Методические рекомендации по выполнению каждого задания.




1.Составить подборку методического инструментария педагога-психолога для профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ.

Сначала необходимо продумать общую схему предполагаемой работы с учащимися: на учащихся какого года обучения будет направлена работа (например, с 1 класса по 11 класс или только с 5-го класса по 11 класс, или это будут учащиеся 6-11 классов, или только 9-11 классы и т.д.; определитесь с одним из вариантов или продумайте свое отличное решение). Примерный план схемы включает в себя перечень методического инструментария для реализации диагностико-консультативного, информационного, развивающего и активизирующего подходов. Каждый из подходов должен быть отражен какой-либо формой практической работы с учащимися, не менее 5-ти форм работы по каждому из подходов. Продумайте эти формы работы и отразите их в виде краткого конспекта, отражающего общий план схемы предполагаемой работы: к примеру, если это работа со справочниками, то перечислить названия справочников и форму работы с ними, привести перечень вопросов, задаваемых учащимся для работы со справочником и т.д. Если это работа с видеоматериалами, то перечислить эти материалы и т.д.Диагностические методики: отразить название, инструкцию, приложить бланк, ключи к обработке данных. Если это тренинги – описать кратко его содержание (не более 1 стр.), если это отдельные упражнения, техники, то также привести их краткое методическое описание. Наконец, изложить последовательный план составленной вами схемы профориентационной работы с учащимися.

 

Для справки:

Информационный подход представлен:

· образовательными выставками, днями открытых дверей, ярмарками вакансий, встречами со специалистами, представителями различных вузов и организаций и т.д.

· презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике;

· справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;

· сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;

· поисковые системы в интернете – банки вакансий для соискателей и работодателей.

И т.д.

Диагностико-консультационный подход - это:

  • интервью-собеседование и анкетирование;
  • профориентационное и психологическое консультирование;
  • профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).

 

Развивающий подход – это

  • тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения («Моя профессия», «Облака знаний» и т..д.);
  • деловые игры,
  • коучинг;
  • психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции;
  • компьютерные программы («Интеллект-тренажер»);
  • обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда и т.д..

 

Предлагаемы формы работы должны быть как для индивидуальной, так и для групповой работы.

 

Литература:

1. Романова Е. С. Психодиагностика. Спб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Спб.: Питер, 2003. 464 с.

3. Романова Е. С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. М:Аспект-пресс, 2011. 416 с.

4. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М.: ИД Первое сентября, 2004.

5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, 2002. 400 с.

6. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус, 2006. 256 с.

7. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: Сфера, 2005. 128 с.

8. Резалкина Г. В. Секреты выбора профессии. Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2005. 144 с.

9. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. Спб.: Речь, 280 с.

10. Бендюков М. А., Соломин И.Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. Спб.: Речь, 2006, 240 с.

 

2. Составить резюме педагога-психолога (или резюме по своей специальности на данный момент времени, на выбор).

Составить грамотное резюме в объеме не более 2 стр. формата А4. Дополнительная информация в помощь для составления резюме содержится в прикрепленном файле РЕЗЮМЕ.

 

3. Провести одну профориентационную диагностику с последующей обработкой, интерпретацией, анализом полученных результатов и написанием рекомендаций на основе 3-4 методик (перечень методик прилагается).

 

Выбрать 3-4 методики по профориентации (см. литературу и список) и провести, к примеру, самодиагностику с последующей обработкой, интерпретацией и написанием рекомендаций.

 

Для справки:

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

· темперамент;

· характер;

· способности;

· направленность;

· интеллектуальность;

· эмоциональность;

· волевые качества;

· умение общаться;

· самооценка;

· уровень самоконтроля;

· способность к групповому взаимодействию.

Литература:

1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2001. 672 с.

2. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. Спб.: Речь, 2002. 416 с.

3. Романова Е. С. Психодиагностика. Спб.: Питер, 2008. 400 с.

4. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. Спб.: Речь, 2006, 524 с.

5. Основы профориентологии. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

6. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

8. Зеер Э., Павлова А., Садовникова Н. Основы профориентологии. 2005. 160 с.

9. Зеер Э., Сыманюк Э. Психология профконсультирования. 2014. 224 с.

 

 

4.Реферат на одну из предложенных тем на выбор (список прилагается).

Структура реферативной работы:

- титульный лист

- содержание

- основное содержание работы, согласно содержанию

- заключение

- Список литературы.

Общий объем – минимум 12 стр. и 20 стр. максимум! Шрифт 14 TimesNewRoman, 1,5 интервал между строк, абзацы отделяются только красной строкой. Текст выравнивается по ширине листа. Нумерация страниц обязательна. В тексте реферата обязательны ссылки на литературу в квадратных скобках ([5], где цифра – это порядковый номер литературы). Список литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке. При написании реферата использовать не менее 7 источников.

Если есть желание написать реферат по своей теме, сопряженной с профориентационной работой с учащимися, – это допустимо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: