Возможности и особенности осуществления творческого проекта в деятельности педагогов изобразительного и декоративно-прикладного творчества




 

Современные дети ждут от педагога знаний для жизни. Поэтому процесс обучения должен представлять особое решение четко поставленных и понятных ребенку учебных задач, решение которых предполагает выявление имеющихся знаний, их актуализацию, а затем получение недостающих знаний, обобщение и структурирование. При этом важно учить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. В основе организации образовательного процесса должно быть обучение через желание ребенка, стимулирование его природной любознательности, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению новых знаний, к творческой деятельности.

В данном случае на помощь педагогу приходит метод проектов, позволяющий по-новому организовать и процесс обучения, и взаимоотношения между педагогом и учащимися.

Проект (от лат.projectus – «брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед») – замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В педагогике метод проектов понимается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться волне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Признаки проектной деятельности:

§ Синтез мыслительной, коммуникативной, практической (творческой) деятельностей;

§ Чаще всего групповое выполнение проекта;

§ В основе каждого проекта лежит проблема;

§ Цель и задача проекта формулируются на основании исходной проблемы с учетом конкретных условий ее решения;

§ Деятельность в учебном проекте подчинена логике, которая реализуется в последовательности ее этапов;

§ Осуществление учебного проекта завершается презентацией полученных результатов.

Применительно к условиям учреждения образования учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

С точки зрения учащихся учебный прет – это:

ü Возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, используя максимум своих возможностей;

ü Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

ü Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма значимо, интересен и значим для самих открывателей.

Самостоятельность учащихся в проектной деятельности обеспечивается их участием в обсуждении цели и задач проекта, сформированностью необходимых для работы знаний, умений и навыков и включением в деятельность через личную мотивацию.

С точки зрения педагогов, учебный проект – это:

ü Задания для учащихся, сформулированные в виде проблемы, форма организации целенаправленной деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем и между собой, а также результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы проекта;

ü Интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать спецефические умения и навыки проектирования (проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, практическое приенение знаний, умений и навыков, выбор освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования).

 

В основе метода учебных (творческих) проектов лежит схема «от идеи до конечного результата»: идея (проблема) – проектирование - поиск информации -практическая творческая работа – продукт – презентация.

 

Метод учебных проектов характеризуется как:

Ø Личностно-ориентированный;

Ø Деятельностный;

Ø Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

Ø Построенный на принципах проблемного обучения;

Ø Развивающий умение самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

Ø Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

Ø Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

Ø Здоровьесберегающий.

Учебный проект отличается от коллективно-подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов ее деятельности, так как главным результатом работы над проектом является анализ деятельности и представление способов решения проблемы данного проекта. Для учащихся момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа.

 

Метод проектов предполагает четкую этапность работы:

§ Этап 1 – погружение в проект;

§ Этап 2 – организация деятельности;

§ Этап 3 – осуществление деятельности;

§ Этап 4 – презентация результата.

Степень активности, самостоятельности учащихся и педагогов различна на разных этапах. Особенно важна роль педагога на этапе погружения в проект. Также роль педагога значительно возрастает и на этапе презентации, обобщения результатов проектной деятельности: он анализирует, резюмирует, дает оценку. Степень активности и самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: