Сущность и задачи шк.краевед.
Принципы и формы геогр.краевед.
Школьное краевед.
Государств. краевед.
Обществ.краевед.
Разв.геогр.краевед.в РБ до 1917г.
Разв.геогр.краевед.в РБ после 1917г.
Источники краевед.
Принцип разм.геогр.музеев
Стр.школьного краевед.музея
Охр.прир.тер.Брестской области
Дворцово-парк.комплексы Брестчины
Важн.культовые здания Брестчины
Охр.прир.тер.Витебской области
Дворцово-парковые комплексы Витебщины
Важн.культовые здания Витебщины
Охр.прир.тер.Гомельской области
Дворцово-парк.комплексы Гомельщины
Важн.культовые здания Гомельщины
Охр.прир.тер.Гродненской области
Дворцово-парк.комплексы Гродненщины
Важн.культовые здания Гродненщины
Охр.прир.тер.Минской области
Дворцово-парк.комплексы Минщины
Важн.культовые здания Минщины
Охр.прир.тер.Могилевской области
Дворцово-парк.комплексы Могилевщины
Важн.культовые здания Могилевщины
Основные достопримечательности г.Минска
Основные достопримечательности г.Витебска
Основные достопримечательности г.Полоцка
Основные достопримечательности г.Гродно
Основные достопримечательности г.Могилева
Основные достопримечательности г.Бреста
Основные достопримечательности г.Гомеля
1.Сущность и задачи шк.краевед. Имеет задачу всестороннего изучения учащимися определенной территории своего края в учебно-воспитательных целях на основе непосредственных наблюдений. Охватывает только учащихся и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Большую связь школьное краеведение имеет с охраной природы. Краеведение позволяет учащимся активно включиться в работу по охране и преобразованию природы. Школьное краеведение должно отвечать учебным целям. А это требует, чтобы краеведение было основным принципом обучения географии в школе.
|
2.Принципы и формы геогр.краевед. Под краеведением понимается «всесторонне познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития».А.С. Барков отмечал, что краеведение есть комплекс научных дисциплин, ведущих к научному и всестороннему познанию своего края. Краеведение не имеет своего специфического метода исследования. А.С. Барков считал, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны. Принципы: научность, систематичность и последовательность, всесторонность и комплексность, плановость, связь с хозяйственной деятельностью населения, региональность, массовость и историзм. Три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное.
|
3.Школьное краевед. Это система краеведческой образования в учебно-воспитательной работе школы, внешкольных учреждений, которая проводится по разным направлениям: литературное, историческое, географическое, природоведческое, этнографическое, фольклорное. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей географической науки. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается новыми знаниями, улучшается его педагогическое мастерство; он сближается с населением, родителями своих учеников, с местными организациями и предприятиями, отчего повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного края. Краеведение для учителя — путь к научно-исследовательной деятельности. При правильной организации школьного краеведения должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с внеклассной краеведческой работой. Должны изучаться и обрабатываться для использования в преподавании географии разного рода документальные материалы и описания, коллекции, собрания краеведческого музея, материалы исполкома, разных учреждений, а также устные повествования местных краеведов и старожилов. Наиболее глубокий анализ должен происходить на уроках в связи с изучаемыми темами программы.
4.Государств. краевед. Государственное краеведение — это комплексные научные краеведческие исследования территорий страны государственными научными учреждениями (музеями, научно-исследовательскими учреждениями, государственными органами власти и тому подобное). Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры страны. В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, отрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия.
|
5.Обществ.краевед. Общественного краеведение, объединяет идею познания родных мест и различные слои населения. В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Это добровольные краеведческие общества, краеведческая работа туристов. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций.
6.Разв.геогр.краевед.в РБ до 1917г. Систематическое научное изучение Беларуси начинается после вхождения белорусских земель в состав Российской империи. В первой половине XIX века географические сведения о Беларуси нашли отражение в трудах Е. Зябловского, Я. Лахницкого, М. Огинского,П. П. Семенова, С. Сташица. Во второй половине XIX века природно географическая информация нашла отражение в книгах П. Бобровского,И. Зеленского, А. Каревы, А. С. Дембовицкого, A. M. Сементовского. В XIX – начале XX века появились комплексные описания отдельных белорусских губерний, уездов, городских и сельских поселений. Организовывались экспедиции в различные районы Беларуси. С помощью анкет в 1911 году была изучена работа метеорологических станций Беларуси. Итогом деятельности явилось совместное с Витебским обществом любителей природы издание «Записок Северозападного отдела Императорского Русского географического общества».
7. Разв.геогр.краевед.в РБ после 1917г. Витебское окружное общество краеведения открылось 3 сентября 1924 года, объединив более 500 краеведов. Белорусский краевед, лексикограф, искусствовед Николай Иванович Касперович (1900 – 1937) с девятнадцатилетнего возраста посвятил себя исследованию Беларуси. В 1919 – 1920 годах он являлся инструктором «Часовага беларускага нацыянальнага камітэта» и «Цэнтральнай беларускай школьнай рады». Первый Всебелорусский краеведческий съезд состоялся 7 – 12 февраля 1926 года в Минске. Второй Всебелорусский краеведческий съезд прошел 10 – 13 февраля 1927 года. Отмечалаось необходимость организации районных краеведческих музеев. В начале 1927 года краеведческие музеи появились во всех окружных обществах краеведов. Одним из первых в Беларуси был создан Полоцкий окружной краеведческий музей. Краеведение на оккупированных Польшей землях Беларуси можно разделить на государственное, общественное, школьное и любительское. Государственное и школьное краеведение было представлено польскими краеведами, а общественное и любительское – белорусскими. Польское краеведение опиралось на университеты, имело свою организационную структуру, во главе которой стояло Польское краеведческое товарищество. Польское краеведческое товарищество (ПКТ) проводило работу по созданию на белорусских землях сети своих филиалов, которые должны были совмещать деятельность по изучению регионов и защите интересов польской государственности. Это привело к борьбе между польскими и белорусскими краеведами за влияние внутри местных организаций Польского краеведческого товарищества. Центром краеведческого движения на оккупированных поляками землях являлся город Вильно.
8.Источники краевед. Материалы музеев, архивов, экспедиций, краеведческая литература, воспоминания очевидцев исторических событий. Методологически краеведение использует
теоретическую и эмпирическую базу истории, географии и этнологии. Методическое обеспечение деятельности краеведов могут осуществлять местные высшие учебные заведения, музеи, библиотеки. Организационная поддержка краеведческой деятельности оказывается учреждениями внешкольного образования и воспитания туристско-краеведческого профиля (центрами детско-юношеского туризма и экскурсий, станциями и базами туристов). Центрами детского и юношеского туризма уделяется значительное внимание подготовке руководителей школьных музеев, инструкторов школьного туризма и краеведения, руководителей по созданию экологических троп и заказников. Центрами детского и юношеского туризма осуществляется учет школьных краеведческих музеев, проводится учебно-методическая работа по краеведению. При центрах и туристскоэкскурсионных базах создаются краеведческие кружки, организуются вы-ставки и конференции.
9.Принцип разм.геогр.музеев предпочтительность размещения в городском центре. Музеи являются ведущими объектами формирования общегородского ансамбля. Соблюдение данного требования обеспечивает равнодоступность музея для посетителей из разных районов; включение музея в комплекс учреждений культуры вместе с другими музеями, театром, выставочным залом, библиотекой, архивом, центром информации и досуговыми учреждениями. Кооперация дополняет функциональную программу музея и привлекает новые категории посетителей; близость парка - для устройства открытой экспозиции, естественной защиты от шума и загрязнений и создания необходимых музею рекреационных зон; достаточная площадь территории для строительства и перспективного расширения музея.
10.Структура школьного краевед.музея В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду. Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. В школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Целесообразнее начинать создание музея с составления плана. Он обсуждается и утверждается на педагогическом совете. Для руководства работой по созданию музея назначается учитель, обычно историк или географ. Под руководством учителя совет музея составляет план экспозиций, определяет тематику, примерный перечень материалов, которые нужно найти, рекомендует пути поиска материалов, организует для этой цели консультации, разрабатывает задания каждому классу. Желательно, чтобы все члены совета музея были из старших классов. В состав совета музея избирается примерно 10-12 человек, между которыми распределяются обязанности. Председатель совета музея организует всю работу совета музея. В его обязанности входит подготовка плана работы музея. Главный хранитель фондов музея отвечает за учет и хранение музейных коллекций, ведет инвентарную книгу, составляет картотеку, вместе с помощником классифицирует памятник и, выдает их для экспонирования и использования в учебно-воспитательном процессе. Ведет протоколы заседаний совета музея, оформляет и хранит все документы по организации и проведению походов, экспедиций секретарь совета музея. Каждый из членов совета музея имеет конкретное задание, утвержденное на совете музея. Обычно члены совета отвечают за сбор материала, создание экспозиций, организацию экскурсий, походов и др.
Открытие музея не следует откладывать до того времени, когда будут собраны все экспонаты, предусмотренные планом. Уже с появлением первых материалов необходимо организовать выставки, создать краеведческий уголок, который постепенно будет перерастать в музей. В противном случае ребята, не видя результатов своего труда, могут потерять интерес к музею.
11.Охр.прир.тер.Брестской области Расположен крупнейший в республике национальный парк "Беловежская пуща". Его площадь в пределах области 51126 га, что соответствует 1,6% территории области. По данным на 1.01.99 года имеются: 21 заказник республиканского значения, 29 заказников местного значения (областных 8 и местных 21). Общая площадь заказников республиканского значения составляет 260471 га (8,1% территории области). Заказники местного значения занимают площадь 34760 га (1% территории области). Общая площадь всех заказников на территории области составляет 295231 га, соответственно 9,1% территории, что является самым большим показателем в республике. Самым большим по площади (94219 га) является ландшафтный заказник республиканского значения "Ольманские болота", созданный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь с целью сохранения крупнейших Припятских болот в Столинском районе.
12.Дворцово-парк.комплексы Брестчины 1.Дворцово-парковый комплекс Немцевичей памятник садово-паркового искусства и архитектуры барокко. Построена в 1770-е годы как усадьба в родовом имении Немцевичей. Здесь родился и жил общественный деятель, польский писатель и публицист Юлиан Немцевич, один из авторов Конституции 1791 года, сподвижник Костюшко в восстании 1794 года. 2. Дворцовый комплекс Сапегов в Ружанах в начале XVII века, когда Ружаны переходят известному белорусскому магнатскому роду – Сапегам. Произошло это при одном из самых известных представителей рода – Льве Сапеге. Именно он начал здесь строительство своей резиденции. Сведения об этом датируются 1602 годом, но строительство началось еще раньше. Дворец строился на месте замка Тышкевичей, которым до этого принадлежали Ружаны. 3. Дворцово-парковый комплекс Потоцких Первые упоминания о городе Высокое в исторических документах относится к XIV в., когда великий князь Гедимин проездом на Русь задержался в Высоком Городе, который привлек его внимание своим живописным видом. Комплекс усадьбы состоит из каменного дворца и 2 Г-образных в плане флигелей, которые создают прямоугольный парадный двор, а также служебный корпус с полузамкнутым двором с северо-восточной стороны от дворца до брамы.