Лексика. Фразеология. Лексикография




 

1. Составьте словосочетания со следующими словами, учитывая особенности их сочетаемости. Есть ли что-то общее в значении слов, объединенных суффиксом -Н-?(Какое значение имеет суффикс -Н-?)

 

гигиеническая – гигиеничная

логический – логичный

экономический – экономичный

 

2. Определите, о каких словарях идет речь?

а) словарь, указывающий нормы произношения и ударения;

б) словарь, который фиксирует слова, отличающиеся друг от друга оттенками значения и употребления в речи;

в) словарь, который описывает происхождение слов;

г) словарь, предназначенный для фиксации норм правильного написания слов;

д) словарь, предназначенный для фиксации лексических и грамматических норм правильного употребления устойчивых сочетаний слов.

 

3. Старинные названия месяцев соотнесите с современными названиями. Попытайтесь объяснить, почему в старину месяцам давали именно такие названия.

 

Июль Март Декабрь Август Апрель Октябрь Февраль Студень Бокогрей, снежень Зимобор, протальник Снегогон, цветень, брезень Жнивень, серпень Листопад Червень

 

4. Объясните значение устойчивого сочетания «сломя голову». Подберите к нему как можно больше фразеологизмов, связанных с ним синонимическими и антонимическими отношениями.

 

5. Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?

а) Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

б) Похожи как две горошины в стручке.

в) Дождь льет собаками и кошками.

г) Нет места, чтобы размахивать кошкой.

д) Каждый повар свое варево хвалит.

 

6. Назовите фразеологизмы, о которых идет речь. Объясните их значение. Составьте с ними предложения.

 

а) Происхождение этого фразеологизма связывается с именем парижского врача, который мог рассмешить больных до такой степени, что они выздоравливали. Когда доктор стал популярным, вместо приемов он стал рассылать своим пациентам отпечатанные листки, в заголовке которых стояло его имя, а под ним находились шутки, имевшие целительное свойство. По другой версии, это выражение возводят к анекдоту о французском адвокате, который отличался рассеянностью и говорил скороговоркой. Защищая некоего Матьяса, у которого украли петуха, адвокат назвал самого клиента петухом (gallo), сказав вместо Gallus Matthias – galli Matthias.

 

б) Это собственно русское выражение, которое возникло в речи прачек. При стирке белья когда-то пользовались такими приспособлениями, как скалка, или каток, - круглая деревяшка, - и рубель – рифленая доска с ручкой, при помощи которой скалке можно придавать вращательное движение, «катать» ее вместе с накручивающимся на нее бельем. Белье, которое было хорошо прокатано, имело отличный вид, даже если стирка была не очень качественной.

 

в) Это выражение восходит к греческим мифам о боге лесов и полей, который диким хохотом и свистом наводил безотчетный ужас на людей, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Если вы вспомните имя бога, назвать фразеологизм вам не составит труда.

 

7. Найдите в текстах окказионализмы (индивидуально-авторские слова). Назовите их. Приведите примеры слов литературного языка, образованных по сходной модели:

 

Утреет. С богом! По домам!

(А. Блок)

 

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность!

(С. Есенин)

 

Мы живем

В предвоенное время.

Предразлучное.

Предпоходное…

(Р. Рождественский)

 

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотой.

 

(С. Есенин)

 

8. Вспомните как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слово «семь» и однокоренные ему. Объясните их значение.

 

9. Какое языковое явление иллюстрируют приведенные ниже пары слов? Объясните, на каком основании эти пары объединены в группы. Дополните каждую группу своими примерами.

 

а) ключ (от двери) – ключ (родник)

брак (супружество) – брак (изделие с дефектом)

(девичья) коса – (песчаная) коса

 

б) заброни́ровать (номер) – забронирова́ть (правительственную машину)

расплачу́сь (за ужин) – распла́чусь (от горя)

Острота́ (ножа) – (неуместная) остро́та

 

в) мой (друг) – мой (тарелку)

лечу (в самолете) – лечу (зубы)

(острая) пила – пила (воду)

 

г) гриб – грипп

кампания – компания

вперемежку – вперемешку

луг - лук

 

10. Укажите типы лингвистических словарей, из которых взяты словарные статьи. Назовите типы лингвистических словарей, из которых словарные статьи не были взяты.

а) ВМЕШАТЬСЯ, вторгнуться, влезть, ввязаться, впутаться, сунуться, сунуть (свой) нос, полезть, вступиться, соваться с носом (или со своим) носом (разг.); встрять (прост.).

 

б) ЖЕНА. Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. др. – прус. genno «женщина», арм. kin – тж., греч. gynē и т. д.), того же корня, что и генетика, лат. genus «род». Первоначальное *gena > жена после изменения г в ж перед гласным переднего ряда е. Значение жена вторично.

 

в) ПО МЕРЕ СИЛ. Книжн. Насколько возможно п о с и л е в о з м о ж н о с- т и

Все видят, что дела идут скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил. (Л. Толстой. Война и мир.).

 

г) ПОКОЙНЫЙ – БЕСПОКОЙНЫЙ

Покойное лицо – беспокойное лицо. ○ Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, - сказал он. (Л. Толстой.

Война и мир.)

д) свитер, мн. свитеры и свитера, свитеров и свитеров [тэ]

 

11. Расшифруйте пометы, с помощью которых характеризуются слова в словаре. Отметьте пометы, которые уточняют экспрессивно-эмоциональную окраску слова.

 

а) прост.

б) шутл.

в) вульг.

г) устар.

д) высок.

е) нов.

ж) разг.

з) спец.

и) мед.

к) ирон.

 

12. Найдите среди фразеологизмов те, источником которых является Библия.

а) зубы заговаривать

б) навострить лыжи

в) вавилонское столпотворение

г) бить баклуши

д) умывать руки

е) нечем крыть

ж) нести свой крест

з) блудный сын

и) во всю ивановскую

к) избиение младенцев

л) довести до белого каления

 

13. Распределите слова на группы в зависимости от того, из какого языка они были заимствованы. Дополните каждую группу собственными примерами.

 

а) из старославянского

б) из греческого

в) из немецкого

г) из английского

д) из французского

е) из итальянского

 

Слова: философия, финиш, режиссер, канцона, благонравие, футбол, бутерброд, икона, длань, ария, шлем, жанр, виолончель, фонарь, амплуа, лагерь, митинг, штаб.

 

14. Объясните значение и происхождение фразеологизма «вавилонское столпотворение». Какое исходное значение имело слово «столпотворение»?

 

15. Иллюстрируйте каждое значение слова «история» примером (словосочетанием или предложением).

 

а) совокупности наук, изучающих прошлое человеческого общества;

б) наука о развитии какой-нибудь области природы, знания;

в) ход развития движения чего-нибудь;

г) прошлое, сохраняющееся в памяти человечества;

д) рассказ, повествование;

е) происшествия, события, преимущественно неприятные.

 

16. Речевые ошибки следующих выражений однотипны. Определите, какое явление лежит в их основе. Приведите собственные примеры подобных ошибок.

 

Свободная вакансия, кардиостимулятор сердца, внутренний интерьер, памятные сувениры, хвалебные дифирамбы.

 

17. Сформулируйте значения слов;

автобан

бейдж

импичмент

чартер

пиар

дотация

 

18. Начните или закончите фразеологизм. Объясните значение и происхождение одного из восьми фразеологизмов.

а) ахиллесова …

б) беречь как …

в) … преткновения

г) …кущи

д) … в Лету

е) ложь во …

ж) крокодиловы …

з) … сор из избы

 

19. Назовите крылатые слова, источником которых являются произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Горького, А. С. Грибоедова, А. П. Чехова. У. Шекспира, И. А. Крылова (по одному примеру для каждого автора). Не забудьте указать название произведения.

 

 

20. Разъясните значение словосочетаний:

белая зависть –

белый танец –

белое безмолвие –

белые воротнички –

белая Олимпиада –

белый континент –

 

21. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

традиция –

импичмент –

саммит –

пролог –

миссия –

 

22. Выпишите антонимичные пары из следующих стихотворных текстов. Какую функцию выполняют антонимы в этих текстах?

а) И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

(М. Ю. Лермонтов. «Дума»)

 

б) В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

 

23. Эти слова, кроме одного, объединены общим значение иноязычной основы порт-. Найдите лишнее.

а) портупея

б) портфель

в) портмоне

г) портвейн

д) портсигар

 

24. Многие имена славянского происхождения, скажем, Святослав, Владимир, являются сложными словами. Имя греческого происхождения Филипп – тоже сложное. Вспомните русские слова с соответствующими греческим корнями и скажите, что означает это имя.

 

а) «певец коней»

б) «любвеобильный»

в) «певец природы»

г) «любящий коней»

д) «любящий природу»

 

25. Даны пары синонимов. В какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных? Ответ аргументируйте.

 

а) вывоз – экспорт

б) словарь – лексикон

в) подъемник – лифт

г) сражение – битва

д) промышленность – индустрия

 

26. Подберите антонимы к словам:

 

освобождать - …

настоящий - …

гладко - …

возвышенность -…

 

27. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения: птичий базар и птичий рынок. Приведите примеры.

 

28. В одной из басен у И. А. Крылова есть такие строки:

 

Мартышка вздумала трудиться,

Нашла чурбан и ну над ним возиться!

Хлопот Мартышке полон рот

 

Объясните значение фразеологизма: хлопот полон рот!

 

29. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

 

красивый, миловидный, хорошенький, неказистый, пригожий.

 

30. Составьте предложения или словосочетания, в каждом из которых был бы один из синонимов. Объясните разницу в их употреблении.

 

Интересный, забавный, занимательный.

 

31. Сравните по смыслу глаголы в каждой сроке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки?

 

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовет – окликает, думает – соображает, теряет- находит.

 

32. Наши предки называли месяц март – «протальник». Почему? Дайте письменный ответ. Запишите в один столбик изменения (формы) этого слова, в другой – родственные слова.

 

33. Сочинение – миниатюра по пословице.

 

34. Ученик, отвечая урок, сказал, что слова-антонимы относятся к разным частям речи. Прав ли он? Запишите ваши рассуждения.

 

35. Почему мы говорим:

 

«белая ворона», «красная строка», «зеленая улица»?

 

36. Выпишите из стихотворения И. Бродского все лингвистические термины и научные понятия. Дайте их определения.

Установите, приобретают ли научные термины в рассматриваемом тексте новое смысловое значение, меняется ли их стилистическая окраска.

Какую функцию они выполняют в стихотворении И. Бродского.

 

Материал для анализа:

 

Глаголы

Меня окружают молчаливые глаголы,

Похожие на чужие головы глаголы,

голодные глаголы, голые глаголы,

главные глаголы, глухие глаголы.

Глаголы без существительных, глаголы – просто.

Глаголы, которые живут в подвалах

Под несколькими этажами

Всеобщего оптимизма.

Каждое утро они идут на работу,

Раствор мешают и камни таскают,

Но, возводя город, возводят не город,

а собственному одиночеству памятник воздвигают.

И уходя, как уходят в чужую память,

мерно ступая от слова к слову,

всеми своими тремя временами

глаголы однажды восходят на Голгофу.

И небо над ними,

Как птица над погостом,

и, словно стоя

перед запертой дверью,

некто стучит,

в прошедшее,

в настоящее,

в будущее

время.

Никто не придет и никто не снимет.

Стук молотка

вечным ритмом станет.

Земля гипербол лежит под ними,

Как небо метафор плывет над нами!

 

37. В приведенных ниже синонимических рядах выделите нейтральные (н.), книжные (к.), разговорные (р.), а также просторечные (п.) слова:

глаза – очи – гляделки

есть – кушать – уплетать

 

вздор – ерунда – чепуха

ругать – бранить – костерить

 

38. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

 

Эта картина удивила меня. Пейзаж был очень красивый. Незнакомец показался ему человеком недобрым. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. Ирина радовалась.

Девушка плакала, умоляя о помощи. Так поступить мог только неумный человек. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. Не пытайтесь меня обмануть. Много предложить много вариантов решения этой проблемы.

 

39. Выпишите антонимы из русских пословиц.

 

Молодость не воротить, а старость не забыть. При сытости помни голод, а при богатстве – убожество.

 

Учись доброму, худое на ум не пойдет. Недосол на столе, а пересол на спине.

 

40. Напишите 3 омонимические пары. Составьте с каждым словом словосочетание существительное + прилагательное.

Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие – фразеологически связанными:

 

белая бумага, белая рубашка, белый билет, белый стих, белое вино, белая ворона;

 

золотые серьги, золотая молодежь, золотая осень, золотые горы, золотая середина, золотой перстень.

 

Ответы к разделу «Лексика. Фразеология. Лексикография».

 

1. гигиеническая норма – гигиеничная ткань

логический закон – логичный вывод

экономическая политика– экономичное средство

Суффикс -Н- обозначает признак, который может проявляться в большей или меньшей степени.

 

2.

а) орфоэпический

б) синонимов

в) этимологический

г) орфографический

д) фразеологический

 

3. Июль – червень (краснеют вишни)

Март – зимобор, протальник

Декабрь - студень

Август – жнивень, серпень (время жатвы)

Апрель – снегогон, цветень, брезень

Октябрь - листопад

Февраль – бокогрей, снежень

 

4. «сломя голову» - очень быстро

как угорелый, высунув язык, во весь опор, семимильными шагами, во весь дух, в мгновение ока, как на пожар, во все лопатки - в час по чайной ложке, черепашьим шагом.

 

5. хорошо там, где нас нет, похожи как две капли воды, дождь льет как из ведра, яблоку негде упасть, каждый кулик свое болото хвалит.

 

6.

а) Нести галиматью. Говорить вздор, чепуху, ерунду.

б) Не мытьем, так катаньем. Не одним, так другим способом (добиться чего-либо).

в) Панический страх. Безотчетный, внезапный, сильный страх, вызывающий смятение.

 

7. утреет – вечереет

лунность – страстность

предразлучное, предпоходное – предынфарктный, предрассветный

вылюбить – высушить, выучить

 

8. Семеро одного не ждут, семь пятниц на неделе (о том, кто часто меняет свои решения, настроения), седьмая вода на киселе (очень дальнее, неясное, сомнительное родство, дальний родственник), за семь верст киселя хлебать (далеко и попусту идти, ехать куда-л.; напрасно и неоправданно стремиться куда-л, имея возможность достичь желаемое на месте), семь раз отмерь, один отрежь, семи пядей во лбу (об очень умном, выдающимся человеке), у семи нянек дитя без глазу, семь потов сошло (о появлении обильной испарины о жары, усталости и т. п.), за семью замками (печатями) (оком, чем-л. надежно охраняемом), семь шкур спустить (сильно высечь розгами, выпороть; жестоко избить) и др.

 

9. Омонимия. а) лексические омонимы мир – мир; б) омографы замок – замок; в) омоформы течь – течь; г) омофоны костный – косный.

 

10. Словарь синонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь, словарь антонимов, орфоэпический словарь, толковый словарь.

 

11.

а) просторечное

б) шутливое

в) вульгарное

г) устаревшее

д) высокое

е) новое

ж) разговорное

з) специальное

и) медицинское

к) ироничное

 

б, в, к

 

12. в, д, ж, з, к

 

13.

а) из старославянского: шлем, благонравие, длань, ладья

б) из греческого: философия, икона, фонарь, филология

в) из немецкого: лагерь, штаб, бутерброд, штурм

г) из английского: финиш, футбол, митинг, спорт

д) из французского: жанр, амплуа, режиссер, жюри

е) из итальянского: ария, виолончель, канцона, опера

 

14. Вавилонское столпотворение – беспорядочная толпа людей, суматоха, неразбериха; шум, гам.

Выражение возникло из библейского сказания о том, как жители Вавилона решили построить башню, высотой до неба. Но Бог разгневался на людей за их гордыню и смешал все языки. Люди престали понимать друг друга и не могли продолжить строительство. «Столпотворение» - «строение столпа, башни».

 

15.

а) Совокупности наук, изучающих прошлое человеческого общества. Мне срочно нужно сдать экзамен по истории 19 века.

б) Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. История философии.

в) Ход развития движения чего-нибудь. Эту историю любви знает весь мир.

г) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. В ту ночь и произошло событие, вошедшее в историю.

д) Рассказ, повествование. Мы рассказывали страшные истории на ночь.

е) Происшествия, события, преимущественно неприятные. Вечно ты попадаешь в истории.

 

16. Плеоназм– это лексическая избыточность, возникающая из-за дублирования лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью. Например, моя автобиография.

 

17. Автобан – широкая магистраль для скоростного движения автомобилей.

Бейдж - идентификационная карточка сотрудника фирмы, участника выставки, конференции и т. п., прикрепляемая к верхней одежде.

Импичмент - лишение полномочий высших должностных лиц в связи с допущением ими грубых нарушений закона.

Чартер - аренда судна или самолета на один или несколько рейсов.

Пиар - Формирование положительного общественного мнения о ком-, чем-л. (осуществляемое в основном через средства массовой информации).

Дотация - безвозмездная финансовая помощь.

 

18.

а) ахиллесова пята

б) беречь как зеницу ока

в) камень преткновения

г) райские кущи

д) кануть в Лету

е) ложь во спасение

ж) крокодиловы слезы

з) выносить сор из избы

Кануть в Лету – бесследно и навсегда исчезнуть, быть навечно забытым. В греческой мифологии Лета – река забвения, протекающая в подземном царстве. Напившись из этой реки, омываясь ее водами, умерший навсегда забывал о своей земной жизни. Слова «кануть» входит в собственно русские обороты «как в воду канул», «кануть в воду». «Кануть» значит «упасть каплей в воду и бесследно раствориться». Так сочетание «кануть в воду» было заменено на «кануть в Лету».

 

19. А счастье было так возможно (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»).

Герой нашего времени (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

Дама приятная во всех отношениях (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).

Да был ли мальчик-то! (М. Горький «Жизнь Клима Самгина»).

Как бы чего не вышло (А. П. Чехов «Человек в футляре»)

Башмаков она еще не износила… (У. Шекспир «Гамлет»)

Да только воз и ныне там (И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»)

 

20. Белая зависть – чувство удовлетворения, вызванное успехом, благополучием другого;

белый танец – танец, на который дамы приглашают кавалеров.

белое безмолвие – снежная пустыня, бесконечные снежные просторы.

белые воротнички – государственные служащие.

белая Олимпиада – зимние Олимпийские игры.

белый континент – Антарктида.

 

21. традиция – обычай, устои.

импичмент – осуждение, порицание, обвинение.

саммит – встреча, переговоры (правительств на высшем уровне).

пролог – вступление, начало, завязка, зачин.

миссия – 1) предназначение, назначение, функция; 2) представительство.

 

22.

а) Ненавидим – любим, холод – огонь. Используется прием одновременного утверждения антонимов для характеристики противоположной сути явлений, создания широты пространственных и временных границ.

б) Сошлись – разойдемся, радость – печаль. Используется прием противопоставления антонимов (антитеза).

 

23. г

 

24. г

 

25. г

 

26. Порабощать; поддельный, фальшивый; шероховато; низменность.

 

27. Птичий базар – огромное скопление птиц. Птичий рынок – место, где продают мелких животных.

 

28. Очень много.

29. Неказистый.

 

30. Интересный рассказ помещен в книге Л. Толстого. Забавный случай произошел на рыбалке. Занимательный материал был предложен детям на уроках математики.

 

31. Слова распределяются в 2 столбика по лексическому значению: синонимы – антонимы, например: синонимы: глядит – смотрит; антонимы: молчит – говорит.

 

32. Для подготовки такого вида задания можно использовать русский землевладельческий календарь «Круглый год».

 

33. Образец такой работы:

Без труда не вынешь <и> рыбку из пруда.

Эта пословица представлена как предложение с обобщенным значением, т.е. характеризует действие любого лица. Перед глаголом-сказуемым находится частица не, она вносит в предложение отрицательный смысл: действие невозможно.

Из синонимического ряда вынуть, достать, извлечь, вытащить (разг.), вытянуть (разг.), выудить (шутл.-иронич.) выбрано первое слово, так как оно передает общее значение этого ряда («взять то, что находится внутри…»).

Обратный порядок членов предложения подчеркивает важность условия, при котором действие может быть выполнено.

Из синонимического ряда работа, труд выбрано второе слово (труд) в значении – «усилие, направленное на достижение чего-либо». Это слово рифмуется со словом пруд, что усиливает воздействие на слушателя (читателя). Поэтому пословица мгновенно запоминается.

И – необязательный элемент пословицы. Это усилительная частица.

Словом рыбка (рыба – рыбка) в текст вносится смысл «маленький, мелкий, незначительный». Труд (усилие) – рыбка (мелочь) создают два антонимических полюса. Это противопоставление является основой образа: без усилия (напряжения) невозможно достичь даже самого незначительного результата.

34. Ученик не прав. Слова – антонимы, слова-синонимы всегда являются одной и той же частью речи.

 

Морфология и орфография

1. Какое утверждение неверно?

а) Изменяемые части речи делятся на склоняемые и спрягаемые.

б) У неодушевленных существительных во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным.

в) Слово «путь» является разносклоняемым.

г) Все возвратные глаголы непереходны.

д) Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

 

2. Отметьте слова, в которых удвоенные согласные являются ошибкой:

а) можжевельник

б) дилемма

в) диллетант

г) телеграмма

д) продюссер

е) галлерея

ж) теннис

з) кристалл

и) стеллаж

 

3. Объясните, почему в слове ПРЕДЫНФАРКТНЫЙ после приставки пишется Ы, а в слове ПОСТИНФАРКТНЫЙ – И?

 

4. Определив, по какому признаку объединены слова в каждом ряду, вычеркните «лишнее слово». Свой выбор объясните:

а) каникулы, сумерки, туфли, брызги;

б) тюль, вуаль, мозоль, дуэль, вермишель;

в) пальто, купе, бра, метро, маэстро;

г) куст, береза, стол, кукла, лист.

д) умница, обжора, соня, юноша, ябеда.

е) учиться, двигаться, бежать, умыться.

 

5. Укажите слово, в котором допущена ошибка:

а) конкурентоспособный

б) констатировать

в) поскользнуться

г) табурет

д) яства

е) интриганка

ж) компроментировать

 

6. Определите род у следующих несклоняемых существительных. Каким правилом вы руководствовались?

 

Чили, Капри, Миссисипи, Тбилиси, Рио-де-Жанейро, Перу.

 

7. Докажите (составьте предложения), что слово «один» в разный контекстах может быть прилагательным, существительным, местоимением, частицей.

 

8. Сгруппируйте пары существительных, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания – ьи или – и, по следующему принципу:

а) существительные, различающиеся по значению;

б) существительные, которые имеют одинаковое значение, но различаются стилистической окраской.

Для первой группы укажите различия в значениях. У существительных второй группы отметьте стилистическую окраску.

 

Колы – колья; друзья – други; деревья - древа; мужи – мужья; крылья – крыла; зыбы – зубья.

 

9. Назовите разряды местоимений, о которых идет речь в приведенных ниже определениях. Приведите примеры для каждого разряда, который вы назовете (составьте предложения).

 

а) Это местоимение указывает на отношение к действующему лицу. Оно не имеет рода, формы множественного числа. Изменяется по падежам, но не имеет именительного падежа, так как указывает на действующее лицо (объект).

б) Это местоимение совпадает в форме с вопросительными, но выступают в функции союзных слов – они присоединяют придаточную часть сложноподчиненного предложения к главной.

в) Эти местоимения указывают на неопределенные лица, предметы, их признаки. Они образуются от вопросительных с помощью частиц.

 

10. Образуйте от глаголов «связывать», «связать» все возможные формы причастий. Объясните отсутствие некоторых форм.

 

Глагол Настоящее время Прошедшее время
действительное страдательное действительное страдательное
связывать        
связать        

 

11. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Уже было совсем темно, когда князь Андрей въехал в Брюни и увидел себя окруженным высокими домами, огнями лавок, окон домов и фонарей, шумящими по мостовой красивыми экипажами и всею той атмосферой большого оживленного города, которая всегда так привлекательна для военного человека после лагеря. Князь Андрей, несмотря на быструю езду и бессонную ночь, подъезжая ко дворцу, чувствовал себя еще более оживленным, чем накануне.

12. Найдите слова, в которых не соблюдены правила переноса:

 

гаран-тия, под-ыграть, гостина-я, крей-сер, мен-ьше, га-раж, а-номалия, гала-ктика.

 

13. Определив, какими частями речи являются слова в приведенных ниже предложениях, заполните таблицу. Выписывайте все слова, даже если они повторяются.

 

Было еще совсем светло, и только две женщины лежали на нарах: одна, укрытая с головой халатом, - дурочка, взятая за бесписьменность – эта всегда почти спала, - а другая – чахоточная, отбывающая наказание за воровство. Эта не спала, а лежала, положив под голову халат, с широко открытыми глазами, с трудом, чтобы не кашлять, удерживала в горле щекочущую и переливающуюся мокроту.

(Л. Н. Толстой. Воскресенье)

 

 

сущест- витель- ное прилага- тель- ное глагол причас- тие деепри- частие наре- чие слово катего-рии состоя- ния местои- мение числи-тель- ное союз пред- лог час- ти- ца
                       

 

 

14. Укажите, сколько в первом предложении существительных, во втором – глаголов, в третьем – союзов.

 

а) Обязанность ее, когда Татьяна Марковна сидела в своей комнате, стоять, плотно прижавшись в уголке у двери и вязать чулок, держа клубок под мышкой, но стоять смирно, не шевелясь, чуть дыша и по возможности не спуская с барыни глаз.

б) Но когда на учителя находили игривые минуты и он, в виде забавы, выдумывал, а не из книги говорил свои задачи, не прибегая ни к доске, ни к грифелю, ни к правилам, ни к пинка, - скорее всех, путем сверкающей в голове догадки, доходил до результата Райский.

в) Они с восторгом припоминали, как граф Борис или Денис проигрывал кучи золота, терзались тем, что сами тратили так мало, жили так мизерно, поучали внимательную молодежь великому искусству жить.

 

15. Отметьте номера предложений, в которых есть модальные частицы.

а) Он не разрешит тебе жениться.

б) Ну, конечно, ты согласишься с кем угодно.

в) Я люблю тебя именно за то, что ты добр ко всем.

г) Разве я рассказывал тебе эту историю?

д) Дай-ка я посмотрю.

е) Среди всех учеников он выделялся лишь своей аккуратностью.

ж) Я же просил помощи.

 

16. Какому глаголу из списка соответствует следующая морфологическая характеристика: невозвратный, непереходный, несовершенного вида, 1спряжения, в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, множественного числа.

а) отвечала бы

б) стояли

в) раскладывают

г) безмолвствуют

д) впустят

е) будет удерживать

ж) припомнит

 

17. Отметьте группы, в которой представлены слова не одной части речи.

 

а) наш, никто, себе, чей

б) два, сорок восьмой, пятый, миллиард

в) книга, полтора, Европа, гектар

 

18. В 1783 году в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний Академии словесности. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии «Словаря Академии Российской». Именно тогда княгиня предложила ввести новую букву. Вскоре это предложение было утверждено общим собранием академии.
Первое печатное издание, в котором встречается эта буква, — книга Ивана Дмитриева «Мои безделки» (1795 год).
Известной эта буква стала благодаря Н. М. Карамзину. В 1797 году Николай Карамзин включил эту букву в одно из своих стихотворений. Так с лёгкой руки Карамзина эта буква вошла в состав русского алфавита. О какой букве идет речь?

 

19. Основа русского алфавита – кириллица (старославянская азбука). Давайте проверим, хорошо ли вы знаете происхождение и состав кириллицы.

а) На основе какого алфавита была создана кириллица?

б) В каком году была создана кириллица?

в) Сколько букв было заимствованно из греческого алфавита? Сколько новых букв было добавлено?

г) Напишите названия следующих букв кириллицы: А, Д, З, Л, Н, С, Т.

 

20. Среди предложенных слов найдите одно слово с орфографической ошибкой. Исправьте ошибку.

 

Чечетка, обогащение, жонглер, винегрет, лягушонок, конфорка, выросший, восприемник, инъекция, привилегия, суверенитет, медальон, ножовка, спозаранку, аккомпанимент, расческа, джонка, голландский, расчет, блокпост, камнеломня, безыдейный, бесприданница, междугородный, цыганский, пренеприятный, можжевельник, балюстрада, цирюльник, полметра, харизматичный, копчености.

 

21. Проспрягайте глаголы: бросить, сесть. Что нужно учитывать при спряжении глагола? Ответ аргументируйте.

 

22. Определите часть речи данных ниже слов. Приведите примеры. Есть ли ононимы к этим словам?

 

Покрой, жгут, стих, пила.

 

23. Выявите различия в словах:

 

то́лстого (прил.), Толсто́го (фамилия).

 

24. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих имен существительных:

 

парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор.

 

25. Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:

пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

 

26. Укажите имя существительное женского рода:

 

профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

 

27. Образуйте множественное число от данных имен существительных:

 

профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофер, стакан, полотенце.

 

28. К какой части речи принадлежат слова: рабочий, гостиная. Докажите.

 

29. Запишите следующие глаголы в третьем лице множественного числа:

 

строить, бороться, сеять, гонять, таять, таить, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть. Ответ аргументируйте.

 

30. Укажите имя существительное мужского рода:

 

авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

 

31. Какое имя существительное имеет в именительном падеже множественного числа окончание – ы?

 

Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

 

32. К какой части речи относятся выделенные слова?

 

На то и печь, чтобы хлебы печь.

Снежное покрывало все поле покрывало.

 

33. Какими частями речи могут быть эти слова? Составьте с ними словосочетания:

 

простой, гнет, пила.

 

34. На какие группы делятся части речи. Если сможете, дополните схему.

 

35. Слова в русском языке распределяются по частям речи. Какие признаки лежат в основе классификации?

1)

2)

3)

 

36. Определите падеж слов облако, карандаш. Приведите примеры.

 

37. Образуйте от данных глаголов глаголы 1 –го лица единственного и множественного числа и запишите:

 

петь, хотеть, победить, гудеть, дудеть, пить, лететь, убедить.

 

38. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:

 

носки, туфли, чулки, яблоки, весло, апельсин, капля, знамя, ботинки, шляпа.

 

39. Распределите слова по группам. Сформулируйте вопрос о правописании этих слов:

 

фальш (?), стрич (?), стриж (?), брош (?), палач (?), плач (?), калач (?), ковш (?), мякиш (?), силач (?), береч (?).

 

40. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

 

(н…)кому (н…)писать, (н…)где разместить, (н…)куда (н…)ездить, (н…)кому рассказать, (н…)кого (н…)спрашивать.

 

Ответ аргументируйте.

 

41. Раскройте скобки:

 

пара (ботинки), пара (чулки, пара (сапоги), пара (носки), килограмм (яблоки), килограмм (помидоры), много (апельсины).

 

42. Вставьте безударный гласный в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: