Организационный момент. Актуализация опорных знаний




Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто отсутствует на уроке?

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока. Сегодня на уроке мы закрепим тему «Сложение и умножение числовых неравенств». Вы узнаете, как выполняется сложение и умножение числовых неравенств.

Актуализация опорных знаний

Учитель: Вспомним определение числового неравенства.

Ученик: Число больше числа , если разность - положительное число; число меньше числа , если разность - отрицательное число.

Учитель: Сформулируйте теоремы, выражающие основные свойства числовых неравенств. Для каждого свойства приведите примеры.

Ученик: Теорема 1. Если , то ; если , то .

Пример: Если ; если .

Ученик: Теорема 2. Если и , то .

Пример: Если и 6 , то 2 .

Ученик: Теорема 3. Если и - любое число, то .

Пример: Если и , то , .

Ученик: Теорема 4. Если и – положительное число, то . Если и – отрицательное число, то .

Если обе части верного неравенства умножить или разделить а одно и то же положительное число, то получится верное неравенство; если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.

Пример: и , то , .

Пример: и , то , .

Ученик: Следствие. Если и - положительные числа и , то .

Пример: , и , то .

Изучение нового материала.

Учитель: Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство. Записываем, теорема 5. Если и , то .

Пример, и 3 , , .

Запись в тетрадях: Теорема 5. Если и , то .

Пример, и 3 , , .

Учитель: Докажем теорему. Что нам дано?

Ученик: Нам даны два числовых неравенства и .

Учитель: А что нам нужно доказать?

Ученик: Что .

Учитель: Как думаете, на что мы будем опираться при доказательстве данной теоремы?

Ученик: На свойства числовых неравенств.

Учитель: Док-во. Давайте прибавим к обеим частям неравенства число . Что мы получим?

Ученик: Для этого мы воспользуемся теоремой 3, которая выражает одно из свойств числовых неравенств. У нас получится .

Учитель: Теперь давайте прибавим к обеим частям неравенства число

Ученик: Мы так же воспользуемся теоремой 3, и у нас получится .

Учитель: И какой мы вывод можем сделать?

Ученик: Если и , то .

Учитель: Что нам и требовалось доказать. Теорема доказана.

Учитель: Если почленно перемножить верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство. Записываем, теорема 6. Если и , где - положительные числа, то .

Пример, и 3 , , .

Запись в тетрадях: Теорема 6. Если и , где - положительные числа, то . Пример, и 3 , , .

Учитель: Докажем теорему. Что нам дано?

Ученик: Нам даны два числовых неравенства и , где - положительные числа.

Учитель: А что нам нужно доказать?

Ученик: Что .

Учитель: Док-во. Давайте умножим обе части неравенства на положительное число . Что мы получим?

Ученик: Для этого мы воспользуемся теоремой 4, которая выражает одно из свойств числовых неравенств. У нас получится .

Учитель: Теперь давайте умножим обе части неравенства на положительное число .

Ученик: Мы так же воспользуемся теоремой 4, и у нас получится .

Учитель: И какой мы вывод можем сделать?

Ученик: Если и , то .

Учитель: Что нам и требовалось доказать. Теорема доказана.

Учитель: Теперь запишем следующее. Следствие. Если числа и положительны и , то , где - натуральное число.

Пример, , ; , .

Запись в тетрадях: Следствие. Если числа и положительны и , то , где - натуральное число.

Пример, , ; , .

Учитель: Доказанные свойства используются для оценки суммы, разности, произведения и частного. Разберем пример из учебника на странице 162.

Пусть, например, известно, что и . Требуется оценить сумму , разность , произведение и частное .

1. Оценим сумму .

Применив теорему о почленном сложении неравенств к неравенствам и , а затем к неравенствам и , получим и . Результат можно записать в виде двойного неравенства . Запись обычно ведут короче:

2. Оценим разность .

Для этого представим разность в виде суммы . Сначала оценим выражение . Так как , то , т. е. . Применим теперь теорему о почленном сложении неравенств:

3. Оценим произведение .

Так как каждое из чисел и заключено между положительными числами, то они так же являются положительными числами. Применив теорему о почленном умножении неравенств, получим

4. Оценим частное .

Для этого представим частное в виде произведения . Сначала оценим выражение . Так как , то , т. е. . По теореме о почленном умножении неравенств имеем

 

4. Формирование умений и навыков.

Учитель: Теперь решаем номер 765.

Ученик: № 765.

а) и , то по теореме 5 получаем ,

б) и , то по теореме 5 получаем ,

Запись на доске и в тетрадях:

№ 765.

а) и , то по теореме 5 получаем ,

б) и , то по теореме 5 получаем ,

Учитель: Теперь выполняем номер 766.

Ученик: № 766.

а) и , то по теореме 6 получаем ,

б) и , то по теореме 6 получаем ,

Запись на доске и в тетрадях:

№ 766.

а) и , то по теореме 6 получаем ,

б) и , то по теореме 6 получаем ,

Учитель: Решаем № 768.

Ученик: № 768.

и .

а) ; .

б) Сначала оценим выражение

; .

; .

в) .

г) Сначала оценим выражение

, т.е.

,

Запись на доске и в тетрадях:

№ 768.

и .

а) ; .

б) Сначала оценим выражение

; .

; .

в) .

г) Сначала оценим выражение

, т.е.

,

Учитель: Теперь № 770.

Ученик: № 770.

и

а) ; .

б) ; ;

; ; .

Запись на доске и в тетрадях:

№ 770.

и

а) ; .

б) ; ;

; ; .

Учитель: № 772.

Ученик: № 772. Периметр равнобедренного треугольника равен . Нам даны два двойных неравенства и . Но нам не известно , найдем его . Теперь мы можем оценить и сам периметр

; ,

Запись на доске и в тетрадях:

№ 772.

; и

1) .

2) ; ,

Учитель: № 774.

Ученик: № 774.

- так как комната прямоугольной формы;

и

; , значит, помещение подойдет для библиотеки.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 774.

- так как комната прямоугольной формы;

и

; , значит, помещение подойдет для библиотеки.

Подведение итогов

Учитель: Подведем итоги. Мы сегодня с вами изучили теоремы сложения и умножения числовых неравенств. Сформулируйте теорему 5.

Ученик: Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство. Если и , то .

Учитель: Теперь сформулируйте теорему 6.

Ученик: Если почленно перемножить верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство. Если и , где - положительные числа, то .

Учитель: Сформулируйте следствие из теоремы 6.

Ученик: Если числа и положительны и , то , где - натуральное число.

Учитель: Спасибо за урок, Урок окончен, можете идти.

Учитель выставляет отметки учащимся, кто отвечал на уроке и работал у доски.

Домашнее задание

№ 781

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: