Болезнь и лекарство (2 Иоан. 4-6)




Второе Послание Иоанна Богослова.

II послание в нашем каноне обозначено, как второе соборное Послание апостола Иоанна Богослова. Если прочитать 13 стихов, то не понятно, что в нем соборного. Здесь – старец пишет избранной госпоже и детям ее, о конкретных вещах. Почему это послание «соборное»?

У ранних отцов уже мы находим толкование, понимание этой «избранной госпожи» как метафорического образа Церкви, и ее «детей» как христиан.(хотя есть и другое токование. Слова Ε̉κλεκτὴ κυρία принимались за имена собственные, например у Афанасия Великого, Климента Александрийского, но это отдельные толкования). Старец Иоанн пишет в 13 стихе от имени сестры ее избранной и ее детей. То есть от одной Церкви к другой. При таком понимании это послание приобретает смысл соборного, от Церкви к Церкви.

Авторство.

Послание написано апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Среди западных богословов авторство оспаривалось, но аргументы противников слабы. Первый, в послании автор называет себя старцем. Евсевий Кесарийский упоминает о некоем Ефеском стареце Иоанне, ссылаясь на Папия Иерапольского (70-146 гг), а древние писатели говорят о том, что последние годы апостол провел именно в Ефесе. Но это слабый довод, то, что в Ефесе жил старец Иоанн, не говорит нам о том, что он является автором послания. Более того, у нас есть множество древних свидетельств о принадлежности этого послания ап. Иоанну. Об этом говорит каталог Муратория, св. Ириней Лионский, Аврелий Африкан, Карфагенский собор 256 года ссылается на это послание. Также Климент Аександрийский, Ориген, и сам Евсевий считают это послание подлинным.

Стиль, содержание 1-го и 2-го послания схоже. Поэтому нет повода сомневаться в авторстве послания.

Время написания точно не известно, так как не сохранилось никаких исторических свидетельств по этому вопросу. Но общепринятое точка зрения, что послание написано после написания евангелия в глубокой старости Иоанна(что подтверждает наименование старец). А так как Евангелие написано после возвращения ап. Иоанна из ссылки при им. Домициане, значит послание не могло быть написано ранее 96 года, когда умер гонитель Домициан и воцарился Нерв. Скорее всего, послание написано в 97-99 годах, когда апостол мог достаточно ознакомиться с состоянием Малоазийских Церквей. Об этом говорит и знакомство апостола с ересями, которые стали появляться в конце 1-го века. Место написания Ефес.

 

По содержанию второе послание можно назвать кратким рефератом первого послания. В нем затронуты все те же темы, которые мы видим в первом послании. Это учение о любви, предостережение от опасности антихристов, лжеучителей, призыва к хранению святости. И призыв к хранению истинного учения, к неучастию в злых делах.

Экзегеза.

1 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. 3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. 4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. 8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. 9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. 12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Чрезвычайно интересно отметить, как неразрывно связаны между собой в этом отрывке любовь и истина. Старец любит избранную госпожу по истине. Ради истины любит он и пишет церкви. В христианстве мы познаем два момента о любви.

1. Христианская истина учит нас, как надо любить. Агапе - так называется христианская любовь. Агапе - это не страсть, с ее приливами и отливами, трепетом и пламенем, и не беззаботная и всему потворствующая сентиментальность; ее не просто обрести и непросто поддерживать. Агапе - это несокрушимая доброжелательность; это такое отношение к людям, которое никогда не перестает гореть и всегда, что бы ему ни сделали, стремится к высшему благу человека. Есть любовь, которая жаждет обладать; есть любовь, которая размягчает и расслабляет человека, которая может побудить человека уйти с поля битвы или закрыть ему глаза на ошибки и поведение, ведущее к гибели. А христианская любовь ищет высшего блага для других и готова вытерпеть для этого все трудности, все проблемы. Важно отметить, что Иоанн с чувством любви пишет свои предостережения.

2. Христианская истина учит нас, почему надо любить. Это изложено в Первом послании Иоанна. Иоанн говорит о мучительной, жертвенной, бесконечно великодушной любви Божией, а потом добавляет: "Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга" (1 Иоан. 4,11). Христианин должен любить, потому что его любит Бог. Христианин не может принять любовь Божию если в нем самом нет любви к людям, которых любит Бог. Потому что Бог любит нас, мы должны любить других той же великодушной и самопожертвенной любовью.

Здесь приветствие выражено в форме утверждения: "Благодать, милость и мир будут с вами". Иоанн настолько уверен в дарах благодати Божией и Иисуса Христа, что он даже не молится о том, чтобы его друзья обрели их. В этом вера, которая никогда не подвергает сомнению обетования Божий в Иисусе Христе.

Болезнь и лекарство (2 Иоан. 4-6)

Некоторые вещи в церкви, которой пишет Иоанн, радуют его, а некоторые вызывают заботы. Его радует, что некоторые ее члены ходят в истине, но уже само это заявление заставляет думать, что некоторые не ходят в истине. Другими словами, в церкви произошло разделение, потому что люди в ней пошли разными путями. На все печали у Иоанна одно лекарство - любовь. Это не новое лекарство, и это не новая заповедь; это слова Самого Иисуса: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13,34.35).

Лишь любовь может исправить нарушенные личные отношения. Укоры и критика могут вызвать лишь возмущение и враждебность; споры и противоречия лишь усугубят раскол; лишь любовь может залечить разрыв и восстановить отношения.

Но возможно, что те, кто, по мнению Иоанна, пошел ложным путем, могут сказать: "Мы действительно любим Бога". И сразу же Иоанн обращается к другому высказыванию Иисуса: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14,15). Иисус действительно заповедал любить друг друга и, потому, всякий, кто не соблюдает Его заповедей, не любит Бога, сколько бы он ни утверждал обратное.

Единственным доказательством нашей любви к Богу является наша любовь к собратьям. Вот заповедь, говорит Иоанн, которую мы слышали от начала и в которой должны ходить. Первым лекарством против болезни в Церкви он считает любовь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: