Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто отсутствует на уроке?
Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока. Сегодня на уроке мы закрепим тему «Сложение и умножение числовых неравенств». Вы узнаете, как выполняется сложение и умножение числовых неравенств.
Актуализация опорных знаний
Учитель: Вспомним определение числового неравенства.
Ученик: Число больше числа
, если разность
- положительное число; число
меньше числа
, если разность
- отрицательное число.
Учитель: Сформулируйте теоремы, выражающие основные свойства числовых неравенств. Для каждого свойства приведите примеры.
Ученик: Теорема 1. Если , то
; если
, то
.
Пример: Если ; если
.
Ученик: Теорема 2. Если и
, то
.
Пример: Если и 6
, то 2
.
Ученик: Теорема 3. Если и
- любое число, то
.
Пример: Если и
, то
,
.
Ученик: Теорема 4. Если и
– положительное число, то
. Если
и
– отрицательное число, то
.
Если обе части верного неравенства умножить или разделить а одно и то же положительное число, то получится верное неравенство; если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.
Пример: и
, то
,
.
Пример: и
, то
,
.
Ученик: Следствие. Если и
- положительные числа и
, то
.
Пример: ,
и
, то
.
Изучение нового материала.
Учитель: Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство. Записываем, теорема 5. Если и
, то
.
Пример, и 3
,
,
.
Запись в тетрадях: Теорема 5. Если и
, то
.
Пример, и 3
,
,
.
Учитель: Докажем теорему. Что нам дано?
Ученик: Нам даны два числовых неравенства и
.
Учитель: А что нам нужно доказать?
Ученик: Что .
Учитель: Как думаете, на что мы будем опираться при доказательстве данной теоремы?
Ученик: На свойства числовых неравенств.
Учитель: Док-во. Давайте прибавим к обеим частям неравенства число
. Что мы получим?
Ученик: Для этого мы воспользуемся теоремой 3, которая выражает одно из свойств числовых неравенств. У нас получится .
Учитель: Теперь давайте прибавим к обеим частям неравенства число
Ученик: Мы так же воспользуемся теоремой 3, и у нас получится .
Учитель: И какой мы вывод можем сделать?
Ученик: Если и
, то
.
Учитель: Что нам и требовалось доказать. Теорема доказана.
Учитель: Если почленно перемножить верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство. Записываем, теорема 6. Если и
, где
- положительные числа, то
.
Пример, и 3
,
,
.
Запись в тетрадях: Теорема 6. Если и
, где
- положительные числа, то
. Пример,
и 3
,
,
.
Учитель: Докажем теорему. Что нам дано?
Ученик: Нам даны два числовых неравенства и
, где
- положительные числа.
Учитель: А что нам нужно доказать?
Ученик: Что .
Учитель: Док-во. Давайте умножим обе части неравенства на положительное число
. Что мы получим?
Ученик: Для этого мы воспользуемся теоремой 4, которая выражает одно из свойств числовых неравенств. У нас получится .
Учитель: Теперь давайте умножим обе части неравенства на положительное число
.
Ученик: Мы так же воспользуемся теоремой 4, и у нас получится .
Учитель: И какой мы вывод можем сделать?
Ученик: Если и
, то
.
Учитель: Что нам и требовалось доказать. Теорема доказана.
Учитель: Теперь запишем следующее. Следствие. Если числа и
положительны и
, то
, где
- натуральное число.
Пример, ,
;
,
.
Запись в тетрадях: Следствие. Если числа и
положительны и
, то
, где
- натуральное число.
Пример, ,
;
,
.
Учитель: Доказанные свойства используются для оценки суммы, разности, произведения и частного. Разберем пример из учебника на странице 162.
Пусть, например, известно, что и
. Требуется оценить сумму
, разность
, произведение
и частное
.
1. Оценим сумму .
Применив теорему о почленном сложении неравенств к неравенствам и
, а затем к неравенствам
и
, получим
и
. Результат можно записать в виде двойного неравенства
. Запись обычно ведут короче:
2. Оценим разность
.
Для этого представим разность в виде суммы
. Сначала оценим выражение
. Так как
, то
, т. е.
. Применим теперь теорему о почленном сложении неравенств:
3. Оценим произведение .
Так как каждое из чисел и
заключено между положительными числами, то они так же являются положительными числами. Применив теорему о почленном умножении неравенств, получим
4. Оценим частное
.
Для этого представим частное в виде произведения
. Сначала оценим выражение
. Так как
, то
, т. е.
. По теореме о почленном умножении неравенств имеем
4. Формирование умений и навыков.
Учитель: Теперь решаем номер 765.
Ученик: № 765.
а) и
, то по теореме 5 получаем
,
б) и
, то по теореме 5 получаем
,
Запись на доске и в тетрадях:
№ 765.
а) и
, то по теореме 5 получаем
,
б) и
, то по теореме 5 получаем
,
Учитель: Теперь выполняем номер 766.
Ученик: № 766.
а) и
, то по теореме 6 получаем
,
б) и
, то по теореме 6 получаем
,
Запись на доске и в тетрадях:
№ 766.
а) и
, то по теореме 6 получаем
,
б) и
, то по теореме 6 получаем
,
Учитель: Решаем № 768.
Ученик: № 768.
и
.
а) ;
.
б) Сначала оценим выражение
;
.
;
.
в)
.
г) Сначала оценим выражение
, т.е.
,
Запись на доске и в тетрадях:
№ 768.
и
.
а) ;
.
б) Сначала оценим выражение
;
.
;
.
в)
.
г) Сначала оценим выражение
, т.е.
,
Учитель: Теперь № 770.
Ученик: № 770.
и
а) ;
.
б) ;
;
;
;
.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 770.
и
а) ;
.
б) ;
;
;
;
.
Учитель: № 772.
Ученик: № 772. Периметр равнобедренного треугольника равен . Нам даны два двойных неравенства
и
. Но нам не известно
, найдем его
. Теперь мы можем оценить и сам периметр
;
,
Запись на доске и в тетрадях:
№ 772.
;
и
1)
.
2) ;
,
Учитель: № 774.
Ученик: № 774.
- так как комната прямоугольной формы;
и
;
, значит, помещение подойдет для библиотеки.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 774.
- так как комната прямоугольной формы;
и
;
, значит, помещение подойдет для библиотеки.
Подведение итогов
Учитель: Подведем итоги. Мы сегодня с вами изучили теоремы сложения и умножения числовых неравенств. Сформулируйте теорему 5.
Ученик: Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство. Если и
, то
.
Учитель: Теперь сформулируйте теорему 6.
Ученик: Если почленно перемножить верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство. Если и
, где
- положительные числа, то
.
Учитель: Сформулируйте следствие из теоремы 6.
Ученик: Если числа и
положительны и
, то
, где
- натуральное число.
Учитель: Спасибо за урок, Урок окончен, можете идти.
Учитель выставляет отметки учащимся, кто отвечал на уроке и работал у доски.
Домашнее задание
№ 781