Глава 1. Основные черты общественного и государственного строя Римской рабовладельческой республики




Введение

 

Возникновение, расцвет и гибель Римской империи являются одним из наиболее интересных вопросов в истории государств. Рим прошел огромный путь эволюции от небольшого города-государства до империи, владевшей значительными территориями в Европе, на Британских островах, в Азии и Африке. Он оказал значительное влияние и на дальнейшее развитие государств, возникших уже после распада Римской империи. Поэтому знания о формировании, строе и причинах кризиса Римской империи актуальны и необходимы.

Темой данной работы является общественный и государственный строй Рима в период империи и причины падения Римской империи. Соответственно, задачи работы: во-первых, рассмотреть предпосылки формирования и проанализировать общественный и государственный строй Рима в период империи; во-вторых, выявить причины, приведшие к упадку некогда могущественной Римской империи и в итоге к ее исчезновению.

Структура данной работы построена исходя из вышеуказанных задач. Первая глава посвящена особенностям общественного и государственного строя Рима в период республики. Хотя напрямую эта глава не связана с темой работы, она необходима как характеристика строя, на базе которого сформировалась Римская империя. Эта глава дает возможность понять, какой путь проделал Рим от небольшой республики к огромной империи, а также указывает на истоки кризиса, который разразился в Римской империи в последние столетия ее существования.

Во второй главе уже непосредственно рассматривается Рим периода империи: предпосылки перехода к монархической форме правления и две ее основные стадии - принципат и доминат.

Третья глава - это анализ причин кризиса и падения Римской империи.


Глава 1. Основные черты общественного и государственного строя Римской рабовладельческой республики

 

Периоду империи в Риме предшествовала рабовладельческая республика. Рассмотрим вкратце основные ее черты, так как Римская империя выросла на ее основе и не может изучаться в отрыве от нее.

История Древнего Рима восходит к VII или началу VI века до н. э. В древнейший период население Рима, по-видимому, составляло максимум 10-12 тысяч человек. Первоначально город-государство Рим на протяжении нескольких столетий оставался городом, жители которого в основном представляли собой крестьянскую общину. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, патриции, и их антагонисты - плебеи.

Патриции являлись относительно небольшой прослойкой богатых семейных кланов землевладельцев, имевших в собственности огромные земельные угодья и считавшихся основной ударной силой римской армии. Они были полноправными гражданами.

Огромные же массы римского народа - плебеи - были отделены от патрициев глубочайшей социальной пропастью. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной: не имели права находиться на государственной службе, не могли стать священниками и пр. Но они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Курии, состоявшие из патрициев, образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины. В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, римскую республику называют аристократической.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).

Таким образом, правовая организация римлян основывалась на базе трех важнейших институтов родового общества: королевской власти, совете старейшин (Сенат) и народном собрании. На ранней стадии развития города-государства эти три института были преобразованы в республиканскую конституцию, выраженную в виде формулы "Senatus Populusque Romanus" (Сенат и римский народ). Королевство как таковое в соответствии с римскими традициями было в 510 г. до н. э. упразднено. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.

Вместо королевской власти римляне ввели две государственные должности. Лица, назначавшиеся на эти должности, избирались сроком на один год. Управление делами осуществлялось в соответствии с принципом коллегиальности, т. е. люди, занимавшие эти должности, могли взаимно блокировать принимаемые друг другом решения путем наложения вето: "я запрещаю", в результате чего решение утрачивало свою законную силу. Первоначально им присваивался титул претора (praetor - от лат. "рrae ire”, что означает: находящийся впереди), а спустя некоторое время их стали называть консулами. Должность претора же выступала в качестве судебной власти, т. е. претор выполнял функции государственного судьи, однако довольно часто ей придавались и военно-командные функции, и претор в этом случае должен был исполнять обязанности военачальника.

Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего народные собрания. Плебеи добились фактического признания народного собрания (concilium plebis), решения которого квалифицировались как "постановления народа" (plebiscite), как формы особого рода правового института, представлявшего интересы плебейского сословия и выступавшего в качестве законодательного органа. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. (В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые считались главными). Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н. э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената.

Однако господство аристократической верхушкив древнем римском обществе по-прежнему оставалось незыблемым. Так продолжалось вплоть до появления в Риме новой, еще более могущественной власти в лице Юлия Цезаря.

По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов - право квиритское и право перегрингкое (которое стало называться «jus gentium»).

Начиная с IV-III веков до н. э. основным работником в Риме становится раб. По официальной теории, человек умирает в рабе. Возникает «говорящее орудие», вещь. Соответственно этому раб не имеет ни семьи, ни собственности.

Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием и привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (не говоря уже о рабах) в армию не допускались. С конца V века до н. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще долгое время римская армия сохраняет свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам. Армия строилась на началах самой строгой дисциплины.

Завоеванные Римом внеиталийские земли - провинции - управлялись назначенными из Рима магистратами. Ими являлись обыкновенно бывшие консулы и преторы.

Руководящим принципом римской политики в отношении завоеванных территорий было знаменитое «разделяй и властвуй». Предоставляя привилегии некоторым провинциям, натравливая один народ на другой, Рим научился подавлять одни провинции с помощью других провинций.

К периоду Римской республикиотносится и первая римская кодификация права, которая восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Законы XII таблиц были в сноей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

В спорах между иностранцами нормы Законов ХII таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: