Основы менеджмента
Методические указания по выполнению контрольной работы
Для учащихся заочной формы получения образования
По специальности 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»,
Специализация 2-25 01 10 35 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров», квалификация «Товаровед»
Бобруйск 2017
Преподаватель Рачицкая Елена Юрьевна
Разработано на основе рабочей
Учебной программы дисциплины «Основы менеджмента»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии уровня ССО
Протокол № ___ от «____» ___________20____.г
Содержание
Пояснительная записка | |
1.Цель и задачи преподавания дисциплины | |
2.Рекомендации и требования к выполнению контрольной работы | |
3.Варианты контрольной работы | |
· Список литературы | |
· | |
Пояснительная записка
Учебным планом подготовки учащихся по специальности 2 - 25 01 10 «Коммерческая деятельность» заочной формы поучения образования предусматривается изучение дисциплины «Основы менеджмента».
Программой дисциплины «Основы менеджмента» предусмотрено изучение основных вопросов менеджмента. Его необходимо представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную производственную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В процессе изучения материала учащиеся узнают, что управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.
|
Для учащихся заочной формы получения образования в рамках самостоятельного изучения дисциплины предусмотрено выполнение домашней контрольной работы.
Цель и задачи преподавания дисциплины
1.1 Цель курса – раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
1.2 Задачи преподавания дисциплины
Основная задача данной дисциплины состоит в том, чтобы дать основополагающие представления об организациях различного типа и наметить общие направления эффективного управления ими.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
- знать на уровне представления: процесс, принципы, цели и задачи управления, систему и методы управления в условиях рынка; организацию труда руководителя и специалиста; систему оценки эффективности работы организации или ее структурного подразделения; порядок и систему делопроизводства в организации или в ее структурном подразделении; этические принципы делового общения;
- знать на уровне понимания: цикл менеджмента, теорию управления и порядок принятия управленческих решений, организационную структуру управления в организации или ее структурном подразделении, функции и методы управления организацией и первичным коллективом; организационную и производственную структуры организации; технические средства управления; условия и способы формирования морально-психологического климата и формы делового общения в коллективе организацию контроля;
|
уметь:
- классифицировать информацию для принятия управленческих решений;
- обеспечивать порядок принятия управленческих решений;
- ориентироваться в общих вопросах психологии и этики деловых отношений, поддерживать нормальные служебные взаимоотношения, избегать конфликтные ситуации, изыскивать пути оптимизации морально-психологического климата в коллективе;
- осуществлять подбор, расстановку и обучение кадров.
Изучение дисциплины должно способствовать развитию творческого мышления учащихся, их интереса к познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой.
Цель данных методических указаний по выполнению контрольной работы – оказать помощь учащимся систематизировать теоретические знания по дисциплине.
Рекомендации и требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине выполняется студентами заочной формы получения образования.
Цель контрольной работы: методическое сопровождение и обеспечение контроля самостоятельной работы учащихся по дисциплине; усвоение и систематизация теоретических знаний; выработка специальных знаний и умений.
Контрольная работа представляется учащимся в установленные сроки для рецензии и, в зависимости от её содержания, может быть зачтена или возвращена на доработку.
Контрольная работа может быть выполнена на листах стандартной писчей бумаги формата А4 или в ученических тетрадях. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями СТП 02-06-2008, страницы должны быть пронумерованы (шрифт Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал 1, отступ первой строки 1,25 см, выравнивание по ширине).
|
Вариант контрольной работы должен соответствовать порядковому номеру обучающегося по журналу.
Контрольная работа должна иметь титульный лист, содержание, ответы на вопросы, список литературы. В конце работы обязательно ставится дата выполнения работы и личная подпись учащегося. Варианты работ включают в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание.
Контрольная работа, выполненная не самостоятельно, с несоблюдением, установленных в данном разделе методических указаний требований, возвращается учащемуся без проверки!
Контрольная работа не принимается и направляется на доработку учащемуся для повторного выполнения, если она:
· не соответствует варианту;
· выполнена не полностью (не выполнено хотя бы одно из заданий);
· списана у учащегося с аналогичным вариантом контрольной работы;
· оформлена небрежно.
Необходимо сначала написать полное название вопроса или практического задания, а затем представить ответ.
Ответы на теоретические вопросы должны быть лаконичными и только по существу вопроса. Материалы из двух или более источников литературы в ответе на вопрос обобщаются и систематизировано излагаются в виде краткого конспекта. После каждого ответа на вопрос необходимо дать ссылки на использованную литературу: номер источника по составленному вами в конце работы списка литературы и номера страницы, например:
[2, с. 44-45], [3, с.44-55]. Приветствуется использование нового материала из периодических изданий.
Варианты контрольной работы следует выбирать по порядковому номеру в журнале, который соответствует Вашей фамилии.
После рецензирования контрольная работа возвращается учащемуся и должна быть дополнена в соответствии с замечаниями, изложенными в рецензии. Соответствующим образом доработанная контрольная работа предоставляется на повторное рецензирование преподавателю-рецензенту.
Варианты контрольной работы
Вариант 1
1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
2. Функции и задачи менеджера.
3. Разработайте организационную структуру для крупного предприятия, имеющего различные направления деятельности.
Вариант 2
1. Основные школы управления.
2. Оценка работы персонала: методы, проблемы.
3. Разработайте схему реализации процесса контроля в Вашей организации.
Вариант 3
1. Эволюция менеджмента.
2. Набор и отбор персонала.
3. Охарактеризуйте стиль управления на Вашем предприятии. Приведите примеры.
Вариант 4
1. Функции и принципы менеджмента.
2. Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и
Дж. С. Моутон, классификация стилей в ней, ее сущность и назначение.
3. Разработайте организационную структуру для среднего предприятия имеющего одно направление деятельности..
Вариант 5
1. Структура и формы организации
2. Методы принятия управленческих решений.
3. Опишите стиль руководства в вашем коллективе, используя управленческую решётку ГРИД.
Вариант 6
1. Проектирование организационных структур.
2. Мотивация, ее сущность.
3. Охарактеризуйте стиль управления на Вашем предприятии. Приведите примеры.
Вариант 7
1. Методы управления организацией (предприятием).
2. Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.
3.Составьте Ваше резюме.
Вариант 8
1. Цели организации.
2. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
3.Разработайте организационную структуру для крупного предприятия, разрабатывающего инновационные проекты.
Вариант 9
1. Управленческие стратегии.
2. Требования к менеджеру.
3.Разработайте организационную структуру для небольшого предприятия торговли, реализующего парфюмерно-косметические товары.
Вариант 10
1. Власть и руководство.
2. Эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки.
3.Укажите причины неудач в карьере руководителей.
Вариант 11
1. Сущность мотивации.
2. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
3. Составьте декларацию собственных целей.
Вариант 12
1. Теории мотивации.
2 Планирование личного труда руководителя.
3. Сформулируйте программу Вашего профессионального развития по критериям-требованиям: сильные стороны; возможности улучшения.
Вариант 13
1. Понятие организационного конфликта, его виды
2. Формирование эффективного стиля руководства.
3. Смоделируйте процесс коллективного принятия решений, используя технику «мозгового штурма», методы Дельфы и японской системы «кингисё».
Вариант 14
1. Методы разрешения конфликтов.
2. Уровни управления: низший, средний, высший.
3. Разработайте систему организационно-административного и социально-психологического воздействия (управления) в Вашей организации.
Вариант 15
1. Содержание и виды управленческих решений
2. Зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности (эффективности) организации (предприятия).
3. Разработайте технологию проведения делового совещания по результатам работы фирмы за прошедший год.
Вариант 16
1. Организация и контроль выполнения решений.
2. Мотивация, ее сущность..
3. Охарактеризуйте стиль управления на Вашем предприятии. Приведите примеры.
Вариант 17
1. Организация деятельности кадровых служб.
2. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов..
3. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.
Вариант 18
1. Повышение квалификации персонала.
2. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
3. Составьте Ваше резюме.
Вариант 19
1. Организация управленческого труда.
2. Менеджмент как наука, практика и искусство.
3. Разработайте модель влияния менеджера на подчиненных, используя способы эмоционального и рассудочного влияния.
Вариант 20
1. Эффективность менеджмента.
2. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их
особенности, преимущества и недостатки..
3. Опишите структуру управления Вашим предприятием.
Список литературы
Основная литература
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 3-е изд. - Мн.: «Новое знание», 2000.
2. Климович Л.К. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 2-е изд. – Минск: РИПО, 2010.
3. Основы менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело», 1992.
Дополнительная литература
4. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Мн.: ИП «Экоперспектива››, 1999.
5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001.
6. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Румянцевой, НА. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995.
7.Огвоздин В.Ю. Краткий курс менеджмента / учеб.пособие. - М.: Финпресс, 2004.
8. Основы менеджмента и маркетинга / под ред. Седегова Р.С. - Мн., В.Ш., 1995.
9. Основы менеджмента. Учебно-практическое пособие / И.В.Болдин, Н.П. Беляцкий, Л.В. Доронок и др.- Мн. - БГЭУ, 2002.
10. Основы менеджмента/ учеб.пособие. под ред. Д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. - Дизайн обл. А.С. Андреев. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. -192 с
11. Основы экономики: учеб.пособие / Е.А. Якушкин, Г.В. Г ерманович; под ред. Е.А. Якушкина. - Минск: РИПО, 2007.- 319 с
12. Образовательный стандарт. Среднее специальное образование. Специальность 2-25 01 10 Коммерческая деятельность.
- Мн.: РИПО, 2004. - 27 с.
13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: «Прогресс» - «Праксити››, 1989-3 т.