Основу спорта составляют конкурентные отношения, установка на достижение максимального результата или победы, что создает особую атмосферу состязательности. В мире культивируется свыше 250 видов спорта, которые можно разделить на шесть групп:
1. Виды, связанные с высокой двигательной активностью (лёгкая и тяжёлая атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры и единоборства).
2. Виды, связанные с управлением средством передвижения (гонки на мотоциклах, автомобилях, самолетах, яхтах, буере).
3. Виды, связанные с использованием спортивного оружия (пулевая стрельба, пневматика, стрельба из лука).
4. Технико-конструкторские виды в (авиамодельный, судомодельный).
5. Виды, связанные с передвижением на местности (туризм, альпинизм и пр.).
6. Виды, связанные с композиционным мышлением (шахматы, шашки и пр.).
По уровню культивирования в странах выделяют международные виды (гимнастику, лёгкую атлетику, спортивные игры, плавание и пр.), широко распространенные в мире. Олимпийские, входящие в программу Олимпийских игр, неолимпийские виды. Региональные виды спорта (травяной хоккей, бейсбол) культивируемый в некоторых странах. Народно-национальные виды спорта развиты среди отдельных наций и народов.
Некоторые виды спорта включают целую группу разных спортивных дисциплин. Например, лёгкая атлетика, включает разные виды бега (спринт, марафон), прыжки и метание.
Спортивные соревнования – как функциональное
Ядро спорта
Как социальный феномен спорот связан с различными сферами деятельности человека и общества. Его главной ценностью является рекорд (англ. record «запись») – высший показатель, достигнутый в спортивном состязании, зафиксированный в стандартных условиях. Он характеризует абсолютное достижение спортсмена и оценивает деятельность тренера, спортсмена, врача, научного работника.
|
Соревнования – форма утверждения спортивного престижа личности, команды и значительного числа болельщиков. Спортивное соревнование –способ демонстрации результатов, оценки достижений спортсменов, выполнение соревновательного упражнения с предельным напряжением и по правилам.
Соревнования рассматриваются в разных аспектах, как:
– способ сравнения, оценивания и демонстрации достижений в двигательной деятельности;
– форму соперничества людей в игровой деятельности;
– метод отбора и подготовки спортсменов, стимулирования спортивной деятельности;
–способ оценки физических, тактических, технических и психических способностей;
– тип конфликтной ситуации, ориентированной на победу над соперником;
– эмоционально насыщенное зрелище;
– знаковую информационную систему;
– модель человеческих отношений, необходимых для достижения высших спортивных результатов.
В спортивных соревнованиях выявляются, сравниваются и демонстрируются личные и групповые спортивные результаты, происходит обмен опытом, осуществляется общение между соревнующимися.
Целью соревнований являются:
– выявление сильнейших спортсменов или команд;
– совершенствование спортивного мастерства;
– пропаганда спортивных ценностей;
– оценка деятельности спортсменов, тренеров, судей и спортивных организаций.
Идентификация спортивной деятельности осуществляется по совокупности признаков:
|
– достижению конкурентных отношений и спортивного результата;
– по регламентации деятельности правилами соревнований;
– добровольности участия и доступности участников к соревнованиям.
Соревновательная ситуация возникает при сопоставлении результатов деятельности не менее двух людей по определенным правилам. Критерий сравнения должен быть известен человеку (судье), который оценивает результат деятельности. Конкурентные отношения – основной тип отношений в процессе соревнований, которые принимают различное содержание и формы.
По уровню задач соревнования делятся на:
– квалификационные, необходимые для выполнения нормативов, присвоения званий, разрядов или отбора к более крупны соревнованиям;
– командные, где результаты засчитываются команде;
– лично-командные, где учитываются как личные, так и командные результаты;
– личные, где разыгрывается личное первенство;
– массовые – с большим количеством участников;
– подготовительные, необходимые для совершенствования технико-тактической подготовки и расширения соревновательного опыта;
– открытые – со свободным участием всех желающих;
– контрольные и отборочные, необходимые для отбора в команду;
– показательные, необходимые для демонстрации возможностей спортсменов и достоинств вида спорта;
– соревнования с гандикапом, где шансы участников уравниваются за счёт предоставления слабому преференций (уменьшение дистанции, нагрузки, добавления баллов, очков);
– тренировочные, проводимые в ходе подготовки для повышения готовности;
|
– модельные (подводящие), моделирующие структуру соревновательной деятельности и условия соревнований;
– основные и главные, необходимые для реализации спортивного потенциала.
Организация соревнований должна отвечать требованиям следующих принципов и правил:
– обеспечение строгой регламентации условий спортивной деятельности;
– повышение конкурентных отношений и значимости соревнований;
– обеспечение непосредственного или опосредованного взаимодействия соперников;
– обеспечение равенства условий и сопоставимости результатов;
– стандартизация требований и правила соревнований.
Деятельность в сфере спорта осуществляется в определенных условиях:
– специализация спортсменов, направленная на достижение максимальных результатов в физических упражнениях;
– система соревнований и подготовка к ним;
– классификация и поощрения спортсменов;
– кадры тренеров и руководителей;
– специальные организации, наличие ряда служб обеспечения (научного, организационного, методического, медицинского, информационного, материального).