учебно-методической литературы, материалов периодической печати, нормативно-правовых актов и других источников по теме исследования. Подбор источников является серьезным и ответственным этапом работы, на котором студент должен продемонстрировать навыки самостоятельной работы с библиотечным фондом, проведения поиска и отбора информации в глобальной информационной сети. Следует отметить, что выбор источников не ограничивается начальным этапом выполнения дипломной работы, список источников должен уточняться и дополняться на протяжении всего времени выполнения работы. Студент должен уметь рационально распределить свои усилия по этапам выполнения дипломной работы в соответствии с общим графиком, который разрабатывается цикловой методической комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе. В процессе выполнения дипломной работы студенту рекомендуется регулярно посещать плановые консультации, которые проводит руководитель в соответствии с утвержденным графиком.

Существенное значение в процессе выполнения дипломной работы имеет преддипломная практика, в ходе которой студент собирает, систематизирует и анализирует материал для практической части дипломной работы. Отчет о преддипломной практике оценивается руководителем преддипломной практики в контексте его значения для дипломной работы.

Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее пяти лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается организуемой по приказу директора комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.

Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.

Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения,


3 Требования к содержанию дипломной работы

 

Общие требования к дипломной работе:

- тема дипломной работы должна соответствовать направлениям выбранной специальности, содержание работы теме исследования;

- дипломная работа должна носить проблемно ориентированный, а не реферативный характер;

- количество использованных литературных источников должно быть не менее 10 наименований, в том числе учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати;

- материалы дипломной работы печатаются на одной стороне листа

При выполнении дипломной работы студент должен:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- изучить нормативно-правовую базу, подобрать и критически проанализировать важнейшие литературные источники по теме исследования;

- сформулировать цель и задачи исследования;

- решить задачи исследования в соответствии с поставленной целью;

- в максимальной степени использовать современные методы исследования, информационные технологии и компьютерную технику;

- обосновать практическую значимость работы;

- сформулировать результаты исследования и дать им оценку;

- правильно оформить работу.

При выполнении дипломной работы студент должен показать:

- умение выявлять и решать проблемы в процессе выполнения дипломной работы;

- умение четко формулировать собственные теоретические результаты и обосновывать то, как они используются в практической части;

- умение излагать в заключении теоретические и практические результаты всей работы и давать им оценку.

Дипломная работа состоит из пояснительной записки.

Пояснительная записка включает в себя:

- введение;

- теоретическую часть;

- практическую часть;

- выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;

- список используемых источников;

- приложение (бухгалтерский баланс предприятия, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о наличии капитала, отчёт о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, налоговые декларации и т.д.)

Объем дипломной работы от 50 до 70 листов формата А4.

Пояснительная записка состоит из теоретической и практической частей. В первой части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена общей характеристикой предприятия, основными экономическими показателями, расчетами, анализом данных, в соответствии с темой дипломной работы.

Структура дипломной работы с примерным объемом в страницах отражена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура дипломной работы

Элемент структуры работы Примерный объем, страницы
Титульный лист  
Содержание  
Введение 2-3
Глава 1 около 20-25
Глава 2 около 20-25
Заключение 3-5
Список используемых источников 1-2
Приложения  

Введение состоит из нескольких условно обозначаемых частей:

1. Обосновывается актуальность выбранной темы, ее значение для современного учета, финансов, экономики и анализа, проблемные вопросы по теме исследования.

2. Отражается значение избранной темы.

3. Определяется цель работы и задачи.

4. Определяются объект и предмет исследования.

5. Необходимо указать методы и способы решения поставленных задач.

Каждую часть введения целесообразно начинать с абзаца. Общий объем введения составляет 2 -3 страницы.

Наиболее часто встречающиеся типичные ошибки во введении:

- приведение формулировок основных понятий, раскрывающих сущность и функции предмета исследования, которые необходимо излагать в теоретической части;

- крайне неудачное, стилистически и структурно, начало работы, ее первый абзац (Моя тема очень актуальная, поэтому я ее выбрала...). Местоимения «Я», «МОЕ» и т.п. в работе употребляться не должны. Следует использовать следующие обороты: «В данной работе...».

Основная часть включает в себя теоретические, аналитические и прикладные вопросы. Она состоит из двух глав, в каждой из которых должен раскрываться самостоятельный вопрос в рамках целостной концепции дипломной работы. Главы разделяются на параграфы для последовательного рассмотрения содержания работы. Деление на главы и параграфы осуществляется так, чтобы все части были пропорциональными по объему и содержанию.

Теоретический материал излагают в первой главе. Прочитав монографии, статьи в специальных журналах по вопросам избранной темы необходимо изложить в краткой форме различные точки зрения и подходы к решению того или иного вопроса, предложенные отдельными авторами, а также высказать свое отношение к решению проблемы, отметив правильное и экономически обоснованное решение. В тексте должно быть соблюдено единство терминологии. Следует отдавать предпочтение русским терминам перед равнозначными иностранными.

Во второй главе дипломной работы представляет анализ состояния исследуемых вопросов применительно к рассматриваемому объекту. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования. В этой главе должна быть представлена наиболее полная экономическая характеристика конкретного предприятия с ее особенностями и достигнутым уровнем экономического развития. Описание сущности объекта, его анализ проводится лишь в той мере, в какой это нужно для решения поставленной цели.

Конкретное содержание и способ структуризации основной части определяется спецификой темы и решаемой проблемы. В работе можно описать историю вопроса, уточнить формулировки и определения. В работе раскрываются методы решения поставленных задач, решаются эти задачи и дается оценка полученным результатам. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности должны рассматриваться, как один из источников информации для устранения выявленных недостатков в сфере бухгалтерского учета и аудита, и разработки обоснованных предложений по их совершенствованию. В работе могут рассматриваться альтернативные варианты решения проблемы. Отбор лучших из них должен производиться по обоснованным критериям.

По результатам проведенных исследований обосновываются рекомендации, разрабатываются конкретные мероприятия и т. д.

Содержательная часть дипломной работы завершается заключением. В нем должны содержаться конкретные выводы о результатах исследования, их оценка и практические рекомендации. Заключение подводит итоги решения задач, которые были поставлены и сформулированы во введении. В заключении необходимо указать перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы. Общий объем заключения может составлять 3 – 5 страниц. Оно должно носить конкретный характер и показывать, что сделал студент в своей работе, какие теоретические результаты им были получены, как эти результаты применялись в практической части, какие при этом были получены практические результаты, и в чем заключается их значение. Необходимо избегать ссылок на себя, изложение лучше вести от первого лица множественного числа. Например, «нами было проведено исследование», «на наш взгляд представляется целесообразным». Введение и заключение, вместе взятые, составляют основу выступления студента в процессе защиты.

Материалы, не являющиеся частью дипломной работы, но способные усилить, дополнить или проиллюстрировать какие-либо его положения, можно разместить в приложении. Приложения должны быть обозначены в оглавлении. Каждое приложение должно иметь свое обозначение (А, Б, …) и название. По тексту дипломной работы следует делать ссылки на соответствующие приложения. Страницы приложений имеют общую с дипломной работой нумерацию. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д. Правила представления приложений:

- приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы;

- приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте дипломной работы;

- каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

- приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ; после слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность; если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А»;

- приложения должны иметь общую с остальной частью выпускной квалификационной работы сквозную нумерацию страниц;

- на все приложения в основной части выпускной квалификационной работы должны быть ссылки.

Автор дипломной работы несет полную ответственность за достоверность, объективность и правильность приводимого в работе фактического материала и расчетов, а также за форму изложения.

4 Требования к оформлению дипломной работы

 

Оформление дипломной работы должно соответствовать Стандарту организации «Дипломное и курсовое проектирование. Общие требования к оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части дипломных и курсовых проектов (работ), отчетов».

Каждый документ, входящий в состав дипломной работы должен иметь обозначение, которое строится по следующему принципу:

 

Рисунок 1 – Структура обозначения документа

 

Пример:

1 - аббревиатура образовательного учреждения:

ГОУ СПО НТЭТ: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новокузнецкий торгово-экономический техникум

2 - код отделения:

О - очное,

3 - заочное.

3 - код специальности:

080114 - Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

4 - код вида работы:

01 - дипломный проект (работа),

5 - код группы, установленный в образовательном учреждении:

Б2-11.

6 - код документа (по ГОСТ 2.102):

ПЗ - пояснительная записка.

Пример буквенно-цифрового кода пояснительной записки для дипломной работы студента группы Б2-11 очного отделения ГОУ СПО НТЭТ:

ГОУ СПО НТЭТ О. 080114. 01. Б2-11. ПЗ

Выполнение пояснительной записки должно соответствовать ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.106.

Порядок расположения документов дипломной работы в подшивке:

­ титульный лист,

­ задание,

­ рецензия и/или отзыв,

­ содержание,

­ введение,

­ основной материал пояснительной записки,

­ список литературы,

­ приложения (при необходимости).

Основные надписи в дипломных работах должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 2.104 формы 1, 2, 2а (рисунки Б.1, Б.2, Б.3 приложения Б).

Дату в документах оформляют цифровым способом в шестизначной системе обозначения. Например, дату 3 июня 2012 года проставляют так: 03.06.12.

Титульный лист — это первая страница дипломной работы. Номер страницы на ней не ставится, но включается в общую нумерацию. Титульный лист дипломной работы должен быть оформлен в соответствии с приложением В.

Текстовую часть пояснительной записки выполняют по форме, установленной соответствующими стандартами ЕСКД. Каждый последующий лист пояснительной записки оканчивается штампом по форме в соответствии с рисунком Б.3 приложения Б.

Пример выполнения отзыва на дипломную работу приведен в приложении Г, задания — в приложении Д.

В пояснительной записке помещают содержание, включающее номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов (страниц). Содержание включают в общее количество листов пояснительной записки.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы (Приложение Е).

В конце пояснительной записки приводят список литературы, которая была использована при ее составлении.

Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная.

Титульный лист и задание не нумеруются. Титульный лист является первым листом пояснительной записки.

Дипломные работы выполняется на листах писчей бумаги формата А4 (297×210) с контурной рамкой и основной надписью по ГОСТ 2.104 одним из следующих способов:

- рукописным с одной стороны листа. Необходимо писать пастой (чернилами, тушью) черного цвета;

- с применением печатающих и графических устройств вывода персонального компьютера при этом используют гарнитуру шрифта Times New Roman (номер шрифта 14) или GOST type A курсив (номер шрифта 16).

Текст на странице должен быть расположен от контурной рамки: сверху, снизу - 10мм; справа - 3 мм, слева - 5 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом от контурной рамки 20 мм.

Вписывать в машинописный текст отдельные символы, слова, формулы и условные знаки допускается пастой (чернилами, тушью) только черного цвета.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной пастой (чернилами, тушью) рукописным способом.

Сокращения слов или словосочетаний допускаются только общепринятые (по ГОСТ 7.12). При использовании специальной аббревиатуры первое ее представление в тексте дается в круглых скобках и сопровождается предварительной расшифровкой. Например: «В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) принята…».

Разделы пояснительной записки должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела.

Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 2.3.1.1, 2.3.1.2, 2.3.1.3 и т.д. Каждый пункт, подпункт записывают с абзацного отступа.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:

а)_______

б)_______

1)_______

2)_______

в)_______

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки следует выполнять с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении записки должно быть не менее 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела 8 мм.

Заголовки структурных элементов (содержание, введение, заключение, список литературы), а также приложений (если приложения делятся на разделы) выполняются прописными буквами симметрично тексту. При этом все разделы и указанные структурные элементы записки следует начинать с новой страницы.

Разделы пояснительной записки - введение, заключение и список литературы - не нумеруются.

Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозная, начиная с титульного листа. Номера страниц проставляются арабскими цифрами, начиная с листа содержания.

На титульном листе и листе с заданием номера страниц не проставляют.

Текст должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

В тексте пояснительной записки, за исключением формул, таблиц, рисунков, не допускается:

­ применять математический знак минус (-) перед отрицательными величинами (следует писать слово «минус»);

­ применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше), < (меньше), = (равно), > (больше или равно), < (меньше или равно),

­ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).

В пояснительной записке следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.

Примечания приводят в пояснительной записке, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца.

Пример:

Примечание — _______

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример – Рентабельность продаж Р, %, вычисляют по формуле

 

, (1)

 

где П – прибыль, тыс. руб.;

т/о – товарооборот, тыс. руб..

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Формулы необходимо выделять в тексте пояснительной записки, оставляя сверху и снизу формулы не менее одной свободной строки.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «·».

Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, в пределах основной части пояснительной записки, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1). В каждом приложении дается своя нумерация формул, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «… в формуле (1)».

Порядок изложения в пояснительной записке математических уравнений такой же, как и формул.

Количество иллюстраций должно быть достаточно для пояснения излагаемого текста. На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте записки, при ссылке следует писать слово «рисунок» с указанием его номера.

Иллюстрации (схемы, графики и т.п.) в пояснительной записке располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Чертежи, диаграммы, схемы должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложения, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, — «Рисунок 1.1».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения «Рисунок А.3»

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Направления использования прибыли.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Исходные данные для расчетов, результаты вычислений и другие данные в виде числового материала оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунками Ж.1, Ж.2, Ж.3, приложения Ж.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким и располагаться над таблицей. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в записке одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1».

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения «Таблица А.1»

На все таблицы записки должны быть приведены ссылки в тексте записки, при ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в ед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: