Поведением называется комплекс внешних взаимосвязанных реакций, которые осуществляются организмом для приспособления к изменяющимся условиям среды. Наиболее просто структура поведения была описана через функциональную управляющую систему по П. К. Анохину. По Анохину во всех функциональных управляющих системах, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, имеются внутренние системы саморегуляции и внешнее звено саморегуляции или поведенческая регуляция. Это звено способствует поддержанию постоянства внутренней среды за счет целенаправленного поведения.
Академик П.К. Анохин обосновал и развил принцип системной организации деятельности организма – теорию функциональных систем.
В концепции функциональной системы условный рефлекс рассматривается в качестве результата сложного многокомпонентного процесса. Ведущим системообразующим фактором считается достижение определенного «конечного» результата, соответствующего потребностям организма в данный момент.
Стадии поведенческого акта.
афферентного синтеза;
принятия решения;
акцептора результатов действия;
эфферентного синтеза;
формирования самого действия;
оценки достигнутого результата.
Стадия афферентного синтеза представляет собой анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в ЦНС и дающих основание животному принять решение о возможном поведении. Во время этой стадии учитывается наличие потребности организма в чем-либо, а также возможных путей ее удовлетворения, имеющихся в памяти животного; воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация); и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация). 2 стадия-Принятие решения. Во время этой стадии планируется будущее поведение, т.е. каким оно будет.
|
3.Стадия формирования акцептора (т.е. приёмника) результатов действия. На этой стадии оцениваются результаты будущего поведения при выполнении принятого решения.
На стадии эфферентного синтеза формируется конкретная программа поведенческого акта, которая переходит в действие – с какой стороны забежать, какой лапой толкнуться и с какой силой. Полученный животным результат действия по своим параметрам сравнивается с акцептором результата действия – так реализуется принцип обратной связи в деятельности мозга. Если происходит совпадение, удовлетворяющее животное, поведение в данном направлении заканчивается; если нет – поведение возобновляется с изменениями, необходимыми для достижения цели. В этом заключается значение обратной связи.
Большую роль в целенаправленном поведении играют эмоции. Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.
28. Поведение в вероятностной среде. Нейронные механизмы поведенческого акта.
Поведение в вероятностной среде.
Понимание того, что животное и человек, как правило, действуют в постоянно и случайно меняющейся среде, побудило исследователей к изучению способности нервной системы отражать вероятные характеристики действительности.
|
Способность живого организма прогнозировать вероятность предстоящих событий показана во многих экспериментах на крысах, кошках, обезьянах и человеке. При этом исследователи подчеркивают особую роль передних отделов новой коры. Так, после повреждения лобных долей у обезьян нарушение отражения вероятных характеристик среды сохраняется в течение трех с лишним лет, тогда как аналогичный дефект, возникающий после двухстороннего удаления теменной коры, исчезает через один - полтора месяца.
Исследователи высказывают предположение, что повышенная отвлекаемость на малозначимые события, которая наблюдается у больных с опухолью в лобных долях мозга, может быть связана с нарушением механизмов вероятностного прогнозирования.
Многочисленные данные показывают, что отражение вероятностной структуры среды является одним из важных механизмов работы мозга. Функции этого механизма распределены между различными структурами мозга. Вероятностные характеристики действительности на ряду с другими ее параметрами выделяются нервной системой и фиксируются в памяти животного и человека.
Это обстоятельство дает основание исследователям полагать, что механизм предвидения в структуре поведенческого акта должен строиться с учетом как образа "вероятностной структуры среды", так и "вероятности достижения цели".
Нейронные механизмы поведения
|
Любой поведенческий акт представляет интеграцию врожденных и приобретенных составляющих, от соотношения которых зависит степень его сложности. Поведенческий же акт, который в основном предопределен наследственностью, генетической памятью, имеет более простую структуру.
На нейронном уровне он может быть представлен как интеграция сенсорных и командных нейронов, которые реализуют моторный акт через путь мотонейронов. Влияния мотивационного и неспецифического возбуждения на такую систему реализуются через модулирующие нейроны.
Поведенческий акт, который формируется в процессе индивидуальной жизни и является результатом обучения, имеет более сложную организацию. Изучение активности отдельных нейронов во время выполнения сложного поведения позволяет выделить большее число групп нейронов, различающихся своими функциями.
Прежде всего выделена большая группа сенсорных
нейронов. Среди них есть нейроны детекторы. Они селективно реагируют на определенное и достаточно простое качество или свойство внешнего мира. Это детекторы элементов формы, выделяющие углы, отрезки линий, определенным образом ориентированные, или детекторы цвета и т.д. Среди сенсорных нейронов выделена группа специальных нейронов «гностических единиц», избирательно реагирующих уже не на простые, а на сложные интегральные признаки. Кроме того, также найдены нейроны, идентифицирующие эмоции, например, они избирательно отвечают на выражение угрозы на человеческом лице. Нейроны, идентифицирующие лица и эмоциональную э экспрессию, независимо от ракурса восприятия, обнаружены также в миндалине. Особую группу нейронов составляют нейроны «среды» которые избирательно возбуждаются на определённую обстановку, место в привычном сенсорном окружении. К ним относятся пространственно-селективные нейроны, описанные А.С.Батуевым. Эти нейроны предпочитали реагировать на условный сигнал, предъявляемый либо слева, либо справа. Нейроны «среды» были найдены Ю.Н.Сущенко в моторной, соматосенсорной и зрительной коре у кролика. Их активация наблюдалась только в момент пребывания кролика в определенной части клетки. При этом их активность не зависела, от каких либо движений и поведения кролика. Во многих структурах мозга обнаружены нейроны, активация которых связана с выделением поведенческого акта. Прежде всего, это нейроны, которые избирательно реагируют на внешний вид пищи.
А.С.Батуев нашел их в теменной и лобной коре у обезьян. Реакции этих нейронов возникали без обучения. Но их появление зависело от мотивационного возбуждения животного (голода). Выделена также группа нейронов,
которые активируются при выполнении целевых движений. В.Б.Швырков назвал их нейронами «цели». Их активация предшествует акту хватания пищи у кроликов либо нажиму на педаль, за которым следует подача кормушки с пищей. Активация этих нейронов наблюдается при любых вариантах приближения к цели (справа, слева) и при любом способе нажатия на педаль (одной или двумя лапами), и она всегда прекращается при достижении результата. Условия, среда, в которой выполняется данное действие, также не влияют на активность нейронов «цели». Нейроны цели зарегистрированы в моторной, сенсомоторной, зрительной коре, гиппокампе кролика.
А.С.Батуев их называет нейронами моторных программ, так как их активация связана с запуском двигательного акта. Наконец, многими исследователями выделяются нейроны, активность которых жестко связана с осуществлением определенных движений независимо от их роли и места в структуре поведенческого акта. Так описаны нейроны, которые активируются при занятии животных определенной позы, при пережевывании пищи. Среди них следует различать командные нейроны и мотонейроны. Возбуждение командного нейрона определяет осуществление сложно координированного движения, выполнение которого вовлекается группа мотонейронов. Возбуждение же мотонейрона связано с сокращением или расслаблением отдельной мышцы.
29.. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.
потребность — это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация потребности побуждает организм действовать таким образом, чтобы потребность была удовлетворена. Следовательно усиление потребности - причина любого целенаправленного поведения животного и человека.
Любая потребность имеет физиологическое подкрепление. Это связано с тем, что даже незначительное нарушение состояния организма ведет к развитию определенных изменений, стремящихся восстановить первоначальное состояние. То есть потребность представляет собой поведенческое выражение гомеостатических реакций.
Потребность предполагает существование предметов,
удовлетворяющих ее. Для животных эти предметы предоставляются в готовом виде самой природой. Для человека удовлетворение потребностей возможно благодаря наличию, прежде всего продуктов его производственной деятельности и культуры.
Классификация потребностей
У человека выделяют три основных группы потребностей (по П.В. Симонову): витальные (биологические), социальные и идеальные потребности познания и творчества. У животных им соответствуют три группы потребностей, которые реализуются через определенные формы врожденного поведения.
Биологические потребности животных направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение и т.д.
Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения.
Идеальные потребности создают основу для саморазвития вида. К ним относятся потребность в новизне, потребность преодоления и потребность в компетентности.
У человека не строго биологических потребностей, поскольку они удовлетворяются через влияние социальной среды.
Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней конкретное положение. При этом развивается потребность следовать определенным нормам и правилам, принятым в данном социуме. Социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных. К идеальным потребностям человека относится потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.
30-31 Мотивации и эмоции тесно связаны с возникновением и удовлетворением потребностей организма — необходимым условием его жизнедеятельности.
Мотивации (побуждения, влечения, драйвы) определяются генетической программой и индивидуальным опытом, активизируются потребностями и проявляются в избирательном возбуждении специализированных мозговых структур, что приводит при благоприятной внешней ситуации к реализации целенаправленного поведения.
Различают низшие (первичные, простые, биологические) и высшие (вторичные, сложные, социальные) мотивации. Примерами биологических мотиваций могут служить голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве. Не следует отождествлять мотивации и потребности. Нередко последние не трансформируются в мотивационное возбуждение и, следовательно, не могут быть удовлетворены посредством реализации целенаправленного поведенческого акта.
Потребность это нужда которую, испытывает организм и которую стремится удовлетворить посредством целенаправленного поведения. Все потребности человека можно разделить на следующие группы:
1. Биологические (пищевые, половые и др.). В чистом виде у человека не встречаются (исключение – дебилы, имбецилы).
2.Социальные. Желание принадлежать к определенной социальной группе, исполнять нравственные, эстетические, юридические нормы.
3.Идеальные. Потребность познания и т.д.
Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определённой потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности. (К.В. Судаков).
Биологические мотивации делятся на пищевую, питьевую, половую, оборонительную и т.д.
Мотивационное возбуждение обладает свойствами доминанты:
1.Оно инертно, т.е. длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.
2.Все посторонние раздражители благодаря суммации только усиливают мотивационное возбуждение.
3.Очаг мотивационного возбуждения подавляет все другие очаги и подчиняет себе все отделы Ц.Н.С.
4.При мотивационном возбуждении возрастает возбудимость тех отделов мозга, которые ответственны за возникновение мотивации.
5.Благодаря принципу доминанты А.А. Ухтомского в каждый конкретный момент времени поведение организма определяется той мотивацией, которая обеспечивает наилучшую адаптацию организма к условиям среды.
34-35.Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система. Первая сигнальная система действительности — это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) — это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней. Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет. Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств.
Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека —науку”. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель.
Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения). Вторая сигнальная система имеет две функции — коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей.
у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова.. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный). К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой.
У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.
Речь – специфическая особенность человека, отличающая его от других представителей животного мира. Слово – «сигнал сигналов» (по И.П.Павлову) заменяет собой конкретный раздражитель и позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов, явлений, мыслить абстрактными образами. Речь обычно определяют через её коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей. Благодаря системе словесных знаков (устных, письменных, кодовых) появилась возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на значительные расстояния, а также получать её из прошлого и передавать в будущее.
Речь необходима человеку для полноценной жизни в социуме, поэтому в формировании речи большую роль играет речевое окружение и речевое общение. Ограничение, дефектное речевое окружение (глухонемые родители или родители с дефектами речи) или его отсутствие, когда ребенок из-за особых обстоятельств оказывается вне человеческого общества (дети - «Маугли») может быть одной из причин, нарушающих формирование речи ребенка. При освоении им речи происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Речь, психические функции, способности формируются у ребенка в процессе индивидуального развития при целенаправленном воспитании и обучении.
В физиологическом плане речь является сложным рефлекторным актом, который осуществляется по механизму условных рефлексов. Формирование речи у ребенка происходит в первые три года жизни. Ребенок слушает произносимые слова, глядя на взрослого, имитирует движения губ, языка, пытается сам повторить эти слова. Информация от всех этих видов рецепторов поступает в соответствующие центры коры головного мозга – двигательный, зрительный и слуховой.
Речь осуществляется с участием различных структур головного мозга, которые тесно связаны между собой и составляют единую функциональную систему. Но особую роль играют речевые центры коры головного мозга, они вносят существенный специфический вклад в осуществление речевой деятельности. Речевые центры расположены у правшей преимущественно в левом полушарии, у левшей (15%) – в правом полушарии.
Моторный (двигательный) центр устной речи (центр Брока, назван в честь французского анатома, хирурга Поля Брока), расположен в основании нижней лобной извилины. Центр контролирует произвольные сокращения мышц периферических органов речи, гортани, обеспечивает голосовое воспроизведение слов. При его повреждении или заболевании развивается моторная афазия, человек понимает речь, но сам теряет способность говорить. У него нарушается анализ и синтез кинестетических сигналов, возникающих при произнесении слов, фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (губ, языка, открывание и закрывание рта, жевание, глотание), не нарушаются. Двигательный центр речи находится в непосредственной анатомической близости с двигательными центрами, регулирующими движения кистей рук, мелкую моторику. Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центры речи, что способствует развитию речи у детей.
Двигательный центр письменной речи располагается в основании средней лобной извилины,обеспечивает произвольные движения, связанные с написанием букв и других знаков.
Слуховой (сенсорный) центр речи (центр Вернике, назван в честь немецкого невропатолога, психиатра Карла Вернике) расположен в основании верхней височной извилины. Он обеспечивает анализ слышимых слов. При его повреждении или заболевании развивается сенсорная афазия, человек теряет способность на слух различать элементы речи (фонемы, слова), не понимает, что ему говорят, хотя острота слуха, способность различать неречевые звуки не нарушается. При этом нарушении сам он может говорить, излагать устно свои мысли.
Центр чтения письменной речи располагается на границе височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга, обеспечивает понимание написанного текста, предметов, чисел. Он формируется с развитием письменной речи, отсутствует у неграмотного человека. При его поражении или заболевании человек может свободно читать, но не понимает смысла написанного.
Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей различные отделы центральной нервной системы.
Развитие речи у ребенка. При становлении речевой функции у человека необходимо различать развитие речи импрессивой (т. е. её понимания) и экспрессивной речи (т. е. способности говорить), причём, способность понимать речь проявляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, а способность говорить – лишь на втором году жизни. Другими словами, ещё до того, как ребёнок начинает говорить, он уже понимает смысл слов.
Развитие речи представляет для ребенка значительные трудности, так как требует четкой координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки, губ.
Выделяют три критических периода в развитии речи.
Первый критический период – 1–2-й годы жизни, в это время формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие. Первые звуки ребенка – это крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных раздражителей (внешних и внутренних), обычно имеют отрицательный характер (холод, боль, голод и др.). Эти крики они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды.
В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На основе подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предметами и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при произнесении этих слов. Наряду с лепетными словами типа му-у (корова), мяу (кошка) и т.д., ребенок начинает произносить вполне правильно такие несложные в фонетическом отношении слова, как баба, мама, папа, дядя и т.п.
Этот этап в развитии ребенка теснейшим образом связан с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы. При неоднократном повторении сочетаний слова с конкретными предметами (игрушкой, человеком или частями его тела), которые обозначаются этим словом, слово становится для ребенка сигналом «сигнала». Одно называние этого предмета вызывает у него реакцию узнавания. Ребенок рано начинает понимать слова, поэтому для развития речи важно разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его рождения. Постепенно он учится произносить слова.
В последующие два года ребенок овладевает не только произнесением слов, у него постепенно расширяется словарный запас, он всё более совершенно и разнообразно использует речь для общения с окружающими людьми. Но поскольку механизмы координации функций у детей первых лет жизни несовершенны, что связано с ее незрелостью ЦНС, многие звуки и слова они произносят неправильно.
В первый критический период происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этот период на организм ребенка, могут сказаться на развитии речи.
Второй критический период – 3 года. Ведущей формой деятельности у детей становится игра, появляется потребность в общении, закладываются основы коммуникативного поведения. У ребенка интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует четкой согласованности в работе ЦНС (речедвигательного механизма, восприятия, внимания, памяти и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС, нейроэндокринной и сосудистой регуляции, приводит к изменению поведения ребёнка – наблюдается упрямство, негативизм и пр. Всё это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.
Наряду с увеличением словарного запаса, усвоением грамматических норм происходит постепенное совершенствование произношения. К 5-7годам дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети правильно произносят все звуки речи.
Третий критический период в развитии речи – 6–7 лет – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка, связанная с овладением координационными навыками письма, зрительным его контролем, в связи с чем, возрастает значимость функционального состояния тактильного и зрительного анализаторов. При предъявлении повышенных требований к ребёнку, у него могут происходить «срывы» нервной деятельности, в частности, с возникновением заикания.
36. Мозг, мышление и сознание.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний, направленный на приспособление к реальной жизни. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое (абстрактное), наглядно-образное и наглядно-действенное. В процессе онтогенеза человекамышление проходит несколько этапов развития.
Первый этап: наглядно-действенное мышление (или практический интеллект). Развивается у большинства детей до 2 лет и состоит в простраивании сенсомоторных схем. Сенсомоторная схема – это выполнение организованной последовательности действий, составляющих определенную форму поведения (ходьба, еда, речь и др.). Сенсомоторная схема соотносит сенсорную информацию с мышечными действиями.
Второй этап: построение сенсомоторных схем без свершения какого-либо действия. Связан со становлением речевых функций и появлением способности мысленно активировать сенсомоторные схемы, не совершая действия. Реализуется у детей 2-7 лет.
Основной особенностью этих двух этапов развития человеческого мышления становиться способность ребенка предсказывать результат действия, не производя его фактически. В этот период ребенок уже знает, что случится, если дернуть кошку за хвост, или прыгать по лужам, или разбросать свои игрушки и т.д. Действие, однако, остается основным элементом мышления ребенка. Если попросить ребенка дать определение какому-либо понятию или предмету, то его ответ будет содержать действие: стул – это то, на чем сидят; прогулка – это то, где бегают и играют и т.д. В этот период развивается речь, которая первоначально базируется также на сенсомоторной схеме «слушаю – повторяю». В период 1,5-7 лет бурное развитие претерпевают височная и лобная (преимущественно моторные зоны) области коры.
Третий этап: логические рассуждения, использование конкретных понятий в пределах реальных событий. В этот период (7-10 лет) активируются корково-корковые ассоциативные связи.
Четвертый этап: способность к формальным операциям, к абстракциям, к оценке (и созданию) гипотез (11-16 лет). Считают, что в этот период завершается формирование основных связей лобной коры с другими отделами (корковыми и подкорковыми) мозга.
Структурно-функциональные основы мышления. Мышление основывается на работе сенсорных систем, механизмах памяти и участии соответствующих подкорковых (в том числе – ретикулярных и лимбических) структур и коры больших полушарий (проекционных и ассоциативных зон).
Огромное значение для процессов мышления имеет функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга. В определенном смысле, каждое полушарие имеет отдельное, собственное мышление. Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно. У большинства людей левое – отвечает за язык и речь, правое – управляет пониманием и навыками, связанными с пространственным и зрительным восприятием. В то же время, правое полушарие обладает способностью понимать речь, но в большинстве случаев не может её программировать. Таким образом, если схематизировать функции полушарий в отношении мышления, то оказывается, что левое и правое полушария в равной мере способны к распознаванию стимулов внешнего мира, но пользуются разными способами или стратегиями решения задачи и имеют разные возможности в выражении результатов решения – языковую для левого полушария и пространственно-зрительную для правого полушария.
СОЗНАНИЕ — интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Не все психические процессы в каждый данный момент включаются в сознание, некоторые из них могут находиться как бы за порогом его. Благодаря сознанию человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективных формах, выходить за рамки субъективной значимости. Объектом сознания выступает и внутренний мир человека. На основе сознания развивается и самосознание. Самосознание можно считать основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки. Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение.
37. Донервные теории индивидуальности
В повседневной жизни мы замечаем, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения. Это обстоятельство было отмечено еще в древние времена и было положено в основу греческой медицины, испытавшей сильное влияние Гиппократа (V в. до н.э.). Греческая (или греко-арабская) медицина основана на признании четырех элементов или стихий природы: воздуха, воды, огня и земли. Соответственно и в организме человека различаются четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы (кровь, лимфа, желчь, черная желчь). Комбинация этих материй и определяет особенности, тип поведения человека. Эта идея легла в основу первой классификации темпераментов, изложенной в трудах Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности человека зависит от соотношения четырех жидкостей (материй), циркулирующих в организме — крови, желчи, черной желчи и слизи (лимфы, флегмы).
Смесь этих жидкостей определяет индивидуальное своеобразие каждого организма. классификация индивидов была названа классификацией темпераментов. И сейчас известна как учение Гиппократа о четырех видах темпераментов. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые согласно этому учению преобладали у человека: сангвинический связан с преобладанием крови (лат.), холерический с желчью (лат.), меланхолический с черной желчью (лат.), флегматический со слизью (лат.).
Теория темперамента Э. Кречмера, получившая распространение в 30-40-х гг. нашего века, строилась на изучении связи психических особенностей человека с его конституцией. Он определяет темпераменты на основе выделенных им конституционных типов телосложения. Им было замечено, что у больных, страдающих маниакально-депрессивным психозом (циклотимией), чаще встречается пикническое телосложение: широкая грудь, коренастая, широкая фигура, крупная голова, выступающий живот. У больных шизофренией чаще можно видеть астенический тип конституции: длинная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура. Пикническому конституционному типу, по Кречмеру, соответствует циклоидный (циклотимический) темперамент, для которого характерна адекватная реакция на внешние стимулы, открытость, естественность, плавность движений. Настроение таких лиц измеряется шкалой от веселого настроения у маниакальных субъектов до сниженного мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Астеническому типу конституции соответствует шизоидный (шизотимический) темперамент: замкнутость, уход в себя, неадекватность реакций внешним воздействиям. Настроение их измеряется по шкале, на одном полюсе которой аффективность и раздражительность, на другом — бесчувственность, равнодушие. По мнению Э. Кречмера, связь телосложения с психикой, отчетливо выступившая у больных, существует и у здоровых, но в скрытой форме.
К морфологическим теориям темперамента относится не только теория Э. Кречмера, но и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделил три основных типа соматической конституции: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Эндо-морфный тип отличается мягкостью и округлостью внешнего облика, слабым развитием костной и мышечной систем. Ему соответствует темперамент с чувственными устремлениями, любовь к комфорту, мышечная расслабленность, наслаждение едой, душевная теплота в общении с другими людьми. Мезоморфный тип характеризуется развитой костно-мышечной системой,
атлетичностью, силой. Для него характерна резкость движений. Ему соответствует темперамент со склонностью к риску, потребностью в физических упражнениях, активность, смелость, властолюбие, безразличие к боли, агрессивность. Эктоморфному типу конституции соответствует хрупкость телосложения, отсутствие выраженной мускулатуры. Такие лица характеризуются сдержанностью, общей заторможенностью, скрытностью, пугливостью, склонностью к одиночеству.