Тема 5.Анатомия и физиология органов речи: глотка гортань




Тема 1. Введение. Общее понятие о сенсорных системах. Значение слухового, кинестетического и зрительного анализатора в становлении речи ребенка.

Понятие о сенсорных системах с современных позиций. Историческая справка об учении И.П. Павлова об анализаторах и о принципах строения сенсорных систем. Современные определения слуховой, речевой и зрительной систем и основные научные направления в изучении их функциональных закономерностей в норме и патологии человека с акцентом на особенности детского возраста.

Тема 2. Анатомия и физиология слухового анализатора

Анатомия слухового анализатора (основные понятия анатомии органов слуха). Общий принцип строения периферического отдела слуховой системы, его формирование в постнатальном онтогенезе ребенка. Строение и функции наружного уха: ушная раковина, наружный слуховой проход, их возрастные особенности. Строение и функции барабанной перепонки, ее особенности у детей раннего возраста. Среднее ухо, строение барабанной полости, слуховых косточек, евстахиевой трубы и сосцевидного отростка височной кости. Слуховые мышцы. Структурно-функциональные особенности среднего уха. Внутреннее ухо.Строение преддверия, полукружных каналов и улитки (барабанная и преддверная лестницы, улитковый ход, основная, рейснерова и покровная мембраны, эндолимфа и перилимфа). Кортиев орган. Строение проводниковых и центральных уровней слухового анализатора (перекрест и дублирование слуховых путей как важный механизм компенсаторных возможностей слуховой системы).

Физиология слуха (основные понятия физиологии органов слуха). Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Понятие об акустике, биоакустике. Чувствительность органа слуха, явления маскировки, слуховой адаптации и утомления. Пороги слухового ощущения и дискомфорта. Частотный и динамический диапазон общего слухового и слухоречевого восприятия. Механизмы звукопроведения и основные теории слуха (Гельмгольца, Флетчера и Бекеши). Возрастные особенности органов слуха. Развитие слуха у детей. Особенности и методы исследования слуховой функции у детей различного возраста с помощью речи, камертонами, аудиометрии.

Тема 3. Патология слухового анализатора.

Понятие о кондуктивной, нейросенсорной и смешанной тугоухости. Различные формы патологии наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, центральные поражения, особенности течения заболеваний и их последствий на состояние слуховой функции у детей различного возраста. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Тема 4. Анатомия и физиология органов речи: нос, рот

Строение речевой системы. Общая схема строения периферического, проводникового и центрального отделов, принимающих участие в организации, регуляции и контроле речевой деятельности. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Строение носа и носовой полости, ее стенки и придаточные пазухи. Ротовая полость, преддверие, мышцы губ, щек, зубы, челюсти. Твердое и мягкое небо. Небная занавеска и язычок. Язык, его строение и функции.

Тема 5.Анатомия и физиология органов речи: глотка гортань

Глотка, ее стенки и отделы. Лимфоидный аппарат глотки. Гортань, его хрящевой скелет, мышечный аппарат: наружные и внутренние мышцы.

Истинные и ложные голосовые связки. Голосовая щель. Трахея, бронхи, легкие, их роль в дыхании и голосообразовании.

Дыхание, типы дыхания, емкость легких, особенности дыхания при речи, шепоте. Центры речи, основные принципы в осуществлении речевых функций.

Механизмы фонации и артикуляции, роль органов дыхания в этих процессах. Основные теории голосообразования, механизмы шепота, фальцета, псевдоголоса.

Физиология органов речи. Тембр, сила, высота и диапазон голоса. Диапазон голоса у детей. Мутация голоса. Физиология надставной трубы. Активные и пассивные органы произношения. Артикуляция. Классификация гласных и согласных звуков. Развитие речи у детей. Анатомо-физиологические предпосылки развития речи, основные стадии и физиологические особенности формирования предречевых реакций ребенка (крика, гуления, лепета), механизмы эхолалии у детей с нормальным и нарушенным слухом. Необходимые условия, способствующие нормальному развитию предречевых реакций у детей первого года жизни.

Особенности развития речи у детей с нарушением слуха, физиологические механизмы речи у глухих и слабослышащих детей. Роль анализаторных систем при обучении глухих и слабослышащих детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: