Важнейшей стадией торгово-технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует наличию соответствующего товарного вида изделий, облегчает выбор нужного товара в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала.
Товары в торговый зал должны поступать полностью подготовленными. Операции по подготовке товаров к продаже делятся на общие и специальные.
К общим операциям относятся распаковка, группировка товаров по ассортиментным признакам, проверка, группировка товаров по ассортиментным признакам, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, подача товаров в торговый зал, размещение и выкладка.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с использованием особых приемов и способов, присущих конкретной группе товаров.
Особо трудоемкими являются специальные операции по подготовке к продаже продовольственных товаров – нарезка, фасовка, упаковка.
Предварительная фасовка и нарезка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь. Готовить товар к продаже нужно в предназначенных для этого помещениях, использовать необходимое оборудование и инвентарь, учитывая санитарные правила.
В магазинах самообслуживания проводиться фасовка и упаковка развесных товаров в бумажные или полимерные пакеты, термоусадочную пленку, капроновые сетки и т.п. Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупательского спроса. Если товары имеют небольшие сроки годности, то их фасуют в объеме, не превышающей объема реализации в течение одного дня торговли.
На упаковке расфасованного товара указывается его наименование, масса, цена за килограмм, стоимость, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия фасовщика.
В завершении подготовки товара к продаже, его следует снабдить ценником. В торговом зале каждый вид товара должен иметь ценник, который в свою очередь должен располагаться на видном месте. Это нужно для того, чтобы покупатель мог без труда выбрать товар в соответствии с ценой.
В процессе подготовки продовольственных товаров к продаже возникают отходы, которые подразделяются на ликвидные и неликвидные.
К ликвидным отходам относятся кости от окороков, головы и приголовки ценных пород рыб. Они реализуются по специально установленным ценам. Такие ликвидные отходы, как лом, крошка печенья и др. передаются для промышленной переработки.
Неликвидные отходы (вязки колбасных изделий, плавники рыб, обертки, натеки фарша, концы кишечных оболочек колбас) не подлежат дальнейшему использованию и списываются по специальным нормам.
Подготовка товаров к продаже в магазинах самообслуживания осуществляется с учетом того, что весь ассортимент товаров, имеющихся в магазинах, должен быть выложен в торговом зале для самостоятельного отбора покупателями.
При этом товары должны быть полностью подготовлены к продаже, иметь четкую маркировку и всю необходимую для покупателя информацию.
Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производиться продавцами, а в крупных – специальными работниками. Готовят товары к продаже в предназначенных для этого помещения.
Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.
Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:
· для выкладки товаров необходимо использовать все свободные места в торговом зале;
· товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;
· сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;
· крупногабаритные товары следует располагать недалеко от выхода;
· новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, нужно выкладывать на видных местах;
· товары пониженного спроса целесообразно располагать с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.
Продукция должна быть выложена таким образом, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. Для этого на полках необходимо создать видимые блоки по марке, упаковке и продуктовой группе.
При этом следует помнить, что нижние полки секций в магазинах без самообслуживания не видны, а в супермаркетах на них приходится лишь 5% от продаж всей точки продажи. Поэтому следует стремиться к вертикальным марочным блокам.
Выкладка также должна организовывать заимствование популярности слабыми марками у более сильных. Для этого сильные марки (виды) начинают и заканчивают ряд на полке. Таким образом, слабые (менее знакомые потребителю) товары, будут находиться в пределах "стен замка", организованных сильными товарами, и заимствовать у них дополнительное внимание покупателей.
Товары с меньшим сроком хранения должны быть доступны покупателю в первую очередь. Ротация продукции обязательна.
В торговом предприятии наименование товаров, расфасованных непосредственно на предприятиях торговли, их вес и цена за фасовку указывается на вкладыше или упаковке. Далее проводится облагораживание товара, то есть удаление мелких загрязнений, облагораживание товара, иначе – придание товарного вида.
Реализация большинства товаров невозможна без упаковки. Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений.
Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным средством. Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров
Применение упаковки позволяет:
· защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;
· защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
· обеспечить сохранность количества и качества товаров;
· упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;
· эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;
· упростить количественный учет товаров;
· эффективно использовать емкость помещений для хранения товаров;
· донести необходимую информацию до потребителей товаров.
При перевозках товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).
Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.
Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров.
Тара должна отвечать эстетическим потребностям человека: гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о покупке.