Становление русской культуры




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫРОССИИ

План

1. Становление русской культуры.

2. Характерные черты русской средневековой культуры (IX–XVII вв.).

3. Становление и развитие российской культуры в эпоху Нового времени (XVIII – начало XX вв.).

4. Общая характеристика культуры новейшего времени:

а) культура советского периода (1917–1991 гг.);

б) основные тенденции, достижения культуры на современном этапе (1991 г. – начало ХХ1 в.)

Становление русской культуры

Культура народа является частью его истории. Ее становление и развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые 4 воздействовали на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. Русь складывалась и развивалась из восточно-славянских и финноугорских племен, заселявших обширную территориюРусской равнины. Восточные славяне имели оригинальную культуру, в основе которой было язычество. Долгие годы русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, художественные ремесла – развивалась под влиянием языческого мировоззрения. Так, к языческим временам относятся истоки русских сказок, былин, пословиц, народной музыки. В Древней Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Деревянные изваяния были объектом поклонения в языческих капищах. При раскопках славянских поселений археологи находят пластины, женские украшения с изображениями животных и растений и др. Славянские дома украшали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Самым распространенным сюжетом на оконных наличниках был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Таким образом, восточные славяне создали своеобразный мир красоты: яркий, эмоциональный, символичный, наполненный природными образами. Территория Руси/России имела ряд географических и природных особенностей: необъятность ее территории, суровый климат, незначительная плотность населения, открытость границ, которые оказали большое влияние на культуру страны. Отсутствие естественных границ, с одной стороны, имело негативное значение: соседями славян с юга и востока были агрессивные кочевые племена, совершавшие на славянские земли опустошительные набеги. Кроме того, через эту территорию проходили миграционные потоки с запада в северное Причерноморье и с востока на запад, сметавшие все на своем пути. Необходимость защиты границ, противостояния агрессорам с запада и востока требовало объединения народа и власти. Только сильный правитель мог собрать и снарядить общерусскую дружину и дать отпор врагу. Однако расположение страны на равнинной территории имело и положительные моменты. Здесь создавались благоприятные условия для межплеменных контактов, в результате чего формировалась общая культура, в которой переплетались и объединялись традиции как славянских племен, так и соседних народов (угро-финские, балтские, скандинавские, хазарские, волжские булгарские племена), с которыми Русь 5 торговала, воевала, заключала мирные договоры… Первые крупные центры восточных славян становились «этническими котлами». Это формировало такие черты мировосприятия ее жителей, как веротерпимость, спокойное, уважительное отношение к обычаям других народов. Особенностью территории был также суровый климат и малоплодородные почвы. В этих условиях вырастить урожай можно было только совместными усилиями. Недаром здесь вплоть до начала ХХ в. существовала соседская община, жизнь в которой способствовала формированию таких специфических черт национального самосознания, как коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. Большое влияние на культуру Руси оказало православие. Принятие новой веры – переломный момент в истории русской культуры, т.к. религия является главной, базовой основой любой культуры. Она оказывает серьезное влияние на образ жизни, определяет систему идей, верований, представлений о человеке, о его месте в мире. Выбор восточной ветви христианства – православия – был определен рядом причин, как внутренних, так и внешних. Единому государству нужна была монотеистическая религия, т.к. языческое многобожие мешало завершению процесса складывания централизованного государства. В это время в мире было несколько монотеистических религий. Владимир 1 в 988 г. выбирает христианство в восточном варианте. Решающую роль в принятии веры из Византии сыграли традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. Кроме того, в Византии церковь традиционно была политической и духовной опорой светской власти. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Принятие князем Владимиром христианства в восточном варианте во многом определило историческую судьбу Российского государства. Этот выбор, во-первых, был шагом к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. В результате Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Однако православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. 6 Крещение Руси в 988 г. привнесло вместе с христианством богатые культурные традиции Византии, которая была тогда лидером европейской цивилизации. На Руси стала распространяться славянская письменность, появились книги и монастырские библиотеки, расцвели церковное зодчество и храмовая живопись. В период средневековья православие оказало большое влияние на формирование духовно-нравственных черт народа. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта: многоженством, кровной местью. Она внедряла в сознание людей идею равенства всех живущих на земле перед Богом, проповедовала благочестие, гуманизм, милосердие к слабым и беззащитным. Постепенно сформировался идеал верующего. На его становление оказали влияние не только православные каноны, но и образ жизни, традиции восточных славян, которые формировались в условиях постоянной защиты границ государства от агрессоров, коллективного труда в соседской общине. Идеал православного человека включал в себя искреннюю веру в Бога, строгое соблюдение нравственных норм (заповедей): помощь, сострадание, любовь и терпение. На Руси почитались такие качества человека, как храбрость, а также готовность пожертвовать собой или, как говорили в старину, «положить живот» за веру. Подтверждением истинности веры были конкретные дела человека, которые мало были связаны с ростом материального благополучия. Деятельность должна была быть направлена не на личное обогащение, а на добрые дела, связанные с помощью нуждающимся: проявление жалости ко всем нищим, убогим, немощным, наказанным. Отношение православия к государственности строилось на утверждении, что всякая власть от Бога. Христианство создало почву для формирования единого древнерусского народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Одной из важнейших идей религиозного менталитета россиян стала соборность. Изначально этот термин означал совместное участие верующих в церковной и мирской жизни. Однако соборное чувство соответствовало не только высоким нравственным идеалам православия, но и традиционной идее коллективизма, уходящей своими корнями в крестьянскую общину, в которой благоденствие и невзгоды переживались всем миром. При этом в соборном жизнеощущении россиян чувство большой Родины не отделялось от чувства Родины малой – своего села, соседей. Православная соборность укрепляла в жителях страны чувство общественного единства, противостояла вражде и розни. Идея соборности нашла практическое воплощение в содружестве и сотрудничестве различных наций, а стремление к соборному сосуще- 7 ствованию помогало россиянам обустраивать огромную многонациональную территорию. Принятие христианства оказало большое влияние на развитие культуры. Православные ценности нашли воплощение в художественном творчестве, придав русской культуре высокую духовность, уникальность и неповторимость. Однако православие, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, т.е. на те области, которые были тесно связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогли преодолеть языческих истоков русской культуры. Славяне, принимая крещение, не до конца понимали, что это требовало отказа от языческих ритуалов и верований. Привыкая к христианскому Богу, они вместе с тем благоговейно чтили и свои прежние святыни. Люди продолжали придерживаться принятых ранее обрядов, не забывая при этом новую религию. После молитвы в храме славяне спешили помолиться в рощу, в хлебное поле, чтобы не обидеть своих исконных покровителей. Или, например, люди могли в день Пасхи громко кричать «хозяевам леса» о Христовом воскрешении, а домовым и лешим подносить куличи и яйца. Постепенно под влиянием православного духовенства отчетливая вера в старые божества меркла в народном сознании и языческие боги стали отождествляться с христианскими Святыми (например, Илья Пророк – Перун, Святой Николай или Святой Власий – Велес/Волос). Княжеская власть и православная церковь стремились заменить язычество православием, сделав этот процесс постепенным и понятным для людей. Поэтому, например, большое количество чисто православных церковных праздников было приурочено к основным языческим. Прочнее всего оказалась та часть языческих верований, которая была связана с народным бытом: годовые праздники, символические обряды. Отголосками язычества до сих пор являются такие праздники, как коляды и масленица. В результате на Руси сложилось такое явление, как двоеверие, просуществовавшее длительное время. Переплетение православных и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Словарь:

Двоеверие – одновременное существование официальной православной религии, которая преобладала в городах, и язычества, которое не проявлялось ярко, но по-прежнему существовало в отдельных 8 частях страны, особенно на северо-востоке, а главное – достаточно прочно сохраняло свои позиции в сельской местности. Коллективизм – принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным, в сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм является одной из черт русского народа, сложившейся в древности. Причинами его формирования является в первую очередь природно-географический фактор: трудные природно-климатические условия, необходимость освоения огромных территорий и постоянные нападения соседних народов. Все это побуждало русских людей держаться друг друга, сообща работать, обороняться и жить. Для организации хозяйственной жизни в трудных природно-климатических условиях и взаимопомощи славянами была создана соседская община. Она формировала традиции и формы русской бытовой демократии, такие как сельские сходы, выборность сельских старост, привычка решать проблемы всем «миром». Она же определила преобладание общественной собственности над частной, создала такие уникальные формы хозяйственной организации, как русская артель. Славянофил Хомяков, посвятивший русской общине обстоятельные исследования, считал, что для русского крестьянина сельский «мир» есть как бы олицетворение его общественной совести. Ради общества можно пойти на любые жертвы, ибо на миру, как известно, и смерть красна. Да и сама Россия в глазах простого русского человека – не государство, а скорее семья. Общинная форма жизни дала возможность русскому человеку освоить самые тяжѐлые для жизни территории. Она вырабатывала в нем коллективизм, соборность, дававшие людям чувство защищѐнности, уверенности в жизни, снимавшие крайний индивидуализм и этническую исключительность. Эти качества русского человека не раз спасали страну от завоевателей, обеспечивали внутренний мир и комфортные условия проживания для всех живущих в России народов. Но при этом общинный коллективизм ограничивал интересы, личную свободу и личное благосостояние общинников. Православие – одно из направлений христианства, сформировавшееся окончательно в Х1 в. Сложилось на территории Византийской империи (территории современных Греции, Болгарии, Турции) в результате раскола единой прежде христианской церкви. Христианство делится на три ветви: православие, католицизм и протестантизм. Священная книга христиан – Библия, которая состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Суть религии едина, хотя 9 отдельные ветви христианства обладали и значительным своеобразием. Это во многом связано с социально-экономическими и политическими особенностями Западной Европы. В Европе, благодаря традициям античности, рано сформировались идеалы демократии, приоритета индивидуального над коллективным, рационалистическое мышление. Здесь намного раньше, чем в России зародился капитализм и частная собственность. В результате протестантизм и отчасти католичество оказались более сосредоточены на хозяйственно-экономических вопросах, более тесно, чем православие, связаны с повседневной сферой жизни людей, ориентированы на их успешную практическую деятельность. Так, в соответствии с идеями протестантизма именно в профессиональной деятельности и только в ней человек может проявить свою веру, а успехи в труде являются доказательством того, что эта деятельность угодна Богу. Тем самым протестантизм санкционирует индивидуальную предприимчивость, поощряет стремление к обогащению, дает возможность собственнику с гордостью смотреть на процветание своего производства. Суровый климат, малоплодородные почвы, постоянная опасность нападения агрессоров формировали в человеке коллективизм, терпение, милосердие, подвижничество, слабо выраженное стремление к личному обогащению. Идеал верующего представлял собой образ человека, призванный пробуждать стремление к жизни в соответствии с церковными канонами и основами православной культуры, благочестию, совестливости, умеренности и сдержанности, а также к трудовой дельности для блага других людей, готовности к самопожертвованию ради веры. С 988 г. христианство становится духовно-нравственным стержнем российского общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной церкви. Соборность – понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в других языках. Понятие было введено русским философом А. Хомяковым и развито славянофилами, а затем и русскими религиозными философами. Под «соборностью» А. Хомяков подразумевал уникальность и целостность Православной церкви. «Соборность 10 противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму» (Н.А. Бердяев). Термин «соборность» связан со словосочетанием «Церковный собор», обозначающий собрание представителей духовенства для обсуждения общезначимых вопросов вероучения или церковной организации. Также этим словом обозначают религиозное сооружение (собор), куда приходят верующие. Идея соборности была близка и понятна верующим россиянам, так как совпадала не только с глубоко укоренившимися в народном сознании духовно-нравственными религиозными заповедями, но и традициями общинного коллективизма, решения важных вопросов сообща, «всем миром», взаимопомощи, терпения и милосердия. Язычество – комплекс ранних политеистических верований (многобожие), основным признаком которого является одухотворение природы, отраженное в культах богов, духов, предков. С помощью языческих представлений восточные славяне пытались объяснить свое существование и происходившие на их глазах природные процессы. Религия выполняла регламентирующую функцию через систему ритуальных запретов и разрешений. Это способствовало выработке в сознании славян нравственных ценностей. Условно верования восточных славян можно разделить на три большие группы: 1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и богов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности; 2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относились два праславянских божества: Перун и Велес, а также древнерусские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало. Славянские языческие верования делили весь мир на три космические зоны: потусторонний мир, мир (землю) людей, небесное царство богов. Общеславянским богом, объединявшим военную, религиозную, хозяйственную функции, был громовержец Перун, небесный бог войны. Стрибог олицетворял ветер, Хорс, Дажьбог – солнце; Велес (Волос) – бог скота; Сварог – бог неба; Месяц олицетворял время; Лада – добро, богиня красоты, любви, весны, очарования; Купало олицетворял время наивысшего развития творческих сил природы. Языческие божества были подобны людям. Человеческими чертами наделялись и духи, населявшие леса (лешие), источники (водяные) и т.д. Духи окружали человека повсюду: например, дома – домовой, берегини и рожаницы способствовали семейным предприятиям. Один и тот же дух мог быть и добрым, и злым, поэтому его нужно было задобрить. Но главными помощниками на протяжении всей жизни славян считались предки. Умерший предок отправлялся в другой мир, который представлялся не как загробный, а как мир, начинающийся сразу за пределами первобытной общины и ее хозяйства. Умершие, покинувшие свой род, перешедшие в другой природный мир, тождественный для язычника с потусторонним, сливались в представлении потомков с духами, воплощавшими силы и явления природы. Но, будучи связанными с человеческим родом и почитаемыми им, предки становились покровителями потомков в ином мире, проводниками их желаний. Поэтому все хозяйственные праздники славян сопровождались поминовением-почитанием предков. Это были дни объединения предков и потомков за общим жертвенным пиром. Пир являлся главным обрядом, сопровождающим все события жизни человека: рождение ребенка, свадьбу, похороны. Смерть не пугала потому, что род был вечным и бессмертным. Славяне считали, что умерший рождается в потомке. Поминальная тризна – это не грустный обряд, а праздник обновления и возрождения рода. Отсюда – сочетание траура и ритуального веселья, воинских ристалищ (состязаний) и игрищ. Это демонстрация силы и жизнеспособности рода, противостоящего смерти. Жизнь воспринималась как цикл возрождений в рамках вечного рода и была подобна сезонному циклу воскресений природы. Главной функцией умершего предка было управление явлениями мира природы, а сам он связывал природу и человеческий род, включал его в природный цикл возрождения через смерть. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья. Широко были распространены различные виды гаданий о будущих событиях.

Природно-климатические особенности территории, повлиявшие на формирование культуры Руси/России:

«Среди факторов, повлиявших на формирование ядра русской культуры, первостепенное значение имели природные и климатические условия, а они, в свою очередь, определялись особенностями географического положения. Как складывались отношения славян с окружавшим их пространством? Значительную роль в процессе формирования «жизни и понятий» человека древней Руси играл лес. Он стал средой обитания и оказывал древним славянам самые разнообразные «услуги». Лес кормил, 12 одевал, обувал, согревал древних славян, служил самым надежным убежищем от врагов. Несмотря на это, человек боялся леса, населяя его всевозможными страхами. Понимание пространства в русской культуре происходило через степь. Она формировала отношение к пространству как к отсутствию видимых границ и пределов и в то же время как угрожающее пространство, за которым начиналась сторона «незнаемая», чужая, посягающая на пространство, которое в сознании древних славян уже было обозначено как «свое», образы русских богатырей в устном народном творчестве воплощали желание защититься от этой опасности. Таким образом, степь и лес совмещали в себе два противоположных начала – безграничность и границу, стихию и желание организации пространства. Пожалуй, только река давала древним славянам четкую систему координат, формировала навыки совместной деятельности, организации и порядка. Природные условия дополнялись особенностями климата, что, в свою очередь повлияло на формирование типа хозяйственной деятельности, психологического склада, привычек, традиций – всего того, что называют менталитетом народа. Климатические условия Восточноевропейской равнины – зоны расселения восточных славян в VI веке – отличались от тех, в которых складывалось представление о труде у народов западноевропейских стран. Континентальный климат с его долгой и холодной зимой, короткой весной, жарким летом и непродолжительной осенью требовал от земледельца колоссального напряжения сил в период страды и неторопливо-созерцательного отношения к труду в период зимы. Сложности климатических условий формировали представление о трудовой деятельности как о прерывающемся процессе. Во время сбора урожая, а также «отвоевывания» у леса пространства для обработки земли повышалась роль коллективного труда. Так складывался коллективизм, предпосылки для индивидуализма просматривались слабо, поскольку не было мотивов для состязательности в труде. Работая в коллективе, люди не стремились выделиться среди других, поскольку более эффективной была коллективная деятельность».

Влияние христианства на культуру Древней Руси:

«В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия».

Д.С. Лихачев о национальном характере россиян:

«На нашей планете издавна существовало несколько типов культур: китайская, японская, буддийская, исламская, европейскохристианская. Я не буду перечислять все культуры и не собираюсь оценивать культуры. Каждая национальная культура и каждый тип культуры бесценны. В мире существует множество бесконечностей, и каждая бесконечность находится в несоизмеримости с другой. Теперь обратимся к России. Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. Русская культура распространяется на огромную территорию, в нее включаются и Ленинград-Петербург, и Владивосток. Это культура единая. Семья, переезжающая из Ленинграда в Хабаровск или Иркутск, не попадает в иную культурную среду. Среда остается того же типа. Поэтому нет смысла искать географические границы Европы в Уральском хребте, Кавказских горах или где-нибудь еще. И Армения, и Грузия принадлежат европейскому типу культуры. Спрашивается: почему? Ответ в том, что я сказал вначале: они принадлежат к единому типу культуры. И это в силу своего христианства. Свобода личности, веротерпимость, пройдя через все испытания средневековья, стали основными особенностями европеизма в культуре. Русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятки других народов и издавна была связана с соседними культурами Скандинавии, Византии, южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа, – культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Но русская культура еще и потому европейская, что она всегда в своей глубочайшей основе была предана идее свободы личности. Большинство людей и на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет! Вспомните: в союз многих племен – восточнославянских, угро-финских, тюркских – были по летописной легенде призваны князья-варяги. Сейчас ясно, что князья выполняли в Х-XI вв. роль военных специалистов. А кроме того, если легенда верна, то для такого общего призвания нужен был союз, какая-то организация. Но мало этого – кем бы ни управляло вече в русских городах — оно было большой школой общественного мнения. С мнением киевлян и новгородцев постоянно должны были считаться князья. Новгородских князей даже не пускали жить в пределах города, чтобы избежать диктатуры. Люди свободно переходили из княжества в княжество, как и сами князья. А когда установились границы государства, началось бегство в казачество. Народ с трудом терпел произвол государства. Вече сменили собой земские соборы. Существовало законодательство, «Русская Правда», «Судебники», «Уложение», защищавшие права и достоинство личности. Ведь и Север, и Сибирь с Аляской были присоединены и освоены не столько государством, сколько народом, крестьянскими семьями, везшими с собой на возах не только хозяйственный скарб, но и ценнейшие рукописные книги. У замечательнейшего представителя европейского Возрождения – Максима Грека, переехавшего в Россию на рубеже XVI в., … есть поразительный по верности образ России. Он пишет о России как о женщине, сидящей при пути в задумчивой позе, в черном платье. Она чувствует себя при конце времен, она думает о своем будущем. Она плачет. Берег реки или моря, край света, пути и дороги – были всегда местами, к которым стремился народ. Что же нам делать в будущем, особенно с теми двумя чертами русского характера, о которых говорилось ранее. В будущем их надо во что бы то ни стало развивать в правильном направлении. Стремление русских к воле надо направлять по пути всяческого развития духовной множественности, духовной свободы, предоставления юношеству разнообразных творческих возможностей».

Бердяев о феномене русской культуры:

По мысли выдающегося философа Н.А. Бердяева, созданный культурой духовный образ Родины противопоставляется Западу. Восточная и западная культурная идентичность покоится в разных плоскостях мироощущения: созерцательной и действенной. Запад – это носитель интенсивной энергии и культуры, ориентированной на изменение внешнего мира, ему присущ «пафос мещанского устроения». Восток – выразитель экстенсивной культуры, настроенной на созерцательное восприятие природы, человека, мира. В российской культуре взаимодействуют оба начала, но восточное преобладает в ней, что обусловлено влиянием православно-христианской традиции, усвоенной Россией от Византии. По мнению Бердяева, русская культура выступает посредницей во взаимоотношениях двух типов культур.

 

УЧЕБНАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Алпатов М. В. Искусство: Живопись, скульптура, графика, архитектура: кн. для чтения. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1963. — 554 с.

2. Воронов В.С. Русское декоративное искусство. Народная резьба. Выпуск 1. М.: Госиздат, 1925. – 37 с.

3. Вишняков С. А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учеб. пособ. / С.А. Вишнякова. — М.: Флинта, 2012. — 64 с.

4. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: 2000. - 224 с.

5. Дмитриев Ю. А. История русского и советского драматического театра (от истоков до современности): учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

6. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В двух томах / А. В. Иконников. — Москва: Прогресс-Традиция, Том 1. — 2001. — 656 с.

7. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В двух томах / А. В. Иконников. — Москва: Прогресс-Традиция, Том 2. — 2002. — 672 с.

8. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. — 3-е изд., перер. и доп. — М.: Высшая школа, 2007. — 407 с.

9. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. Ред. Т.Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – 556 с.

10. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. - М.: Изобразительное искусство, 1980. – Кн. 1 — 312с.

11. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. - М.: Изобразительное искусство, 1980. – Кн. 2 — 288с.

12. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. Т.1 / ред. кол.: Б.В. Вейман и др. — М.: Искусство, 1965. — 304 с.

13. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. Т.2 / ред. кол.: Б.В. Вейман и др. — М.: Искусство, 1968. — 322 с.

14. История советской архитектуры (1917-1954 гг.). Былинкин Н.П., Калмыкова В.Н., Рябушин А.В., Сергеева Г.В. – М.: Стойиздат, 1985. – 256 с.

15. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1977. – 288 с.

16. Роговер Е. С. Русская литература XX века: учебное пособие. — 2-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Форум, 2011. — 496 с.

17. Советское монументальное искусство. Вып. 74 / сост. И. Пронина. — М.: Сов. художник, 1976. — 221 с.

18. Современная советская архитектура 1955 – 1980 гг.: Учебник для вузов. / Под ред Былинкина Н.П., Рябушина А.В. – М.: Стойиздат, 1985. – 224 с.

 

Дополнительная литература:

19. Алленов М.М. Русское искусство XVIII- начала XX века. Кн. 2. — М.: Трилистник, 2000. — 320 с.

20. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967. Т. I. - II.

21. Болотина И.С. Русский натюрморт. - М.: Искусство, 1993. – 135 с.

22. Бродский И. Стихотворения и поэмы (1940-1996). — [б. м.]: [б. и.]. —812 с.

23. Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. — М.: Искусство, 1976. — 1127 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: