Конспект урока технологии
Тема: «Конструирование из сложных форм.
Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм»
Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении автомобиля и его строении.
Планируемые результаты:
Предметные:
- освоить умение складывания картона;
- уметь собирать модели грузового автомобиля, используя инструкционную карту;
- уметь оформлять выставку из готовых изделий.
Личностные:
- развитие эстетического вкуса, развитие самостоятельности, воспитание познавательного интереса к предмету.
Тип урока: « открытие» нового знания.
Оборудование: -для учителя: презентация, изделие, собственные работы, клей, картон, ножницы.
-для учащихся: картон, ножницы, клей, карандаш.
Этапы урока | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Здравствуйте, ребята! - Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики - Давайте настроимся на хорошую работу, соберём всё своё внимание. Послушайте стихотворение: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. | - приветствуют учителя; - настраиваются на работу; | Р: самоопределение; Л.: формирование мотивации к обучению; |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4 мин | Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит... - Что такое автомобиль? Отгадайте загадку: Была телега у меня, Да только не было коня. И вдруг она заржала, Заржала – побежала. Глядите, побежала Телега без коня! | -автомобиль - грузовой автомобиль | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи | 1 мин | -Как вы думаете, что мы будем изготавливать на сегодняшнем уроке? - Верно! | - мы изготовим модель автомобиля | Р: целеполагание, постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания | 10 мин | Автомобиль – это наземное транспортное средство на колёсах с собственным двигателем. Первые модели автомобилей были созданы в 1885-86 годах немецкими изобретателями. Первый автомобиль был похож на экипаж с конной упряжкой и поэтому часто назывался безлошадным экипажем. Г. Даймлер в 1885 году создал и запатентовал трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Позднее подобную машину создал Карл Бенц. Спустя 8 лет Бенц изготовил четырехколесный автомобиль, в котором колеса поворачивались поодиночке, а не целиком на одной оси, как раньше. Грандиозный прорыв в автомобилестроении получил гордое имя «Виктория». Первый советский грузовой автомобиль АМО-ф-15 был выпущен в 1924 году. В 1931 году вступил в строй Московский автозавод, который с 1956 года носит имя первого его директора И.А.Лихачева. В годы войны в городе Миасс Челябинской области начался выпуск грузовиков «Урал», которые доставляли боеприпасы и продукты питания нашим воинам – защитникам на линию обороны, вывозили детей из блокадного Ленинграда. Как вы думаете для чего используются грузовые автомобили? Грузовые автомобили используются для перевозки различных грузов, от чего и получили своё название. Кто знает, какие бывают грузовые автомобили? Они бывают двух видов: с бортовым кузовом и самосвалы. Бортовые кузова могут крепиться непосредственно к раме автомобиля или монтироваться отдельно на колесах, в таком случае они являются прицепом, а автомобиль служит в качестве тягача. Наиболее универсальные грузовые автомобили относятся к семейству КамАЗов (завод – автогигант на берегу реки Камы в городе Набережные Челны). Конструкторы постоянно работают над усовершенствованием моделей автомобиля. Различные самосвалы выпускают КрАЗ (Кременчугский автозавод), КамАЗ, БелАЗ (Белорусский автозавод, находящийся в городе Жодино), МАЗ (Минский автозавод). На базе грузовиков строится большинство специальных автомобилей. К ним относятся пожарные, поливочные автомобили, грузовики для перевозки хлеба, мебели, молока, бензина и других грузов. | Слушают учителя Ответы детей Ответы детей Слушают учителя | П: анализ объектов с целью выделения признаков П: осознание и построение речевого высказывания Р: прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 2 мин | Физминутка - А сейчас давайте немного отдохнем и проведем с вами динамическую паузу - 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам - 2. Массажировать мочки ушей - 3. Сделать замок за спиной с переменой рук - 4. Гимнастика для глаз 1) вверх – вниз, влево – вправо 2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой 3) зажмурить – открыть | -Выполняют движения | П: структурирование знаний |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 20 мин | Из каких частей состоит наш автомобиль? Показ образца: -рассматривание модели в целом; -анализ конструкции модели грузовика; -определение материала, из которого он сделан. Посмотрите на образец изделия. Это объёмная модель из двух основных частей — геометрических тел. - Что такое геометрическое тело? - Какие геометрические тела изображены? - Что такое грани? У каждой из этих тел грани разной формы. У куба это квадрат. Сколько граней у куба? 1. На развёртке должно быть соответствующее число граней. На развёртке обязательно должны быть не только все грани тела, но и клапаны для соединения развёртки в объёмную форму конструкции. Что означают линии на чертеже? 2. Сколько граней у кабины? 3. Колеса. - объяснение последовательности изготовления поделки Работа с инструкционной картой: -сколько деталей на инструкционной карте? -какие это детали? В нашей работе нам помогут наши руки, карандаш, ножницы, линейка и инструкционная карта, выведенная на экран. Все помнят правила безопасной работы с инструментами? - повторение правил охраны труда при работе с ножницами, клеем; - раздача чертежей модели грузового автомобиля; Раскрой. Развёртки и крепления надо аккуратно вырезать, помня о правилах работы ножницами. Сборка. По инструкционной карте. Отделка. Учащиеся самостоятельно придумывают, как оформить изделие.Учащимся предложено добавить к грузовому автомобилю дополнительные детали (фары, зеркало, номер, груз и т.д.) | - слушают учителя; | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
VII. Включение в систему знаний | 2 мин | -Ребят, давайте вспомним, какова тема нашего урока? | -Тема: «создание модели автомобиля» | Л: анализ объектов П: осознание и построение речевого высказывания |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 5 мин | Что больше всего понравилось на занятии? - Какие эмоции вы испытывали на занятии? - Что у вас получилось и не получилось на занятии? -Молодцы, ребята, вы сегодня все справились с работой. У нас получилась великолепная картина. Ребята, убираем свои рабочие места. | -Ребята делятся своими впечатлениями от работы -Отвечают на ответы -Убирают свои рабочие места | Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
|
|
|
Приложение
Инструкционная карта
«Последовательность изготовления модели грузового автомобиля»
1. Рассмотреть чертеж, найти кузов, колеса, стекла, кабину, раму автомобиля и клапаны, с помощью которых он склеен.
2. Наклеить чертеж машины и кузова на цветной картон.
3. Вырезать кузов и раму с кабиной, не срезая клапаны.
4. Произвести рицовку с помощью линейки и ручки.
5. По пунктирным линиям отогнуть клапаны у рамы с кабиной и борта у кузова.
6. С помощью клапанов склеить кузов и раму с кабиной.
7. Приклеить кузов к раме автомобиля.