ХОД УРОКА
1.Организационный этап:
Проверка домашнего задания.
о разнообразии, характерных признаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).
Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?
![]() |
Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?
![]() | ![]() | ||||
![]() | |||||
С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(Растения)
Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?
Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.
А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.
Показ слайда
3. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово водоросли?
Сегодня на уроке мы познакомимся с группой растений, тело которых не имеет известных вам органов растений - листьев, стеблей, корней и т.д.. – с водорослями.
Объявление темы урока
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет познакомиться с общей характеристикой водорослей, особенностями строения их клеток и тела, средой обитания и их классификацией.
Мотивация.
Ален Бомбар французский врач, биолог, путешественник и политик. Решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку?
Изучение нового материала.
1. Общая характеристика водорослей.
Водоросли, древнейшая группа растительных организмов, тело которых не разделено на органы, и носит название таллом или слоевище.
Известно более 20 тысяч видов.
Изучением водорослей занимается наука альгология
Размеры водорослей.
Среды обитания водорослей - основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных (ленивец), в теле других организмов в качестве симбиотиков - зооксантелла в теле лишайника).
В водной среде они могут входить в состав планктона, так и произростать на дне водоемов, являясь бентосными организмами.
Строение слоевища.
Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых харовых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.
По форме многоклеточное слоевище может быть нитчатым, разнонитчатыми, линейно – членистого строения(харовые), пластинчатые (ульва, улотрикс).
У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.
Строение клетки водорослей.
Клетки по плану строения напоминают клетку наземных растений.
Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.
Центр клетки - ядро. Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д.
Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты. В хроматофоре может находиться пиреноид - тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами.
Есть так же вакуоли и цитоплазма. По типу питания водоросли – автотрофы, так как способны к фотосинтезу.
1. Систематика водорослей.
Подцарство водоросли (Phycobionta)
Отдел Зелёные водоросли (Chlorophyta)
Отдел Харовые водоросли (Charophyta)
Отдел Эвгленовые водоросли (Euglenophyta)
Отдел Золотистые водоросли(Сhrysophyta)
Отдел Жёлто-зелёные водоросли(Xanthophyta)
Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta)
Отдел Динофитовые водоросли (Dinophyta)
Отдел Криптофитовые водоросли (Cryptophyta)
Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta)
Работа на закрепление
Инструктаж по ТБ
Изучение внешнего строения водорослей.
Цель: изучить особенности строения водорослей.
Оборудование: таблицы, картинки водорослей.
Ход работы
1. рассмотреть и зарисовать и подписать составляющие на примере ламинарии.
2. Сделать вывод об особенностях строения водорослей.
Рефлексия.
Закончите предложения
1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …
2.Тело водорослей не разделено на органы поэтому их относят к … растениям.
3.Тело водорослей называют … (…)
4.Тело водорослей состоит из …
5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….
6.Водоросли. как автотрофы являются поставщиками …
8. Подведение итогов урока и домашнее задание:
Сообщения, презентации, кроссворды по теме «Роль водорослей в водных экосистемах и практической деятельности человека. Водоросли Чёрного и Азовского морей»